Седьмой зал - "Из чистого милосердия?". Групповые портреты богадельни. Неизвестный художник, возможно, Дэвид Винкбонс (1576 - 1631 гг.) "Глава Альмезеньердома раздает одежду".
1628 год (предположительно). Дерево, масло. Амстердамский музей. В 1578 году ранее католический Амстердам стал протестантским, что имело долгосрочные социальные последствия: католические учреждения, в том числе 19 монастырей, которые ранее заботились о нуждающихся, больных, сиротах и престарелых, были закрыты. Поскольку в последующие годы социальные проблемы возросли, а Амстердам стал "процветающим городом", с быстро растущим населением, протестантский магистрат принял меры. Используя конфискованные активы католических монастырей, и часто теперь пустующие их здания, были создан6ы новые многочисленные социальные службы и учреждения. Добровольный управленческий состав этих учреждений - "регенты" - состоял из представителей буржуазной элиты. В 1613 году на территории бывшего монастыря Бедных Кларисок был построен Алмезенирский дом. Мэры, или алмезениеры, заботились о настоящих бедняках города, то есть только о тех людях, которые, по тогдашнему пониманию, впали в нищету не по своей вине. Между 1626 и 1628 годами мэров было пять. Большие картины, написанные для их представительного зала собраний в Алмезеньерсхёйсе, которые они показывали при исполнении своих обязанностей: при регистрации "настоящих" бедняков, раздаче хлеба и одежды, посещения на дому нуждающихся больных и организация принудительного труда неработающих людей. Правители, одетые в элегантное черное, с белоснежными воротничками - жерновами, сразу были узнаваемы в толпе нуждающихся в помощи людей в рваных одеждах натуральных цветов. Более того: альмезеньеры - это портреты, тогда как бедняки изображались в типовой манере, без всякого интереса к отдельному человеку.
"Один город - много лиц" - вторая часть интереснейшей выставки, проходящей в музее Штеделя во Франкфурте. Амстердам был столицей Европы в 17 веке. Город и население быстро росли, процветали торговля, наука и искусство. Влиятельные граждане определяли судьбу города и самоуверенно прославляли себя в великолепных групповых портретах, созданных ведущими художниками, особенно Рембрандтом. Как ни в каком другом городе, групповой портрет в Амстердаме является отражением влиятельной гражданской элиты, включающей, прежде всего, членов стрелковых ассоциаций и регентов социальных институтов. Но за процветание города приходилось платить: оно основано на колониальной политике и строгом социальном порядке. Эта выставка показывает обе стороны медали с изображениями и историями плюралистического общества, рассказывающими о богатстве и бедности, счастье и разорении, власти и бессилии.
Выставка предлагает исследовать Амстердам Рембрандта. На основе подробной карты города Даниэля Сталпарта начала 1660-х годов, зрители посещают важнейшие достопримечательности и учреждения мегаполиса. Таким образом, выставка знакомит с важнейшими аспектами жизни в Амстердаме во времена Рембрандта, которые бросают вызов традиционному представлению о "золотом веке".