Фотоальбом

Амстердам Рембрандта. Часть 2.

"Один город - много лиц" - вторая часть интереснейшей выставки, проходящей в музее Штеделя во Франкфурте. Амстердам был столицей Европы в 17 веке. Город и население быстро росли, процветали торговля, наука и искусство. Влиятельные граждане определяли судьбу города и самоуверенно прославляли себя в великолепных групповых портретах, созданных  ведущими художниками, особенно Рембрандтом. Как ни в каком другом городе, групповой портрет в Амстердаме является отражением влиятельной гражданской элиты, включающей, прежде всего, членов стрелковых ассоциаций и регентов социальных институтов. Но за процветание города приходилось платить: оно основано на колониальной политике и строгом социальном порядке. Эта выставка показывает обе стороны медали с изображениями и историями плюралистического общества, рассказывающими о богатстве и бедности, счастье и разорении, власти и бессилии. 

Выставка предлагает исследовать Амстердам Рембрандта. На основе подробной карты города Даниэля Сталпарта начала 1660-х годов, зрители посещают важнейшие достопримечательности и учреждения мегаполиса. Таким образом, выставка знакомит с важнейшими аспектами жизни в Амстердаме во времена Рембрандта, которые бросают вызов традиционному представлению о "золотом веке".

Шестой зал -
Шестой зал - "Бумтаун 17 века". Арент Аренц, по прозвищу Кабель (1585/86 - 1631 гг.) "Зимняя сцена на Амстеле". Около 1621 года. Дерево, масло. Торонто, Художественная галерея Онтарио.
При жизни Рембрандта Амстердам превратился в европейский центр мировой торговли. Всего за несколько десятилетий город пережил уникальный экономический бум. Тихий поселок на Амстеле превратился в мегаполис. На фондовой бирже торговались акции Ост-Индской и Вест-Индской торговых компаний, основанных в 1602 и 1621 годах. За короткий промежуток времени они насильственно основали колониальную империю в Азии, Африке и Америке, и вложили значительные средства в торговлю порабощенными людьми. Таким образом зарабатывались огромные состояния, но иногда они снова сгорали за очень короткое время в результате крахов фондового рынка, таких как спекуляции по поводу экзотических луковиц тюльпанов в 1637 году. При этом население Амстердама выросло более, чем в три раза. Территория города - крепости значительно расширилась - вдвое; построилось знаменитое кольцо каналов, а также Новая Ратуша на центральной площади Дам. Она отражала новую уверенность города в себе и больше похожа на княжескую резиденцию, чем на муниципальное административное здание (и, что немаловажно, с 1808 года по сегодняшний день здание было королевским дворцом).
Исаак Коммелин, издатель.
Исаак Коммелин, издатель.
Гражданский совет гарантировал свободу религии и мысли, наука и искусство процветают с беспрецедентным качеством и продуктивностью. Люди со всей Европы переезжают в Амстердам в надежде заработать там состояние. Но многим это не удается. Богатые торговцы со всего мира в гавани и на фондовой бирже соседствуют с улицами, населенными многочисленными людьми, находящимися в трудных социальных условиях. Они все еще пытались организовать свое выживание. Виду массовой нищеты город инвестировал в многочисленные социальные учреждения, такие как детские дома, приюты для бездомных, а также дома престарелых. Даже городские тюрьмы Амстердама указывали на будущее: какими бы отталкивающими ни были многие аспекты системы уголовного правосудия того времени, Амстердам представлял собой первую в Европе попытку совместить наказание и ресоциализацию.
Гербрандт ван ден Экхаут (1621 - 1674 гг.)
Гербрандт ван ден Экхаут (1621 - 1674 гг.) "Портрет Исаака Коммелена", 1669 год. Холст, масло. Собственная коллекция. Авраам Блутелинг (1640 - 1690 гг.), гравер. Маркус Виллемс Дорник (1633 - 1703 гг.), издатель. Гербрандт ван ден Экхаут (1621 - 1674 гг.)
Исаак Коммелин родился в богатой семье амстердамских печатников и издателей. Как член правящей буржуазной элиты города, он также был представлен в качестве регента в советах нескольких городских учреждений. Как богатый издатель он придавал большое значение своему имиджу и несколько раз изображал сам себя, в том числе на индивидуальном портрете Экхаута. Этот портрет полон гордости за Амстердам: на стене позади Коммелена висит план последнего крупного расширения города в 1662 - 1664 годах. Рядом с Коммеленом лежит раскрытая книга - "Описание Амстердама", соавтором которой он являлся и опубликованной в 1665 году. Содержащиеся в ней пояснения об исторических и вновь построенных зданиях были написаны им. Изображения на обложке книги, которое хорошо видно на картине, подводит итог патриотизму: на ней изображено аллегорическое изображение Амстердама как городской богини, восседающей на троне перед горизонтом города. Ей поклоняются олицетворения четырех континентов, морской бог Нептун и бог реки Амстел. Все они свидетельствуют о важности Амстердама в мировой торговле. Ван ден экхаут не только написал портрет Коммелина, но, вероятно, также разработал это аллегорическое прославление города. Как впечатляюще показывает эта картина, самореклама художников и клиентов может идти рука об руку - беспроигрышная ситуация в обществе, нацеленном на прибыль.
Клаас Янш Вишер (ок. 1587 - 1652 гг.), гравер; Герман Аллерц Костер (ок. 1573 - после 1646 гг.) редактор-издатель. Листовка с аллегорическим изображением Амстердама как столицы мировой торговли. Гравировка, офорт, высокая печать на 16 листах.
Клаас Янш Вишер (ок. 1587 - 1652 гг.), гравер; Герман Аллерц Костер (ок. 1573 - после 1646 гг.) редактор-издатель. Листовка с аллегорическим изображением Амстердама как столицы мировой торговли. Гравировка, офорт, высокая печать на 16 листах.
В этой брошюре Амстердам прославляется как мировая торговая столица начала 17 века. Стеденмейд, олицетворение Амстердама, восседает на троне перед гаванью и панорамой города. Торговцы со всего мира подходят к ней с обеих сторон и предлагают ей свои товары в знак уважения. Легенда на напечатанном изображении в правом верхнем углу подробно описывает ее происхождение. Гравюра была опубликована в 1611 году.
Иов Адрианс Беркхейде (1630 - 1693 гг.)
Иов Адрианс Беркхейде (1630 - 1693 гг.) "Двор амстердамской фондовой биржи". Около 1670 года. Холст, масло. Роттердам, Музей Бойманса Ван Бёнингена.
Амстердамская фондовая биржа - пульсирующее сердце торгового мегаполиса. Люди из ближнего и дальнего зарубежья торговали здесь, вкладывая деньги в акции Ост-Индской или Вест-Индской компаний и обменивались новостями со всего мира.
Адриан ван Ньюландт (1587 - 1658 гг.)
Адриан ван Ньюландт (1587 - 1658 гг.) "Шествие прокаженных на дамбе в Коппертьесмандаге" на площади Дам", 1633 год. Холст, масло. Амстердамский музей.
До 1604 года в Амстердаме существовала традиция, согласно которой люди, страдающие проказой, в понедельник после Крещения маршировали по городу процессией для сбора милостыни. Эти люди проводили остаток года в изоляции от общества в Лепрозории. Для горожан этот парад становился зрелищем, сопровождающимся изобилием еды и напитков. На картине, созданной спустя много лет посмле того, как эта традиция была отменена, Дамба - все еще со старой Ратушей - служит фоном, перед которым собираются представители разных социальных классом и занимаются различными видами деятельности. Из интересного: на картине изображен Крысолов.
Иов Адрианс Беркхейде (1630 - 1693 гг.)
Иов Адрианс Беркхейде (1630 - 1693 гг.) "Северный портал амстердамской фондовой биржи", около 1675-80 гг. Холст, масло. Собственная коллекция.
На Амстердамской Фондовой Бирже зарабатывались и терялись целые состояния. Если человек получал прибыль и был в хорошем настроении, то прямо здесь он мог купить какое-нибудь произведение искусства, выставленное на продажу арт-дилером неподалеку от северных ворот, выходящих на площадь Дам.
Ян Кристианс Микер (ок. 1598/99 - 1664 гг.)
Ян Кристианс Микер (ок. 1598/99 - 1664 гг.) "Вид на Амстердам с высоты птичьего полета, около 1538 года". Около 1652 года. Холст, масло. Амстердамский музей.
Этот вид Амстердама середины 17 века необыкновенен: он показывает город с высоты птичьего полета, но прежде всего, в том виде, в котором он был в 1540 году! Ян Микер точно копирует старейшее изображение Амстердама Корнелиса Антониса 1538 года, но добавляет к нему движущиеся тени облаков. Возможно, он намекает на течение времени. В любом случае, его картина является впечатляющим свидетельством исторического сознания жителей Амстердама во времена Рембрандта.
Соломон Савери (1594 - 1683 гг.)
Соломон Савери (1594 - 1683 гг.) "Сцена Нью-Шоубурга в 1637 году". Гравюра. Амстердам, Аллард Пирсон.
Амстердамский театр Шоубург был построен на Кайзерграхте в 1637 году. Затраты на строительство первоначально финансировалось местным муниципальным приютом и домом престарелых, а затем появился надежный источник этим учреждениям от продажи билетов. Чтобы не дать этому иссякнуть, в программу включались только качественные и перспективные спектакли, что помогало театральной культуре Амстердама обрести новую жизнь. Социальные, экономические и художественные интересы шли рука об руку, а аудитория отражала почти все городское общество.
Соломон Савери (1594 - 1683 гг.)
Соломон Савери (1594 - 1683 гг.) "Зрительный зал Нью-Шоубурга в 1637 году".
Гравюра на медной пластине. 1658 год. Амстердам, Аллард Пирсон.
Ян Ливенс  (1607 - 1667 гг.)
Ян Ливенс (1607 - 1667 гг.) "Портрет Яна де Воса". Около 1660 года. Рисунок мелом и кистью. Собственная коллекция.
Ян де Вос - разносторонне талантливый художник. Его основная профессия - стеклодув, он еще и поэт, а также один из регентов Амстердамского театра и его художественный руководитель. Как место представлений, "видеть и быть увиденным", Шоубург выполнял важную функцию в амстердамском обществе. Пьесы, поставленные самим Восом, были очень популярны. В роли регента он также продвигал строительство нового здания театра, и, более того, сделал возможным более сложные сценические конструкции и более эффективными представления.
Геррит Адриенс Беркхейде (1638 - 1698 гг.)
Геррит Адриенс Беркхейде (1638 - 1698 гг.) "Плотина с ратушей и городскими весами, вид на площадь Дам".
1668 год. Холст, масло. Антверпен, Королевский музей изящных искусств.
Николаес Питерс Берхем (1622 - 1683 гг.)
Николаес Питерс Берхем (1622 - 1683 гг.) "Аллегория городской экспансии Амстердама". Около 1663 года. Холст, масло. Амстердамский музей.
В 1662 году городская территория Амстердама была расширена в четвертый раз. Характерное для города кольцо каналов к этому моменту было близко к завершению. Художник Берхем отметил этот момент роскошной аллегорией прославления города Амстердама. В центре действия Стеденмейд, "Амстердамская Дева", представляет план городского архитектора Даниэля Стальпаэрта олимпийским богам во главе с Юпитером и Юноной. Одновременно это олицетворение изобилия воздает ей должное переполненным рогом изобилия.
Питер Хендрикс Шут (1618/19 - 1660 гг.) Карты города и восемь топографических видов Амстердама. После 1662/64 года. Гравировка, офорт, ручная раскраска, книжная печать на 33 листах. Дармштадт, Университет и государственная библиотека.
Питер Хендрикс Шут (1618/19 - 1660 гг.) Карты города и восемь топографических видов Амстердама. После 1662/64 года. Гравировка, офорт, ручная раскраска, книжная печать на 33 листах. Дармштадт, Университет и государственная библиотека.
На этой настенной карте не только изображена топография Амстердама 1664 года, но и документировано постепенное расширение границ города в период с 1342 по 1612 годы. За три столетия Амстердам превратился из небольшой рыбацкой деревни в один из важнейших торговых мегаполисов Европы и мира. Карты города окружены изображениями самых важных зданий и церквей города - ратуши на дамбе, Ауде-Керк, фондовой биржи, Новой Керк, Зейдеркерк, Вестеркерк и Нордеркерк, а также Капели Ньювезейдс. Подобные планы украшали жилища богатых горожан, заботящихся об истории Амстердама, но этот был заказан в 1665 году ландграфом Людвигом VI в Гессен-Дармштадт во время поездки в Нидерланды.
Йоханнес Лингельбах (1622 - 1674 гг.)
Йоханнес Лингельбах (1622 - 1674 гг.) "Вид на плотину площади Дам со строящейся Новой Ратушей". 1656 год. Холст, масло. Амстердамский музей.
Когда в 1659 году старая ратуша стала жертвой пожара, городской магистрат решил построить новое роскошное здание, которое отражало бы имидж города как хозяина мировой торговли. После окончания действия конституции старого города в период Наполеона, здание превратилось в Королевский дворец. Кстати, эта функция у него есть и сегодня. В своей великолепной картине Йоханнес Лингельбах, родом из Франкфурта, описал происходящее на плотине, пока Ратуша еще строилась.
Геррит Адриенс Беркхейде (1638 - 1698 гг.)
Геррит Адриенс Беркхейде (1638 - 1698 гг.) "Вид на Херенграхт". 1671/72 гг. Масло, дерево. Амстердам, Рейксмузей.".
Колько каналов, которое до сих пор является типичным для Амстердама, было создано в рамках четвертого расширения города с середины 17 века. Показанный здесь Херенграхт, наряду с Сингелем, Кайзерграхтом и Принсенграхтом, является одним из четырех каналов, окружающих центр города в форме полумесяца. В своей атмосферной картине Беркхейде документирует ход строительства "Золотой Бухты", излучины Херенграхта, где живут самые богатые жители Амстердама. Некоторые участки под застройку все еще доступны!
Седьмой зал -
Седьмой зал - "Из чистого милосердия?". Групповые портреты богадельни. Неизвестный художник, возможно, Дэвид Винкбонс (1576 - 1631 гг.) "Глава Альмезеньердома раздает одежду".
1628 год (предположительно). Дерево, масло. Амстердамский музей. В 1578 году ранее католический Амстердам стал протестантским, что имело долгосрочные социальные последствия: католические учреждения, в том числе 19 монастырей, которые ранее заботились о нуждающихся, больных, сиротах и престарелых, были закрыты. Поскольку в последующие годы социальные проблемы возросли, а Амстердам стал "процветающим городом", с быстро растущим населением, протестантский магистрат принял меры. Используя конфискованные активы католических монастырей, и часто теперь пустующие их здания, были создан6ы новые многочисленные социальные службы и учреждения. Добровольный управленческий состав этих учреждений - "регенты" - состоял из представителей буржуазной элиты. В 1613 году на территории бывшего монастыря Бедных Кларисок был построен Алмезенирский дом. Мэры, или алмезениеры, заботились о настоящих бедняках города, то есть только о тех людях, которые, по тогдашнему пониманию, впали в нищету не по своей вине. Между 1626 и 1628 годами мэров было пять. Большие картины, написанные для их представительного зала собраний в Алмезеньерсхёйсе, которые они показывали при исполнении своих обязанностей: при регистрации "настоящих" бедняков, раздаче хлеба и одежды, посещения на дому нуждающихся больных и организация принудительного труда неработающих людей. Правители, одетые в элегантное черное, с белоснежными воротничками - жерновами, сразу были узнаваемы в толпе нуждающихся в помощи людей в рваных одеждах натуральных цветов. Более того: альмезеньеры - это портреты, тогда как бедняки изображались в типовой манере, без всякого интереса к отдельному человеку.
Неизвестный художник, возможно, Дэвид Винкбонс (1576 - 1631 гг.)
Неизвестный художник, возможно, Дэвид Винкбонс (1576 - 1631 гг.) "Регистрация бедняков и сирот в Альмозеньерхаусе". 1628 год. Масло, дерево. Амстердамский музей.
На этой серии изображений из амстердамской богодельни, показаны управляющие раздачей милостыни, занимающиеся благотворительностью. Можно увидеть, как они принимают под опеку сирот и обездоленных, раздают хлеб и одежду, посещают больных и следят за тем, чтобы способные работать, работали. Этот повествовательный сюжет уникален в традиции групповых портретов амстердамских гражданских лиц, которые, как правило, изображают патрициев - регентов в элегантном уединении соответствующих регентских комнат.Несмотря на тщательно срежессированную суету вокруг них, Алмезеньеры по-прежнему выделялись из толпы стереотипных бедняков, благодаря своей черной красивой одежде и шляпам, девственно - белым воротникам и выразительному взгляду, обращенному вовне.
Неизвестный художник, возможно, Дэвид Винкбонс (1576 - 1631 гг.)
Неизвестный художник, возможно, Дэвид Винкбонс (1576 - 1631 гг.) "Глава Альмезеньердома раздает хлеб".
1627 год. Дерево, масло. Амстердамский музей.
Неизвестный художник, возможно, Дэвид Винкбонс (1576 - 1631 гг.)
Неизвестный художник, возможно, Дэвид Винкбонс (1576 - 1631 гг.) "Глава Альмезеньердома наблюдает за измельчением конопли". 1628 год (вероятно). Масло, дерево. Амстердамский музей.
Одной из задач Альмезеньером также являлась обеспечение соблюдения запрета на попрошайничество, введенного в 1613 году. Трудноспособные бродяги и нищие должны были при необходимости возвращаться в общество посредством принудительного труда. Одним из таких исправительных центров являлась дробилка конопли. Чтобы волокна конопли можно было дальше переработать для производства текстиля, их необходимо было сначала расплющить, т.е. сломать. На заднем плане видно, как осуществляется это действие.
Питер Артсен (ок. 1508 - 1675 гг.)
Питер Артсен (ок. 1508 - 1675 гг.) "Семь дел Милосердия". 1575 год. Дерево, темпера. Варшава, Народный музей.
Питер Артсен показывает семь библейских дел милосердия, как образное повествование, на которое до сих пор сильно влияет период до Реформации. Принципы христианского сосуществования - благотворительность и забота о бедных - представлены здесь в общепонятной форме. С этим связана просьба обеспечить собственное духовное спасение посредством добрых дел. Эту идею иллюстрирует изображение Страшного Суда на фасаде здания справа.
Неизвестный художник, возможно, Дэвид Винкбонс (1576 - 1631 гг.)
Неизвестный художник, возможно, Дэвид Винкбонс (1576 - 1631 гг.) "Альмезеньеры с домашним визитом". 1626 год. Масло, дерево. Амстердамский музей.
Двое Альмезеньеров навещают так называемых "домовых бедняков". Это все те бедняки, которые имеют собственную крышу над головой, но все еще зависят от посторонней помощи. Однако такая забота оказывалась только тем, кто по представлениям того времени, не впал в нищету. Об этом свидетельствует столь старательно выполненная здесь работа, которая контрастирует со сценой в таверне, которую можно рассматривать как картину в картине над камином.
Восьмой зал -
Восьмой зал - "Сознательный статус". Последний цвет стрелков Амстердама. Бартоломеус ван дер Хельст (ок. 1613 - 1670 гг.) "Руководители аркебузного стрелкового дома".
1655 год. Холст, масло. Амстердамский музей. Около 1650 года стены стрелковых домов стали тесными. Здесь вплотную друг к другу висели репрезентативные групповые портреты полуторавековой давности. Для дальнейших заказов широкоформатных полотен места уже не было. В любом случае, увековечить всех стрелков на одном групповом портрете уже было невозможно - число рот стало слишком большим из-за колоссального роста населения города. Жанр амстердамской стрелковой пьесы замирает из-за нехватки места. Но не обошлось и без блестящего заключительного замечания: Бартоломеусу ван дер Хельсту, одному из лучших портретистов Амстердама, было поручено изобразить глав трех стрелковых домов - Хандбуга, Фетбога и Кловеньерсдоэлена. Уменьшенное количество людей позволило еще больше сосредоточится на отдельных персонажах и их взаимодействии. Художник остался верен своим сложившейся схеме изображения людей, собравшихся за столом. Лидерам дарят серебряный рог для питья, который до сих пор используется в бывшей гильдии Святого Йориса, что является выражением сильнейшей традиции. Джон Хайдекопер особенно заботился об имидже: он увековечен не только как капитан роты в масштабной работе Говерта Флинка, но и на групповом портрете., и в мраморном бюсте, основанном на римских традициях.
Артур Квеллин (1609 - 1668 гг.).
Артур Квеллин (1609 - 1668 гг.). "Портретный бюст Джона Хайдепера". Около 1654 года. Мрамор. Амстердамский музей.
Джон Хайдекопер позволил изобразить себя в образе римского императора в этом мраморном бюсте самого известного в Амстердаме скульптора. Богатый купец за свою жизнь занимал несколько высоких должностей в городской администрации. Он избирался мэром шесть раз. Он также являлся администратором Голландской Ост-Индской компании, членом Адмиралтейского Совета и главой Дома Арбалетчиков. Хайдекопер способствовал строительству в Амстердаме и инициировал строительство Новой Ратуши на плотине в 1648 году. Он также являлся важным покровителем современного искусства и литературы: стихи на постаменте его бюста принадлежат амстердамскому поэту Йосту ван ден Вонделу: "Таким образом, резец Квеллина запечатлевает в чистом мраморе жизнь того, что наши глаза видят в Хейдекупере, отце гражданина и верном защитнике торгового города, в который зависть пускает свои стрелы. Кристина подарила этому герою рыцарский меч. Курфюрст приветствует его при дворе как посланника города. Его советы поддерживают Индию, пока наши паруса взлетают, а Мерсевин рвется высоко и растет благодаря похвалам рыцаря. Гражданам приятно видеть его в мраморе, но этот человек еще красивее, высеченный в сердцах людей".
Бартоломеус ван дер Хельст (ок. 1613 - 1670 гг.)
Бартоломеус ван дер Хельст (ок. 1613 - 1670 гг.) "Руководители арбалетного стрелкового дома". 1653 год. Холст, масло. Амстердамский музей.
Автор показывает арбалетчиков, в их стрелковом доме Фетбугдолен, собравшихся за столом, на котором разложено несколько документов. Свою связь с традициями они подчеркивают серебряным рогом для питья, подаренным в 1566 году трактирщиком. Крайним справа сидит Джон Хайдекопер, один из самых влиятельных людей своего времени.
Девятый зал: картины в формате XXL.  Съемки картин Рембрандта.
Девятый зал: картины в формате XXL. Съемки картин Рембрандта.
Монументальный "Ночной дозор" Рембрандта - самая известная картина, созданная в Амстердаме, а также одна из самых известных картин в мире. Именно поэтому эта картина никогда не покидает Рейксмузеум. Показанная в этом зале современная копия была создана для одного из клиентов, поклонников картины, и показывает ее до того, как картина была обрезана. Первоначально "Ночной дозор" был частью набора изображений, который формировался на протяжении десятилетий, и, наконец, полностью заполнил комнату для собраний стрелков в их стрелковом доме "Кловеньерсдулен". Эта комната являлась местом, где отмечали праздники, принимали государственных гостей до открытия монументального нового здания Ратуши в 1660-х годах. В соответствии с этой важностью картины, она представляет собой что-то вроде витрины амстердамских художников эпохи Рембрандта: все стараются превзойти конкурентов. Картины этой серии рассказывают о собраниях стрелков и о праздничных банкетах.
Николаес Элиас Пикеной (1588 - 1650/56 гг.)
Николаес Элиас Пикеной (1588 - 1650/56 гг.) "Обед арбалетчиков под командованием капитана Джейкоба Бэкера и лейтенанта Джейкоба Рога". Холст, масло. 1632 год. Амстердамский музей.
Эта картина является частью живописной традиции съемочной трапезы. Совместный банкет продолжал оставаться важной частью общественной жизни стрелковой роты. Демонстрация богатой еды и дорогих напитков - такая же часть самопрезентации, как презентация оружия и знамен. Поводом для этого банкета и группового портрета стало избрание офицера Джейкоба Бэкера (в левом конце стола) на пост мэра.
Говерт Флинк (1615 - 1660 гг.)
Говерт Флинк (1615 - 1660 гг.) "Парад арбалетчиков под командованием капитана Джоана Хайдепера ван Маарсевена и лейтенанта Франса ван Ваверена". 1648/50 гг. Холст, масло. Амстердамский музей.
Это собрание посвящено Мюнстерскому миру, который предшествовал Вестфальскому миру. Эти договоры положили конец не только Тридцатилетней войне, но и гораздо более длительной войне между Голландской республикой и Испанией. Капитан Хайдекопер ван Маарссевен, здесь слева на переднем плане, явно играет главную роль. Он изображен как бдительный командир роты, и меценат. Стихи поэта Яна де Воса на листке бумаги, помещенном на переднем плане, которые, к сожалению, сегодня стали неразборчивыми, восхваляют его: "Здесь ван Маарсевен прокладывает путь к вечному миру. Поэтому его предок пошел воевать за государство. Дух и мужество, сила свободных городов, отвергают старую вражду, но не одежду войны. Вот как вы наблюдаете за убийствами и разрушениями. Мудрый пусть меч покоится, но не заржавеет".
Томас де Кейзер (1596 - 1667 гг.)
Томас де Кейзер (1596 - 1667 гг.) "Парад стрелков аркебузников под командованием капитана капитана Алларта Клока и лейтенанта Лукаса Якобса Ротганса". 1632 год. Холст, масло. Амстердам, Рейксмузеум.
Жестом, требующим внимания, капитан Клок представляет членов своей роты. Томас де Кейзер изобразил 16 членов Кловеньерсдулена на четырех уровнях изображения, тем самым придав глубину групповому портрету. Статичное изображение фигур и изображение их пик подчеркивают их функцию "защитников города". Они словно выстроились в марш и собираются отправиться в путь. В картине ощутимо напряжение между остановкой и движением, таким образом, он служит важным предшественником "Ночного дозора" Рембрандта, динамическая композиция которого уникальна в жанре группового портрета.
Даниэль Маро (1661 - 1752 гг.)
Даниэль Маро (1661 - 1752 гг.) "Парад стрелковых рот на площади Дам". 1686 год. Гравировка. Амстердамский музей. Джейкоб Колейнс (1614/15 - 1686 гг.) Копия по мотивам "Ночного Дозора" Рембрандта. Около 1653 -1655 гг. Акварель. Амстердам, Рейксмузей.
В 1642 году Рембрандт написал свою самую известную и самую большую картину - "Ночной дозор". Картина принадлежит Рейксмузею в Амстердаме, как "Джоконда" принадлежит Лувру в Париже, и, вероятно, никогда не покинет музей. Но здесь можно увидеть рисунок Джейкоба Колейнса, который входит в "гендерный вегистер" лордов Пурмерландта, в который также входил один из главных героев "Ночного дозора": капитан Франс Баннинк Кок, человек с красным поясом на картине Рембрандта.
Десятый зал - детские приюты Амстердама. Гетруда Нахтглаз (1607 - ? гг.), трактирщица.
Десятый зал - детские приюты Амстердама. Гетруда Нахтглаз (1607 - ? гг.), трактирщица.
В Амстердаме Рембрандта женщины нередко работали и были финансово независимыми. Гертруда Нахтглас была одной из них. Будучи наемной кастейн - управляющей гостиницей в Кловенирсдолене, штаб-квартире гвардии аркебузиров, она имела солидный доход. Ее семья владела пивоварней "Нахтглаз" на реке Сингел в течении нескольких поколений. С 1589 по 1608 годы ее отец Якоб Питерс Нахтглаз занимал должность регента благотворительного учреждения для бедных, живущих в историческом центре Амстеля. В молодости он был гвардейцем - аркебузиром. Самое позднее в 1642 году он стал кастелейном. Когда Якоб умер в 1654 году, он пережил почти всех своих потомков мужского пола. Гертруда стала преемницей отца в Кловенирсдолене. Дела шли хорошо: в 1657 году ей поручили организовать грандиозный прием испанского посла в зале Кловенирсдолена, за что она выставила счет на сумму 6700 гульденов. Два года спустя, после смерти ее младшей сестры Эхтье, она вышла замуж в возрасте 61 год. У них с мужем были серьезные активы на общую сумму 50 000 гульденов, большую часть из которых она накопила сама, будучи работающей женщиной.
Открытки с повседневными сценами из Амстердамского детского приюта.  1904 и последующие годы. Амстердамский музей.
Открытки с повседневными сценами из Амстердамского детского приюта. 1904 и последующие годы. Амстердамский музей.
В детские приюты принимали только сирот из семей, имеющих амстердамское гражданство. Дети - сироты получали там кров, еду и образование, пока не стали достаточно взрослыми, чтобы стоять на собственных ногах. Повседневная жизнь в приюте была строго регламентирована: детей воспитывали послушными и трудолюбивыми членами общества. Регенты учреждения с гордостью изображали себя на групповых портретах защитниками сирот. Все они одеты в типично черно - красные костюмы, которые, с одной стороны, символизируют скорбь по потере родителей, а с другой - любовь и благодарность к приюту. На репрезентативных портретах регентов изображенные дети остаются анонимными: в отличии от регентов, сироты не считались достойными именных портретов. Тем более необычны автопортреты художника Якоба ван Слюиса, выросшего сиротой, или портрет Баренда Янса Боде, который из-за умственной отсталости на всю жизнь остался в Бургервешуисе.
Эхье Отгенс (1561 - 1639 гг.), инвестор и регентесса.
Эхье Отгенс (1561 - 1639 гг.), инвестор и регентесса.
Эхье Этгенс происходила из богатой купеческой семьи. Амстердамские патриции любили держаться особняком, потому что с помощью умной политики в отношении брака можно было еще больше увеличить свое богатство и укрепить социальное положение - то, что произошло в случае с Эхье. В 17 лет она вышла замуж за Бартольда Кромхаута (1550 - 1624 гг.) и, таким образом, стала членом одной из самых влиятельных семей города. Рецепт успеха Кромхаутов заключался в разумных инвестициях в мелиорацию и рекультивацию земель, особенно во время третьего городского расширения Амстердама с 1613 года. Будучи крупными землевладельцами, они могли вести почти аристократический образ жизни. Кромхауты также активно участвовали в городской политике: Бартольд был впервые назначен олдерменом в 1588 году и впоследствии 13 раз избирался на пост мэра. Эхье не относилась к этому пассивно: она стала регентом в сиротском приюте, а на эту должность допускались только богатые жители Амстердама. Эту должность она занимала более 20 лет. На групповом портрете (следующее фото) ей было почти 72 года, и поэтому она была самой старшей из четырех регентов. Ее размещение в правом конце стола рядом с Киндербуком, дает понять, что она главная и несет основную ответственность. Она решала, кого принять в детский дом, и вела учет повседневной жизни детей. Эхье пережила мужа на 15 лет. В это время она продолжала его международный торговый бизнес, поскольку Кромхауты также были очень успешными торговцами. Умирая, она оставила своим наследникам - сыну Хендрику и детям умершего сына Адриана - внушительное состояние в 435 000 гульденов.
Якоб Адрианс Бэкер (1608 - 1651 гг.)
Якоб Адрианс Бэкер (1608 - 1651 гг.) "Регенты сиротского приюта".
1633 год. Холст, масло. Амстердамский музей.
Макс Либерманн (Берлин 1847 - 1935 гг.)
Макс Либерманн (Берлин 1847 - 1935 гг.) "Бесплатное занятие в приюте Амстердама", 1882 год.
Холст, масло. Собственная коллекция. Эта импрессионистическая картина Макса Либермана показывает, что повседневная жизнь амстердамского приюта практически не менялась до 19 века. Он продолжает оставаться туристической достопримечательностью, о чем свидетельствуют многочисленные открытки с картинками того времени. У Либерманна девушки по-прежнему носят типичные черно-красные костюмы и занимаются различными делами в залитом солнцем дворе старого приюта: усердно шьют, но еще кормят воробьев, и даже танцуют и смеются. В отличии от репрезентативных групповых портретов 17 века, надзирающие взрослые здесь полностью отсутствуют.
Юрген Овенс (1623 - 1678 гг.)
Юрген Овенс (1623 - 1678 гг.) "Регенты Сиротского Приюта".
Около 1663 года. Рисунок пером и карандашом. Веймар, Классический фонд Веймара, Национальный музей Гете.
Неизвестный мастер
Неизвестный мастер "Чаша для сбора пожертвований для приюта". Неизвестный художник из Амстердама "Вырезанная фигурка мальчика в традиционном костюме приюта в качестве подсвечника".
1. 19 век, окрашенное дерево. Амстердамский музей. 2. Около 1750 года. Масло на дубе. Амстердамский музей.
Юрген Овенс (1623 - 1678 гг.)
Юрген Овенс (1623 - 1678 гг.) "Регенты Сиротского Приюта". 1663 год. Холст, масло. Амстердамский музей.
Помимо шести регентов городского приюта, собравшихся за столом, показаны еще четверо их протеже. Судя по одежде, они разного происхождения. Все дети по прибытии записываются в "детскую книгу". На картине она находится в руках бухгалтера Клааса Хейндрихса, который сам был в прошлом сиротой. Фигура бухгалтера не фигурирует на предварительном рисунке Овенса, но Регенты, финансирующие картину, очевидно, придают большое значение этой истории как пример успешной благотворительности.
Ян Викторс (1619 - 1676 гг.)
Ян Викторс (1619 - 1676 гг.) "Одежда детей в сиротском доме "Диакония". 1659 год. Холст, масло. Амстердамский музей.
Подобно другим групповым портретам, эта картина, предназначенная для приюта "Диакония", также отсылают к проверенной временем традиции дел милосердия. Показаны сцены из повседневной жизни: новечкам выдают типовую одежду. Если дети больны, их лечат в лазарете. В столовой им дают пить и есть, пока им читают Библию. Ответственные диаконисы не изображены в портретном виде, лишь их имена указаны на панно в правом краю картины.
Ян Викторс (1619 - 1676 гг.)
Ян Викторс (1619 - 1676 гг.) "Кормление детей в сиротском доме "Диакония".
1659 год. Холст, масло. Амстердамский музей.
Неизвестный производитель. Оловянная посуда из детского приюта. 18 век. Амстердамский музей.
Неизвестный производитель. Оловянная посуда из детского приюта. 18 век. Амстердамский музей.
Эта прочная и небьющаяся жестяная посуда является частью обстановки гражданского приюта, ее можно увидеть на картине Яна Викторса. Понятно также, что не у каждого ребенка есть своя тарелка. Четверо сирот вынуждены делить одну. То же самое касалось и кроватей, на которых спали двое - трое детей.
Якоб ван дер Слейс (около 1660 - 1732 гг.), художник, сирота.
Якоб ван дер Слейс (около 1660 - 1732 гг.), художник, сирота.
Лейденский сирота Якоб выан дер Слейс был талантлив и удачлив! Поскольку детские дома, будь то в Амстердаме, или в другом голландском городе, хотели сделать своих подопечных полезными членгами общества, они поддерживали их посредством обучения ремеслу или бизнесу. Талант Якоба, должно быть, проявился очень рано, поэтому он поступил в ученики к лейденскому художнику Якобу Торенвлиту. Когда он переехал в Амстердам, в 1680 году, в надежде на более прибыльные возможности продаж, он взял с собой своего молодого ученика. Поскольку умершие родители Якоба были гражданами Лейдена, Лейденский приют разместил его в сиротский приют в Амстердаме и покрыл расходы по его содержанию. Когда Якоб покинул приют в 1684 году, уже в качестве опытного художника, он написал две картины, выражающие свою благодарность обоим приютам. На них изображен художник, стоящий на коленях перед олицетворением соответствующего учреждения в костюме лейденского приюта. Фактически, он так и не получил одежду амстердамских сирот, что делало его особый статус видимым для всех. Благодаря необычным изобразительным изобретениям, Якоб ван дер Слюс обеспечил себе выход на голландский рынок искусств. Лишь через несколько месяцев его приняли в Лейденскую гильдию художников, где он занимал руководящие должности.
Якоб ван дер Слейс
Якоб ван дер Слейс "Художник отдает дань уважения олицетворению амстердамского детского приюта"
1684 год. Холст, масло. Амстердамский музей.
Якоб ван дер Слейс
Якоб ван дер Слейс "Художник отдает дань уважения олицетворению лейденского детского приюта".
1684 год. Дерево, масло. Лейден, Детский приют Святого Духа - музей.
Мари де ла Мотт, обнаженная модель.
Мари де ла Мотт, обнаженная модель.
 Неизвестный художник из Амстердама.
Неизвестный художник из Амстердама. "Портрет Малле Баандже". Около 1700 года. Холст, масло. Амстердамский музей.
Известны истории жизней лишь нескольких детей, выросших в детских домах, не говоря уж о том, что портрет одного из них - огромная редкость. Этот впечатляющий портрет ранее неизвестного художника является удивительным исключением, поскольку на нем изображен взрослый человек в костюме мальчика из Бургервишуйса - детского приюта. Обычно сироты покидали учреждение в возрасте от 20 до 25 лет, и им приходилось самостоятельно "вставать на ноги". Баренд Янш Боде (1648 - 1719 гг.), известный современникам как Малле Баандье ("Сумасшедший Баренд"), не смог этого сделать из-за умственной отсталости, и поэтому оставался на попечении регентов всю свою жизнь. К сожалению, неизвестно, что послужило толчком к созданию это впечатляющего портрета.
Неизвестный производитель. Форменная куртка для мальчика от амстердамского приюта. Шерсть, лен, медь. Амстердамский музей.  Браслет - кандалы на щиколотку 18 века. Дерево, металл, железные кольца. Амстердамский музей.
Неизвестный производитель. Форменная куртка для мальчика от амстердамского приюта. Шерсть, лен, медь. Амстердамский музей. Браслет - кандалы на щиколотку 18 века. Дерево, металл, железные кольца. Амстердамский музей.
Жизнь и воспитание в детских домах были не самые нежные. Чтобы воспитать детей послушными и трудолюбивыми членами общества, вводились наказания и принудительные меры, которые сегодня кажутся варварскими. Нередко использовался браслет на щиколотке, который не только затруднял хотьбу, но и делал неповиновение видимым для всех.
Одиннадцатый зал - групповые портреты стрелков. Коллаж с различными фигурами из работ выставки
Одиннадцатый зал - групповые портреты стрелков. Коллаж с различными фигурами из работ выставки "Амстердам Рембрандта - золотые времена". Графическая концепция композиции дизайнера Крауса Лазоса, монтаж изображений Феликса Шоя.
Стрелковые гильдии существовали в Амстердаме задолго до эпохи Рембрандта. Они выполняли важную функцию в городском обществе: в качестве гражданском милиции перед их членами стоит задача защитить город в чрезвычайной ситуации. Особенно в первой половине восьмидесятилетней войны за независимость против испанского владычества, начавшейся с 1568 года, это относится как к внешним угрозам, так и к внутренним беспорядкам. В Амстердаме со времен Позднего Средневековья существовало три стрелковые Ассоциации со своими собственными стрелковыми домами: Кловеньиры - стрелки из аркебуз, а также стрелки - арбалетчики и лучники. В начале 16 века стрелки заказали первые групповые портреты для своих залов торжеств, и это было рождение голландского группового портрета. Изображенные с гордостью идентифицируются как члены гражданской милиции, поскольку они носят одинаковую одежду, доспехи и головные уборы. Однако картины кажутся очень статичными по сравнению с динамично оформленными групповыми портретами Рембрандта и его современников. В основном это связано с изображением голов на одной высоте (изоцефалия), от которого лишь постепенно отказываются в пользу увеличенного визуального повествования. Однако живописная ситуация, уже изображенная в этих ранних работах - представление оружия или совместная трапеза - остается характерной для голландского группового портрета в целом.
 Ян ван Скорель (1495 - 1562 гг.)
Ян ван Скорель (1495 - 1562 гг.) "Портрет мужчины". Около 1530 года. Дуб, масло. Собственная коллекция.
Этот портрет неизвестного мужчины, должно быть изначально был частью более крупного произведения, поскольку панель обрезана со всех сторон и впоследтсвии была добавлена и дополнена слева. Поскольку Ян ван Скорель создал также несколько ранних групповых портретов иерусалимских паломников, резонно предположить, что это фрагмент такой картины.
Приписывается Корнелиушу Антонишу (ок. 1505 - 1553 гг.)
Приписывается Корнелиушу Антонишу (ок. 1505 - 1553 гг.) "Отряд "А" аркебузников - кловеньеров". 1531 год. Дерево, масло.
В этой ранней картине воины в доспехах расположены лицом к лицу двумя полукругами. В 1531 году католики все еще правили Амстердамом. Два ангела парят над фантастическим пейзажем, держа в руках воинство, и, таким образом, отсылают к "Амстердамскому чуду". Легенда о воинстве, которое не может быть уничтожено пожаром, сделала Амстердам популярным местом паломничества в позднем средневековье. В легенде говорится о гостии, которую проглотили, выплюнули и сожгли, но она осталась цела. Во время шествия Тела Христова маршируют стрелки в доспехах.
Неизвестный художник, возможно, Якоб Войн (? - 1586 гг.).
Неизвестный художник, возможно, Якоб Войн (? - 1586 гг.). "Рота F аркебузиров - кловеньеров". 1557 год. Дерево, масло. Амстердамский музей.
17 членов отряда "F" выстроились перед гобеленом, на котором вышита их буква. Все выглядывают "из картины" и предъявляют различные предметы: серебро из сокровищницы гильдии, сосуды для питья, обозночающие принадлежность к сообществу, запечатанная еда, перчатки, которые были важным атрибутом высшего сословия в современном дресс-коде, череп, как символ бренности всего земного, но особенно - огнестрельное оружие. Капитан в центре кадра собирается зарядить пистолет с колесным замком - современное и очень дорогое по тем временам оружие.
Дирк Якобс (1488/1497 - 1567 гг.)
Дирк Якобс (1488/1497 - 1567 гг.) "Отряд Е аркебузиров - кловеньеров". Дуб, масло. Амстердамский музей.
Своим групповым портретом отделения кловеньеров Дирк Якобс прощается с единообразным изображением фигур более раннего периода. В картину буквально входит движение, фигуры запечатлены словно на снимке. Важность презентации оружия принижается; вместо этого различные сосуды для питья, кувшин и две копченые рыбы намекают на тип изображения еды стрелка на банкете.
Неизвестный ювелир из Амстердама Стрелковая цепь Стрелковой гильдии - Армбруст. Около 1520 года. Серебро, частично позолоченное. Скипетр лучника Арбалетной гильдии. 16 век. Красное дерево. Фредерик Янш (1563 - 1592/97 гг.) Рог для питья арбалетчика Гильди
Неизвестный ювелир из Амстердама Стрелковая цепь Стрелковой гильдии - Армбруст. Около 1520 года. Серебро, частично позолоченное. Скипетр лучника Арбалетной гильдии. 16 век. Красное дерево. Фредерик Янш (1563 - 1592/97 гг.) Рог для питья арбалетчика Гильди
Цепь стрелковой гильдии вместе со скипетром является одним из "знаков" стрелкового королевского знака отличия, победителя ежегодного соревнования по стрельбе, известного как "стрельба по попугаю", в котором деревянная птица должна быть сбита со столба. Трапецивидные звенья цепи, которые попеременно напоминают лиственные усики и плетеную изгородь, намекают на иконографическую и геральдическую традицию "Голландского сада", охраняемого львом, и, таким образом, символизируют саму Голландскую Республику, хорошо защищенную различными гильдиями ополченцев (позднее - гражданскими стражами). Серебряные изделия, используемые арбалетчиками, были созданы во времена католиков, до 1578 года. В это время Св. Георгий был их покровителем: его изображали убивающим дракона, и этим изображениенм украшали рог для питья. Даже после смены религиозного правления эти знаки отличия "стрелкового короля", победителя ежегодных соревнований, оставались в церемониальном использовании группой стрелков.
  1. Дармштадт — немецкий наукоград. Весна — зима на улице
  2. Небоскребы, небоскребы — в финансовой столице Германии, Франкфурт
  3. Город-открытие — игрушечный Зелигенштадт на Немецкой Фахверковой дороге и внушительный монастырь
  4. Бад-Камберг — курортный Гессен
  5. Каменный дом — Штайнхайм — просто чудо городок!
  6. Осенний Бад Хомбург — русский, английский, немецкий, времен карантина. Безработные гиды на отдыхе
  7. Хофхайм на Таунусе — город, с самыми высокими доходами
  8. Романтические выходные на Рейне - кораблик, крепость, сказочный городок и вино.
  9. Случайный городок, оказавшимся небольшим подарком — Хойзенштамм
  10. Крепость Франкенштайн, навеявшая идею персонажа
  11. Последняя церковь последней российской Императорской семьи, Дармштадт
  12. Штеделевский институт — прекрасный музей во Франкфурте
  13. Парк роз, и трагическая история семьи
  14. Парк «Нашего милостивого принца» 16 века, переходящий в сад Принца 18 века
  15. Германия — мать, над Рейном — отцом!
  16. Шагал во Франкфурте
  17. Выставка «Ренуар. Возрождение. Рококо. Импрессионизм и 18 век». Часть первая «Ренуар».
  18. Выставка «Ренуар. Возрождение. Рококо. Импрессионизм и 18 век». Часть вторая
  19. Божественный Гвидо Рени
  20. Божественный Гвидо Рени. Часть 2
  21. Северный Ренессанс и Гольбейны. Часть 1.
  22. Северный Ренессанс и Гольбейны. Часть 2
  23. Картинная галерея «Ширн Кунстхаалле» во Франкфурте, пережившая скандальную кражу
  24. Никки Сен Фаль — необыкновенная
  25. Главный Собор Франкфурта — место коронации королей и императоров
  26. Музей Собора Франкфурта
  27. Штедель музей — старые мастера
  28. Музей Юденгассе — Еврейский переулок во Франкфурте, родина Ротшильдов. Часть 1.
  29. В еврейском переулке Юденгассе, Франкфурт. Часть 2.
  30. Штедель, Старые Мастера. Часть 2.
  31. Музей Штедель, Старые мастера. Залы 11-14 — часть 3
  32. Музей Штедель, Старые Мастера. Залы 15 - 20, часть 4.
  33. Музей Штедель, постоянная коллекция, 1-4 залы — живопись 19 века
  34. Музей Штедель. Постоянная коллекция. C 5 по 10 залы.
  35. Музей Штедель — постоянная коллекция. Залы с 11 по 15
  36. Лионел Файнингер — ретроспектива. Часть 1.
  37. Лионел Файнингер — часть 2, ретроспектива
  38. Амстердам Рембрандта. Часть 1
  39. Амстердам Рембрандта. Часть 2.
  40. Самая высокая смотровая площадка Франкфурта — Майнтауэр и городские небоскребы
  41. Прогулка на кораблике по Майну
  42. Небольшой зоопарк Франкфурта
  43. Не потеряйтесь! Путеводитель по Храму Путешествий
  44. Греческий ресторан «Посейдон»
  45. Сеть итальянских ресторанов «Вапиано»
  46. Ресторан тайской кухни рядом с вокзалом Франкфурта
  47. Прекрасный Замковый ресторан
  48. Греческая таверна — лучшая еда!
  49. Страна сладостей.
  50. Классический немецкий завтрак в старом городе Франкфурта
  51. Короткая прогулка по Висбадену.
  52. Гессен. Франкфурт с небоскреба — финансовый центр Германии.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому
[ 0,26304 ] / [ 75 ] / [ 0,19489 ]