Фотоальбом

Музей Штедель — постоянная коллекция. Залы с 11 по 15

Третья часть фотоотчета о постоянной коллекции Музея Штедель.

Коллекция современного искусства Штеделя предлагает комплексный обзор 150-летней живописи, скульптуры и фотографии, главным образом, из Германии и Франции.

Зал 11 курирует газета «Франкфуртер аллгемайнде». Здесь представлены работы художников 19 — 20 веков, от совсем незнакомых широкой общественности художников, до Марка Шагала, Анри Матисса.

Зал 12. В этих залах часть картин были конфискованы Национал-социалистами и вернулись только после Войны. Культурная политика НСДАП заключалась в остракизме современного искусства. В рамках компании «Дегенеративное искусство» в 1937 году из государственных музеев было конфисковано более 20000 произведений. Музей Штеделя потерял в общей сложности 680 картин и скульптур.

Наиболее широко в 11 и 12 залах представлен Эрнест Людвиг Кирхнер. Карл Хагеман, химик и промышленник (1867 — 1940 гг.) возглавлял фабрику и был членом правления музея. С 1900 года он собрал одну из важнейших частных коллекций современного искусства. Особое предпочтение он отдавал художникам — экспрессионистам и особенно, Эрнесту Людвигу Кирхнеру, с которым он дружил много десятилетий. Кирхнер, в свою очередь, сыграл важную роль в создании коллекции Хагемана, о чем свидетельствует обмен письмами. Помимо работ Эриха Хеккеля и Эмиля Нольде, работы Карла Шмидта-Ротлуффа составили еще одно направление коллекции, которая включает около 1200 картин, акварелей и гравюр. «Коллекционер должен приобрести только то, что его действительно интересует. Поступая так, он помогает построить настоящую культуру, которая так необходима и которая должна прийти, чтобы современность выжила».

Зал 13. Кубизм, экспрессионизм, Баухаус и архитектурная живопись.

Зал 14: эпатаж и обнаженная натура, экспессионизм и новая объективность.

Зал 15. «Звезда» зала — василий кандинский.

Зал фигуративной немецкой живописи представляет двух художников середины 20 века.

Вильгельм Лембрук (Мейдерих 1881 - Берлин 1919 гг.),
Вильгельм Лембрук (Мейдерих 1881 - Берлин 1919 гг.), "Сидящий юноша".
ОДИННАДЦАТЫЙ ЗАЛ. 1916 - 1917 годы. Литой камень.
Марк Шагал (Витебск 1887 - Сен-Поль-де-Ванс 1985 гг.)
Марк Шагал (Витебск 1887 - Сен-Поль-де-Ванс 1985 гг.) "Раввин".
1912 год. Масло на холсте.
Марк Шагал (Витебск 1887 - Сен-Поль-де-Ванс 1985 гг.)
Марк Шагал (Витебск 1887 - Сен-Поль-де-Ванс 1985 гг.) "Святой извозчик".
1911 год. Масло на холсте.
Анри Матисс (Ле Като-Камбрези 1869 - Ницца 1954 гг.)
Анри Матисс (Ле Като-Камбрези 1869 - Ницца 1954 гг.) "Цветы и керамика". 1913 год. Масло на холсте.
Настурция растет в прямом смысле этого слова в синеве Дабеля, керамическая тарелка над ней кажется зеленой луной, растение вползает в нечто уже не трехмерное пространство, а лишь цвет, совершенно оторванный от него. В объективном мире ярко-синий цвет обретает внутреннюю ценность здесь. Работа представляет собой один из важных ранних натюрмортов художника, в е=котором поверхность изображения структурирована исключительно за счет декоративных элементов. Матисс был одной из самых влиятельных фигур в искусстве 20 века.
Эрнст Людвиг Кирхнер (Ашаффенбург 1880 - Давос 1938 гг.).
Эрнст Людвиг Кирхнер (Ашаффенбург 1880 - Давос 1938 гг.). "Дома на Фемарне", 1908 год. Масло на холсте.
Киршнер написал простые фермерские дома во время своего визита на остров Фемарн в Восточном (Балтийском) море. Он запечатлел эту сцену яркими толстыми мазками. Вскоре он отказался от техники, вдохновленной моделью Винсента ван Гога, - хотя Киршнер всегда отрицал влияние современных художников, живопись импасто казалась ему слишком громоздкой, слишком неуклюжей. Ранняя работа дрезденского периода изображает соучредителя группы художников - экспрессионистов "Мост" в поисках своего собственного художественного почерка.
Эрнст Людвиг Кирхнер (Ашаффенбург 1880 - Давос 1938 гг.).
Эрнст Людвиг Кирхнер (Ашаффенбург 1880 - Давос 1938 гг.). "Залив на побережье Фемарна", 1913 год. Масло на холсте.
"Охра, синий, зеленый - цвета Фемарна, чудесной береговой линии, порой богатой южными морями". Кирхнер с восторгом описывал пейзаж острова в Балтийском море, который служил ему райским убежищем от суетливой городской жизни Берлина до ПМВ. За маяком Стабергук, где во время своего пребывания жил художник, скалы спускаются к шировому пляжу с большими валунами. Кирхнер превратил береговую линию на своей картине в крутую динамичную кривую, солответствующую изогнутой линии горизонта.
Эжени Банделл (Франкфурт 1858 - 1918 гг.)
Эжени Банделл (Франкфурт 1858 - 1918 гг.) "Солнце в полдень" или "Вильгельмсбад", 1913 год. Масло на холсте.
Ритмично расположенные рядом друг с другом цветные пятна Эжени Банделл запечатлели мерцающую игру летнего света и тени перед Вильгельмсбадом в Ханау. Результатом стала композиция, богатая контрастами и чрезвычайно современная. Насыщенные цвета и систематизированная манера письма характерны для творчества художницы примерно в 1910-х годах. Картины Банделл при ее жизни часто выставлялись во Франкфурте. Наряду с Оттилией Рёдерштайн она была одной из самых успешных художниц города.
Эрнест Людвиг Кирхнер
Эрнест Людвиг Кирхнер "Театр Водевиль: английская танцующая пара". Около 1909 - 1926 годов. Масло на холсте.
Элегантно одетый танцовщик так энергично кружит свою партнершу, что ее юбка расправляется, как тарелка. Динамичные движения танца восхищали Кирхнера на протяжении всей его жизни. Их воспроизведение сформировало его представление о быстром и непосредственном искусстве, которое должно максимально спонтанно запечатлевать увиденное. Позже художник закрепил части изображения, чтобы смягчить эффект своей картины. Это особенно заметно по лицу танцора. Сохранен определяющий образ контраст дополнительных цветов, что существенно способствует живости изображения.
Фрэнсис Марк (Мюнхен 1880 - Верден 1916 гг.)
Фрэнсис Марк (Мюнхен 1880 - Верден 1916 гг.) "Лежащая на снегу собака". Около 1911 года. Масло на холсте.
В центре внимания картин Франца Марка - животные. Для него они олицетворяли первоначальное состояние гармонии с творением. Он часто изображал собаку лежащей на полу и спящей, чтобы проиллюстрировать ее чистую и мирную натуру. На этой картине изображена его собственная собака, белая немецкая овчарка Русси. Это знаменует собой стилистический сдвиг: переход от точного воспроизведения к экспериментам с цветами и формами. Здесь его особенно интересовало, как меняется восприятие белых тонов меха на фоне столь же белого снежного покрова и как цвета влияют друг на друга. Форму собаки он подверг стилизации, основанной на угловатых формах кубистов, которые Марк ранее видел на выставках.
Карл Шмидт - Ротлуфф (Ротлафф 1884 - Берлин 1976 гг.)
Карл Шмидт - Ротлуфф (Ротлафф 1884 - Берлин 1976 гг.) "В киоске", 1912 год. Масло на холсте.
Изображения обнаженной натуры являются одними из важнейших мотивов художников "Моста". Шмидт - Ротлуфф изображает трех обнаженных женщин, лежащих на желтых подушках. Возможно, они находились не в студии, а, как следует из названия, в своего рода уличном павильоне. Нервный стиль времен "Моста" уступил место плоскому, спокойному стилю с несколькими яркими цветами. Подчеркнутые очертания и угловатые черты лица демонстрируют интерес Шмидта-Ротлуффа к принципам дизайна африканских деревянных скульптур собственной живописи.
Вильгельм Моргнер (Зост 1891 - Лангемарк 1917 гг.)
Вильгельм Моргнер (Зост 1891 - Лангемарк 1917 гг.) "Австралийский состав". 1912 год. Масло на картоне, доске, оргалите.
Вильгельм Моргнер Шеф создал 26 картин маслом и многочисленные эскизы на бумаге, которые он назвал "Австралийскими композициями". Эта группа работ демонстрирует его быстрый переход от фигуративно - орнаментальных изображений к воспроизведению внутренних прообразов, которым он придал чистый цвет с большой энергетичностью. Моргнер осуществил этот процесс на основе своей центральной теме рабочего человека в поле. Он все больше смешивал окружающее пространство, чтобы визуализировать процесс.
Эрнст Людвиг Кирхнер
Эрнст Людвиг Кирхнер "Стоящая обнаженная в шляпе". 1910 год. Масло на холсте.
Кирхнер изобразил свою тогдашнюю партнершу Дорис Гроссе (по прозвищу Додо), одетую только в ожерелье, большую шляпу и красные туфли. Она стоит обнаженная, но уверенная в себе в дрезденской студии Кирхнера. Фон образуют настенные ковры, написанные художником и вдохновленные африканским искусством. При разработке композиции Кирхнер основывался на Лукасе Кранахе Ст. и его "Венере" из собрания этого же музея. В этой работе Кирхнер объединил свое предпочтение немецкой живописиэпохи Возрождения с новыми влияниями неевропейского искусства, которое он интенсивно изучал в Дрезденском этнологическом музее. В последующие годы художник неоднократно называл эту картину свои лучшим изображением обнаженной натуры.
Эрнст Людвиг Кирхнер
Эрнст Людвиг Кирхнер "Грустная женщина: стоящая обнаженная". 1921 год. Окрашенная сосна.
Кирхнер назвал вырезанную из сосны скульптуру "меланхоличной девушкой", когда впервые показал ее публично в галерее. Сгорбившись и с покрасневшими глазами, женщина демонстративно демонстрирует свои женские прелести. В ней объединены две самые важные партнерши: тело напоминает Дорис Гроссе, его подругу дрезденских лет, а голова - Эрну Шиллинг, его спутницу более поздних времен. Гладкая поверхность тщательно окрашена, она уникальна в скульптурном творчестве Кирхнера.
Эрнст Людвиг Кирхнер
Эрнст Людвиг Кирхнер "Две женщины с раковинами: сестры". 1913 год. Масло на холсте.
Сестры Эрна и Герда Шиллинг появляются на картинах Кирхнера берлинского периода (1911 - 1917 годов), начиная с 1912 года. Обе работали танцовщицами в ночных клубах и моделями у разных художников. Кирхнер поместил их близко друг к другу, но в то же время изолированно друг от друга, Герду по диагонали от Эрны, которая окунает руки в таз. Заостренные формы, яркие цвета и игра дополнительных контрастов розового и зеленого типичны для картин Кирхнера берлинского периода. Это отражает его опыт в большом городе, особенно быстрый темп и изоляцию человека. Будучи партнершей Кирхнера, Эрна (1884 - 1945 гг.) поддерживала его в творческой деятельности, вышивала по его эскизам, а позже занималась его бизнесом и издательством, и управлением имением.
Паула Модерсон - Бекер (Дрезден 1876 - Ворпсведе 1907 гг.)
Паула Модерсон - Бекер (Дрезден 1876 - Ворпсведе 1907 гг.) "Мужчина лежит под цветущим деревом". 1903 год. Масло на картоне.
Франкфуртский издатель и управляющий директор издательского дома Общества Вернер Виртле (1908 - 2001 гг.) в течении 20 лет был членом администрации Штеделя. Он начал пополнять свою коллекцию произведений искусства еще в 1920-х годах. Он особенно ценил модернистскую скульптуру: его коллекция картин отражала его близкую дружбу с художником Марком Аккерманом. Остальные произведения он передал музею еще при жизни. В своем завещании он указал Штедель получателем всей его коллекции и значительных активов. Эта картирна досталась музею вместе с его поместьем.
Отто Мюллер (Либау 1874 - Бреслау 1930 гг.)
Отто Мюллер (Либау 1874 - Бреслау 1930 гг.) "Адам и Ева". Около 1913 - 1922 годов. Темпера на мешковине.
Отто Мюдллер считается романтиком среди художников "Моста". На протяжении всей своей жизни он придерживался ограниченного репертуара мотивов обнаженной натуры и портретов в поисках простого и оригинального. Однако это свидетельствует не столько о том, что он потерян в мире, сколько о его потерянности в рыночной ориентации. "Адам и Ева" - одно из целого ряда изображений влюбленных. Однако изображение людей и природы здесь не совсем "оригинально": сознавая свою наготу, Ева выходит из Рая вместе с Адамом, как из ворот собора.
Кристианс Рольфс (Гросс-ниндорф 1849 - Хаген 1938 гг.).
Кристианс Рольфс (Гросс-ниндорф 1849 - Хаген 1938 гг.). "Красно-желтая голова".
ДВЕНАДЦАТЫЙ ЗАЛ, 1915 год. Масло на холсте.
Карл Шмидт-Ротлуфф
Карл Шмидт-Ротлуфф "Молящийся".
1917 - 1918 годы. Крашенное дерево.
Лизе Гюхер (Цюрих 1893 - Давос 1967 гг.) по эскизу Эрнеста Людвига Кирхнера
Лизе Гюхер (Цюрих 1893 - Давос 1967 гг.) по эскизу Эрнеста Людвига Кирхнера "Жизнь". 1928 - 1932 годы. Тканая шерсть.
Аллегория жизни как гобелен: красочная, многофигурная сцена изображает горный пейзаж с двумя симметрично расположенными тропами. Слева видна пастушеская сцена с собакой и животными, справа - возраст, человек от ребенка до старика. В нижней части четыре пары символизируют разные образы жизни. Художник сопоставляет современную танцевальную а=пару городских жителей с сельской парой, одетой в фольклорную одежду. Между ними присели четыре женщины: две в естественной наготе, две в одежде с ярким узором. Все изображение построено на сильных цветовых контрастах и четком расположении элементов изображения на поверхности. В 1927 году его друг Карл Хагеманн поручил Кирхнеру разработать гобелен для своего дома во Франкфурте. Многочисленные буквы и несколько дизайнерских рисунков документируют создание. В конце 1927 года Лиза Гюхер, следуя указаниям Кирхнера, соткала ковер в виде дверной занавески с центральным отверстием, которое закрыли в 1932 году. Это превратило плетение в гобелен, расширенный двумя узкими, преимущественно черными полосами. Живопись Кирхнера выиграла от его участия в искусстве ткачества. Стиль его картин, созданных с середины 1920-х годов, также называют "ковровым стилем". Представление ковра того времени вместе с некоторыми картинами из коллекции Хагеманна иллюстрирует взаимодействие живописи, графики и декоративного искусства, которое характеризовало модернизм до веймаровского Баухауза. Эта идея единого дизайна во всех сферах жизни также сформировала обстановку студии Кирхнера, состоящую в основном из текстиля, мебели и предметов искусства собственного дизайна.
Эрнест Людвиг Кирхнер
Эрнест Людвиг Кирхнер "Голова Миллера с цветами".
1927 год. Масло на холсте.
Эрнест Людвиг Кирхнер
Эрнест Людвиг Кирхнер "Западная гавань во Франкфурте".
1916 год. Масло на холсте.
Эрнст Людвиг Кирхнер
Эрнст Людвиг Кирхнер "Портрет доктора Карла Хагеманна", 1928 - 1933 год. Масло на холсте.
Карл Хагеманн был самым важным спонсором Кирхнера. Эта работа показывает, что с середины 1920-х годов Кирхнер отвернулся от геометрической интенсивности "Моста".
Карл Шмидт-Ротлуфф
Карл Шмидт-Ротлуфф "Девушка смотрит в окно".
1924 год, Масло на холсте.
Эмиль Нольде (Нольде 1867 - Зеебюль 1956 гг.)
Эмиль Нольде (Нольде 1867 - Зеебюль 1956 гг.) "Христос в подземном мире". 1911 год. Масло на холсте.
В картине преобладают желтые и зеленые тона. Нольде показывает Христа в тесном окружении протестантского священника, монаха, угрожающих фигур дьявола и нескольких избранных людей. Картина создана в кризисный год, когда художника исключили из Берлинского Сецессиона. Точно так же, как Христос защищался от враждебности, Нольде хотел противостоять своим противникам. Картина входит в число "библейско-легендарных картин", написанных, начиная с 1909 года. В них Нольде перенес темы Ветхого и Нового Заветов в предельно субъективные композиции, упрощенные формы и пронзительный колорит, от импрессионистических ранних работ до красочного и выразительного стиля живописи, за который его ценят сегодня.
Эрнст Людвиг Кирхнер
Эрнст Людвиг Кирхнер "Мать и дитя"
1924 год, сосновая древесина.
Вальтер Дексель
Вальтер Дексель "Мюнхен 1890 - Брауншвейг 1973 гг.) "Стеклянное изображение с синим диском".
ТРИНАДЦАТЫЙ ЗАЛ. 1928 год, обратная роспись по стеклу, в художественной раме.
Рудольф Янс (Вольфенбюттель 1896 - Хольцминден 1983 гг.)
Рудольф Янс (Вольфенбюттель 1896 - Хольцминден 1983 гг.) "Дома на скалах Булонь-сюр-Мер".
1931 год, масло на холсте.
Оскар Шлеммер (Штутгарт 1888 - Баден-Баден 1943 гг.)
Оскар Шлеммер (Штутгарт 1888 - Баден-Баден 1943 гг.) "Половина фигуры слева". 1924 год. Масло на холсте.
Для Шлеммера люди были "мерой всех вещей", и, следовательно, важнейшим мотивом в его искусстве. Созданная во время его преподавательской работы в Веймарском Баухаусе картина небольшого формата, но в то же время монументальная по виду, отражает идею нового современного человека. Строгий, нестареющийсилуэт профиля показывает типичное для Шлеммера слияние носа и лба. Несмотря на желаемую сверхиндивидуальность, кажется, что можно узнать стилизованный образ его коллеги по Баухаусу, архитектора Адольфа Майера.
Ласзло Мохой-Надь (Бачборсод 1895 - Чикаго 1946 гг.)
Ласзло Мохой-Надь (Бачборсод 1895 - Чикаго 1946 гг.) "Строительство".
1924 год. Масло на холсте.
Наум Габо (Климовичи 1890 - Уотербери 1977 гг.)
Наум Габо (Климовичи 1890 - Уотербери 1977 гг.) "Конструктивная голова № 1". 1915 год. Фанера.
С идеей создания объемов исключительно из пересекающихся поверхностей Габо перевернул многовековую традицию. Когда разразилась ПМВ, российский конструктивист нашел убежище в Кристиании, сегодняшнем Осло, где он создал новаторский принцип строительства для своей более поздней работы с этим женским бюстом. Габо понимал шлубину как единую форму пространства. Свет и тень не должны оставаться на поверхности, а проникать внутрь и становиться частью скульптуры. После смерти Габо в 1977 году "Конструктивную голову" нашли завернутой в газету в его студии.
Лионел Файнингер (Нью-Йорк 1871 - 1956 гг.)
Лионел Файнингер (Нью-Йорк 1871 - 1956 гг.) "Деревенский пруд Гельмерода". 1922 год. Масло на холсте.
Вопрос расстояния: издалека вы видите пейзаж с домами, отражающимися в воде, но вблизи вы видите только геои=метрические структуры, которые накладываются и взаимопроникают друг в друга. Дематериализация объектов является центральной художественной задачей Файнингера: "То, что видно, должно быть внутренне прел=образовано и кристализовано", - писал художник, которого Вальтер Гропиус назначил в Баухаус в 1919 году. Гельмерода, которая сегодня принадлежит Веймару, вдохновляла Файнингера создать многочисленные произведения, в которых он мистически подавляет деревенские мотивы экспрессионистскими и кубическими формами.
Фернанд Лежер (Аржантан 1881 - Жиф-сюр-Иветт 1955 гг.)
Фернанд Лежер (Аржантан 1881 - Жиф-сюр-Иветт 1955 гг.) "Зеленый горшок".
1926 год. Масло на холсте.
Александр Архипенко (Киев 1887 - Нью-Йорк 1964 гг.)
Александр Архипенко (Киев 1887 - Нью-Йорк 1964 гг.) "Купальщица"
1915 год. Проволока, папье-маше и гипс.
Фернанд Лежер
Фернанд Лежер "Рыбаки". 1921 год. Масло на холсте.
С помощью нескольких цветов и геометрических форм Леже создал образ современных людей в технологической среде. На нем изображены три безликие фигуры, идентифицированные только по названию, как рыбаки, на фоне неестественного пейзажа.Леже был убежден в положительных последствиях индустриализации. Чтобы отразить изменившееся общество начала 20 века, он разработал формальный язык, основанный на кубизме: фигуры, предметы и живописные пространства состоят из простых округлых форм и трубок. Вот почему работы Леже называют "тубизмом".
Любовь Попова (Ивановское 1889 - Москва 1924 гг.) Без названия.  1915 год. Масло на холсте.
Любовь Попова (Ивановское 1889 - Москва 1924 гг.) Без названия. 1915 год. Масло на холсте.
Любови Поповой было всего 35 лет, когда она умерла, но она создала настолько впечатляющее творчество, что сейчас ее считают одной из самых новаторских художниц 20 века. Картина принадлежит к группе произведений, получивших название "Архитектурные картины". В этих работах впервые проявляются нарастающая отстраненность Поповой от объекта, что в конечном итоге привело ее к полной абстракции. В 1921 году художница сознательно отказалась от живописи. Вдохновленная идеями русской революции, она посвятила себя повседневному дизайну и сценическому дизайну, вошедшему в историю театра.
Франц Радзивилл (Ольденбург 1895 - Вильгельмсхафен 1983 гг.)
Франц Радзивилл (Ольденбург 1895 - Вильгельмсхафен 1983 гг.) "Красный самолет".
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ЗАЛ. 1932 год. Масло по дереву.
Карл Хофер (Карлсруэ 1878 - Берлин 1955 гг.)
Карл Хофер (Карлсруэ 1878 - Берлин 1955 гг.) "Два друга - Дэвид и Джонатан". 1926 год. Масло на холсте.
Двое измученных на вид мужчин стоят близко друг к другу, обнажив верхнюю часть тела. Отношения между ними кажутся неясными: пока темноволосый ищет близости, тот, что впереди, смотрит вдаль, не возвращая прикосновения. Помимо прочего, это напряженние между близостью и расстоянием приводит к гнетущему эффекту изображения. В отличии от сегодняшнего, более открытого названия, ветхозаветное название "Давид и Ионафан", использовавшееся до 1931 года, указывало на гомоэротическую дружбу. Хофер использовал ссылку на завещательную историю интимной любви между царским сыном Ионафаном и царем Давидом, чтобы создать тему, которая была особенно актуальна в Берлине 1920-х годов: город считался глобальным центром жизни геев и лесбиянок. Но работа Хофера говорит прежде всего об экзистенциональной трагедии жизни, которая не была принята ни юридически, ни обществом.
Карл Хофер
Карл Хофер "Девушка с попугаем".
1928 год. Масло на холсте.
Карл Хаббух (Карлсруэ 1891 - 1979 гг.)
Карл Хаббух (Карлсруэ 1891 - 1979 гг.) "Марианна перед зеркалом". 1929 год. Масло на холсте.
Женщина вызывающе показывает зрителям обнаженную грудь. Игра с перспективой и двойниками усиливает эффект обширной телесности. Карл Хаббух объединяет два портрета в один: с закрытыми глазами женщина чувственно отдается себе, а ее отражение словно флиртует с кем-то напротив. В своих обнаженных телах конца 1920-х годов, художник "Новой объективности" из Карлсруэ изображает женскую сексуальность как контрапункт преобладающему буржуазному идеалу домохозяйки и матери.
Йозеф Шарль (Мюнхен 1896 - Нью-Йорк 1954 гг.)
Йозеф Шарль (Мюнхен 1896 - Нью-Йорк 1954 гг.) "Иерархия", 1937 год. Масло на холсте.
Фигуральная пирамида выглядит строго иерархической, кульминацией которой является фронтальное изображение "фигуры лидера", которая кажется восседающей на троне. Через гротескное преувеличение сановников Йозеф Шарль подрывает предполагаемый смысл названия картины, которое можно рассматривать как пародийную атаку на авторитаризм современной нацистской идеологии. Картина, стилистически основанная на экспрессионизме и новой объективности, была создана в том же году, когда мюнхенскому художнику запретили выставляться. Вскоре после этого художник, подвергшийся остракизму как "дегенерат", эмигрировал в изгнание в США.
Милли Штигер (Райнберг 1881 - Берлин 1984 гг.)
Милли Штигер (Райнберг 1881 - Берлин 1984 гг.) "Воскресший молодой человек".
1920 год. Древесина.
Ханс Людвиг Кац (Карлсруэ 1892 - Йоханнесбург 1940 гг.)
Ханс Людвиг Кац (Карлсруэ 1892 - Йоханнесбург 1940 гг.) "Молодая женщина в плетенном кресле". Около 1933 года. Масло на фанере.
Ханс Людвиг кац родился в семье еврея и протестантки в Карлсруэ, где он и начал изучать искусство. С 1918 года он принимал участие в выставках, в 1920 году переехал во ФРанкфурт и добился первых успехов. Во времена Третьего Рейха его карьера оборвалась: Кац подвергся преследованиям со стороны национал - социалистов как еврей и социалист. В 1936 году он бежал в ЮАР, где и умер в нищете. В Германии его работы, находившиеся между экспрессионизмом и новой объективностью, были заклеймены как "дегенеративное искусство" и уничтожены, включая портрет, приобретенный Штеделем в 1925 году. С момента покупки "Молодой женщины в плетеном кресле" в 2008 году художник снова попал в коллекцию музея.
Максимилиан Клевер (Вупперталь - Бармен 1891 - Бад-Зоден-ам-Таунус 1963 гг.)
Максимилиан Клевер (Вупперталь - Бармен 1891 - Бад-Зоден-ам-Таунус 1963 гг.) "Южные моря".
1936 год. Масло на холсте.
Оттилия Рёдерштайн (Цюрих 1859 - Хофхайм-ам-Таунус, 1937 гг.)
Оттилия Рёдерштайн (Цюрих 1859 - Хофхайм-ам-Таунус, 1937 гг.) "Автопортрет со скрещенными руками".
1926 год. Масло на холсте.
Лотте Лазерштайн (Пасленк 1898 - Кальмар 1993 гг.)
Лотте Лазерштайн (Пасленк 1898 - Кальмар 1993 гг.) "Русская девушка с пудрой". 1928 год. Масло по дереву.
Русская девушка с пудренницей испытывающим взглядом фиксирует лицо в зеркальце. В другой руке она держит пуховку. Обращаясь к зрителю, она озабочена лишь тем, что остается скрытым от нашего взгляда. Зрителю, тем не менее, предстает зеркальное изображение: профиль молодой женщины появляется в настенном зеркале. Двойное изображение усиливает ее присутствие, как и красный цвет ее элегантной блузки. Лотте Лазерштайн всегда писала разные типы женщин. Здесь она изобразила современную женщину 1920-х годов: стриженные волосы, одежда и макияж отсылают к новому типу эмансипированной женщины.
Отто Дикс (Гера-Унтермхаус 1891 - Зинген 1969 гг.)
Отто Дикс (Гера-Унтермхаус 1891 - Зинген 1969 гг.) "Семья художника" 1927 год. Масло на дереве.
С рождением сына Урсуса весной 1927 года Отто Дикс начал серию детских и семейных портретов. Здесь изображен младенец на руках матери Марты, дочери Нелли и самого художника. Дикс путем нескольких этюдов, тщательно готовивший композицию, которую затем перенес на деревянное панно. Выбор этого способа изображения и тонкая роспись глазурью свидетельствует об интенсивном изучении им старых мастеров. Этим объясняется и близость мотива к средневековым изображениям Святого Семейства, а также гротескность лица художника. Дикс ссылается здесь на пастухов, поклоняющихся младенцу Христу, которым часто свойственна грубое выражение лиц.
Максимилиан Клевер
Максимилиан Клевер "Автопортрет". 1924 год. Масло на холсте.
Автопортрет играет огромную роль во всем творчестве художника. Он неоднократно изображал себя в необычных позах, с выразительной, а иногда утрированной мимикой. Как точно он запечатлел лицо и тедло на этом автопортрете, созданном в Берлине в 1924 году, так и колорит картины кажется странным. Зеленоватый цвет, напоминающий абсент, а также рыхлый и эскизный антураж, передают его фигуру, делая бесконечно фантастичной.
Отто Дикс
Отто Дикс "Немецкая овчарка".
1928 год. Смешанная техника по дереву.
Жан Блоэ Нестле (Нойхдтель, Швейцария 1884 - Антоний сюр Сен 1942 гг.)
Жан Блоэ Нестле (Нойхдтель, Швейцария 1884 - Антоний сюр Сен 1942 гг.) "Олень в японском пейзаже", 1918 год. Масло на необработанном холсте.
ПЯТНАДЦАТЫЙ ЗАЛ. В 1916 году Жан Блоэ Нестле из Швейцарии написал натуралистические изображения животных - несмотря на его тесные связи с художниками - экспрессионистами и "Синих всадников". И только после смерти своего друга Франца Марка он коренным образом изменил свой стиль: как и Марк, он радикально изменился. Теперь олени изображены в упрощенном виде и лежащими на земле. Они встроены в живописное пространство, которое он сам называет "японским пейзажем". Растительные и геологические элементы формируются из простых цветовых зон и четко очерченных участков. Нестле также черпал вдохновение в японских гравюрах на дереве, а также в баварской обратной живописи по стеклу, которую также использовали художники "Синего всадника" как образец.
Август Макке (Мешеде 1887 - Перт-ле-Урлюс 1914 гг.)
Август Макке (Мешеде 1887 - Перт-ле-Урлюс 1914 гг.) "Две девушки". 1913 год. Масло на холсте.
Все вокруг двух девушек находится в движении, люди и предметы растворяются в кристаллических геометрических формах. Фигуры двойные, картину пересекают цветные линии и яркие лучи света картина Макке показывает, какое впечатление на него произвело искусство итальянских футуристов, прославлявших скорость и технологии. В то же время он ориентировался на абстрактный формальный язык французских кубистов. Макке оформил двух девушек формально закрытым и почти классическим способом, не позволяя им раствориться в мерцающей городской жизни.
Василий кандинский (Москва 1866 - Неи-сюр-Сен 1944 гг.)
Василий кандинский (Москва 1866 - Неи-сюр-Сен 1944 гг.) "Кальмюнц - светло-зеленые горы". 1903 год. Масло на холсте.
Кандинский провел лето 1903 года в Кальмюнце в Верхнем Пфальце. Здесь под открытым небом были созданы многочисленные масляные этюды, такие как этот. Кандинский непосредственно запечатлел впечатления от природы пастообразными короткими мазками. решительный стиль живописи раскрывает его взаимодействие с Винсентом Ван Гогом и ритмизирует изображенный пейзаж. Нижняя половина изображения кажется почти абстрактной из-за расположенных рядом мозаичных аббревиатур - линий.
Алексей фон Явленский (Торжок 1864 - Висбаден 1941 гг.)
Алексей фон Явленский (Торжок 1864 - Висбаден 1941 гг.) "Натюрморт с керосиновой лампой" 1907 год. Масло на картоне.
В поисках собственного визуального языка Явленский в своих ранних работах интенсивно занимался постимпрессионизмом. Многообразные художественные впечатления, впитанные им в нескольких поездках во Францию в 1903 - 1907 годах, он обрабатывал, преимущественно, в натюрмортах. Повторяющийся мотив - керосиновая лампа. Здесь все изображено особенно схематично короткими мазками. Между ними доска для рисования остается частично видимой. иногда плотная, иногда рыхлая цветовая сетка отчетливо отражает мерцающий световой эффект, исходящий от лампы.
Габриэль Мюнтер (Берлин 1877 - Мурнау-ам-Штаффельзее 1962 гг.)
Габриэль Мюнтер (Берлин 1877 - Мурнау-ам-Штаффельзее 1962 гг.) "Улица с детьми". 1909 год. Масло на картоне.
С 1909 года художница жила в Мурнау. Там она нашла один из самых важных источников своего вдохновения: сельскую картину на оборотном стекле с простым дизайном, состоящим из черных контуров и несмешанных цветовых хон рядом друг с другом. С развитием нового способа видения и выразительных средств Мюнтер добилась своего прорыва как живописец. Она свела то, что видела, к эскизам, упрощенным формулам изображения и четко очерченным поверхностям ярких цветов. Таким образом, она добилась захватывающего взаимодействия между иллюзионистским пространственным впечатлением и цветовым зрением, связанным с поверхностью. Мюнтер является одной из основателей "Синего всадника".
Алексей фон Явленский
Алексей фон Явленский "Абстрактная глава: симфония в розовых тонах".
1929 год. Холст, масло на картоне.
Август Макке
Август Макке "Игрушки маленького Уолтера". 1912 год, масло на холсте.
Макке часто выбирал для своих изображений мотивы семейной обстановки. Он неоднократно изображал своего первого сына Уолтера, родившегося 13 апреля 1910 года. Однако здесь он не показан, а представлен своими мягкими игрушками. Мягкие игрушки, мячи и русская матрешка разложены на скатерти. Макке сгладил структуру изображения за счет ярких цветов и контуров предметов. Этот стиль живописи можно проследить до его интенсивного взаимодействия с работами Анри Матисса, влияние которого было заметно между 1910 и 1912 годами.
Алексей фон Явленский
Алексей фон Явленский "Натюрморт с фиолетовой чашей". 1912 год. Масло на картоне.
Лишь на второй взгляд можно узнать натюрморт в композиции упрощенных предметов с черными контурами. Контурные линии художник создал углем, а интерьер лишь наполнил яркими дополнительными цветами (красный, синий, зеленый, оранжевый, желтый, фиолетовый). Позже Явленский писал, что ему удалось выразить то, что "вибрировало" внутри него, через цвета и формы. Влияние французского художника Анри Матисса можно увидеть в этом абстрактном стиле дизайна и отсутствии пространственной перспективы.
Георг Базелиц (Ханс Георг Керн) (Базелиц, 1938 год).
Георг Базелиц (Ханс Георг Керн) (Базелиц, 1938 год). "Голова", масло на холсте, 1963 год.
ЗАЛ ФИГУРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ В ПОСЛЕВОЕННОЙ ГЕРМАНИИ. Образы Георга Базелица и Ойгена Шёнебека представляют собой возвращение фигуративной живописи в послевоенную Германию. Однако в показанных здесь картинах проявляется своеобразная, гротескно обстрактная телесность. На "Голове" Георга Базелица видна слизистая желиая масса с кроваво-красными пятнами. Структура деформирована, отвратительна. Лишь постепенно становятся видны язык, глаз, ухо, и вместо носа пенис: здесь достигают кульминации отвращение, разорванность и мясистая телесность, внутренность словно вывернута наизнанку. Картина ни о чем не говорит, а скорее показывает до боли непонятное. Особенно на фоне "Информеля" 1950-х годов, брутальная живопись Базелица, жестоко деформировавшая сюжет, была совершенно неслыханной и тревожной.
Георг Базелиц
Георг Базелиц "Оберон", 1963 год, масло на холсте.
Четыре существа с длинными ногами толпятся на темно-красно-коричневом фоне. Они вытянули шеи в пространство картины. Лысые, они растут как микробы. Фигуры не помещены в перспективное пространство изображения, они интегрированы в картинное повествование. Название "Оберон" отсылает к одноименному мифическому королю гномов и эльфов из "Сна в летнюю ночь" Шекспира. Оберон становится символом противоположного мира, не являющегося частью повседневной жизни. Точно также, как живопись Базелица, которая не изображает действительность, а развивает свою собственную живописную реальность.
Георг Базелиц (Ханс Георг Керн). (Базелиц, 1938 год.)
Георг Базелиц (Ханс Георг Керн). (Базелиц, 1938 год.) "Поле" 1962 год. Масло на холсте.
Два тела лежат на сожженном поле боя. По изуродованной земле беспорядочно разбросаны камни и прорастающий картофель. Жесткая, зубчатая живопись вызывает ассоциации с разлагающейся плотью замученных тел, на которых начертаны страдания. Упадок мотива изображения отражается и в процессе живописи. Коричневые тона доминируют в изображении и исчезают к абсолютной черноте ближе к спине. Название картины отсылает к кладбищу, которое предстает здесь в особенно извращенном виде: это поле рождает и пожирает. Радикальные, мрачно - атмосферные изображения Базелица начала 1960-х годов, отражают чувствительность послевоенного периода Германии.
Ойген Шёнебек (род. Хайденау 1936 год).
Ойген Шёнебек (род. Хайденау 1936 год). "Ленин", 1965 год. Масло на холсте.
Ойген Шёнебек
Ойген Шёнебек "Портрет Л.Т.", 1966 год, масло на холсте.
Революционер представлен не как динамичный герой, а скорее как монументальный, почти каменный памятник. Голова у него слишком большая, в глазах нет зрачков - историческая личность, которая остается в стороне. Л.Т., т.е. Лев Троцкий, герой русской революции 1917 года, кажется нарисованным навечно, как памятник политическому движению. Картина, стилистически напоминающая плоские фрески мексиканских монументалистов, сегодня свидетельствует об утопии целого поколения и в то же время об их крахе.
  1. Дармштадт — немецкий наукоград. Весна — зима на улице
  2. Небоскребы, небоскребы — в финансовой столице Германии, Франкфурт
  3. Город-открытие — игрушечный Зелигенштадт на Немецкой Фахверковой дороге и внушительный монастырь
  4. Бад-Камберг — курортный Гессен
  5. Каменный дом — Штайнхайм — просто чудо городок!
  6. Осенний Бад Хомбург — русский, английский, немецкий, времен карантина. Безработные гиды на отдыхе
  7. Хофхайм на Таунусе — город, с самыми высокими доходами
  8. Романтические выходные на Рейне - кораблик, крепость, сказочный городок и вино.
  9. Случайный городок, оказавшимся небольшим подарком — Хойзенштамм
  10. Крепость Франкенштайн, навеявшая идею персонажа
  11. Последняя церковь последней российской Императорской семьи, Дармштадт
  12. Штеделевский институт — прекрасный музей во Франкфурте
  13. Парк роз, и трагическая история семьи
  14. Парк «Нашего милостивого принца» 16 века, переходящий в сад Принца 18 века
  15. Германия — мать, над Рейном — отцом!
  16. Шагал во Франкфурте
  17. Выставка «Ренуар. Возрождение. Рококо. Импрессионизм и 18 век». Часть первая «Ренуар».
  18. Выставка «Ренуар. Возрождение. Рококо. Импрессионизм и 18 век». Часть вторая
  19. Божественный Гвидо Рени
  20. Божественный Гвидо Рени. Часть 2
  21. Северный Ренессанс и Гольбейны. Часть 1.
  22. Северный Ренессанс и Гольбейны. Часть 2
  23. Картинная галерея «Ширн Кунстхаалле» во Франкфурте, пережившая скандальную кражу
  24. Никки Сен Фаль — необыкновенная
  25. Главный Собор Франкфурта — место коронации королей и императоров
  26. Музей Собора Франкфурта
  27. Штедель музей — старые мастера
  28. Штедель, Старые Мастера. Часть 2.
  29. Музей Штедель, Старые мастера. Залы 11-14 — часть 3
  30. Музей Штедель, Старые Мастера. Залы 15-18 и 20, часть 4.
  31. Музей Штедель, постоянная коллекция, 1-4 залы — живопись 19 века
  32. Музей Штедель. Постоянная коллекция. C 5 по 10 залы.
  33. Музей Штедель — постоянная коллекция. Залы с 11 по 15
  34. Лионел Файнингер — ретроспектива. Часть 1.
  35. Лионел Файнингер — часть 2, ретроспектива
  36. Небольшой зоопарк Франкфурта
  37. Не потеряйтесь! Путеводитель по Храму Путешествий
  38. Греческий ресторан «Посейдон»
  39. Сеть итальянских ресторанов «Вапиано»
  40. Ресторан тайской кухни рядом с вокзалом Франкфурта
  41. Прекрасный Замковый ресторан
  42. Прогулка на кораблике по Майну
  43. Греческая таверна — лучшая еда!
  44. Классический немецкий завтрак в старом городе Франкфурта

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Путешествия на сайте Т-Банка — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому
[ 0,25424 ] / [ 75 ] / [ 0,19312 ]