Фотоальбом

Шагал во Франкфурте

33 44
iPhone 12
Запустить слайдшоу

Это была замечательная выставка! Не большая, но великолепно организованная, с отличными пояснениями. Никаких бликующих картин, все прекрасно представлено. Мои 260 км (в одну сторону) точно прошли не зря! Его летающие коровы и синий цвет — непередаваемые и незабываемые!

Я покажу все его работы, представленные на выставке, в той же последовательности, и рассажу о зале его биографии. Картины предоставлены музеями Тель-Авива, Иерусалима, Ниццы, Парижа, Нью-Йорка, Лондона, Базеля, Амстердама, Цюриха, Чикаго, Турина, Стокгольма и Мадрида, а бОльшая часть — из частных коллекций, за что огромное спасибо владельцам и организаторам.

Выставка охватывает период от начала его творчества до окончания ВМВ, до 1948 года — до возвращения во Францию. Здесь показаны его художественные работы, театральные, рассказано о его жизни — с фотографиями. К сожалению, ограничение в 75 фотографий совсем немного не позволило мне показать всю выставку, но работы показаны все (урезало биографический раздел, и всю информацию о самом музее — напишу позже отчет).

Марк Шагал — один из самых значительных художников европейского модернизма. За свою почти столетнюю жизнь, он создал многогранное творчество, которое с трудом поддается классификации с точки зрения истории искусства и пользуется огромной популярностью во всем мире. Работы Шагала часто описывают похожими прилагательными: поэтическими, мечтательными, эскапистическими. Существует особое несоответствие между репутацией Шагала как поэта среди художников — модернистов, известного прежде всего своими красочными изображениями, и его биографией, на которую значительное влияние оказали политические и социальные потрясения в Европе в 20 веке.

Картины Шагала всегда тесно связаны с действительностью его жизни, несмотря на их часто фантастическое содержание. Это особенно заметно в его работах 30-40-х годов, в которых он ясно отражает окружающую его реальность и стремится найти подходящий визуальный язык как для своего личного опыта, так и для Шоа (Катастрофы — Холокоста).

"Одиночество", 1933 год.
Масло на холсте. Собрание Тель-Авивского художественного музея. Дар художника Израилю, 1953 год. Первый зал называется "Мир в опасности". С 1 марта по 4 июня 1931 года Марк Шагал с женой Беллой и дочерью Идой путешествовали по Палестине под Британским Мандатом. Это пребывание на Святой Земле связано с его будущими иллюстрациями Библии, которые издатель Амбруаз Воллар заказал еще в 1930 году. Еще до поездки Шагал сделал свои первые гуаши как основу для более поздних офортов. Его визит также позволил ему принять приглашение от Меира Дизенгофа, в то время соучредителя и мэра Тель-Авива. Поводом стала закладка первого камня еврейского Музея.
"Благословение Эфраима и Манассии" 1931 год.
Масло и гуашь на бумаге. Национальный Музей Марка Шагала в Ницце. Работы, созданные в Палестине, характеризуются прежде всего почти документальным характером. Однако взгляд Шагала на Святую Землю избирателен и сосредоточен в первую очередь на изображении религиозных мест, важных для иудаизма. Он захватывает арабское и христианское население не так мало, как политическая ситуация. С одной стороны, Культуру можно объяснить его поиском вдохновения для библейских иллюстраций, с другой стороны, встречи в Палестине побудили его противостоять собственной еврейской идентичности, которой все больше угрожают извне.
"Жертва Авраама", 1931 год.
Масло и гуашь на бумаге. Национальный музей Марка Шагала в Ницце. В 1935 году он едет в Вильно (сегодня - Вильнюс) по приглашению Еврейского научного института. Во время своего пребывания он становится свидетелем нескольких антисемитский выступлений и нападений. Встревоженный угрозой еврейской культуре в Вильнюсе, Шагал рисует здесь места еврейской жизни, такие, как Большая синагога.
"Моисей получает скрижали Завета", 1931 год.
Масло и гуашь на бумаге. Национальный музей Марка Шагала в Ницце. Основываясь на творчестве художника, зал "Мир в опасности" затрагивает такие темы, как бегство и преследование, память о своем происхождении и обретение нового дома в изгнании, а также вопрос о том, какой личный опыт и приписывания другими решительно формирует собственную идентичность. Эти перспективы позволяют по-новому взглянуть на одного из самых важных художников 20 века, чья жизнь и творчество сегодня кажутся более актуальными, чем когда-либо прежде.
"Моисей насылает тьму на Египет", 1931 год.
Масло и гуашь на бумаге. Национальный музей Марка шагала в Ницце.
"Стена Плача", 1932 год.
Масло на холсте. Собрание Тель-Авивского художественного музея. Дар художника Израилю в 1948 году. Реставрация этого произведения искусства стала возможной благодаря гранту "Банк оф Америка".
"Синагога в Вильно", 1935 год.
Масло на картоне, наложенном на холст. Частная коллекция.
"Внутри Синагоги в Сафеде", 1931 год.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. Частная коллекция.
"Интерьер Синагоги в Сафеде", 1931 год.
Масло на холсте. Музей Израиля, Иерусалим. Покупка стала возможной благодаря Джанин Бертхайм и Антуану Верхаймеру в память об их родителях Мадлен и Поле Вертхаймер и благодаря семье Краун из Чикаго, а также Аверелла Гарримана, Лулы Ласкер, Эдварда Митчелла, Дэвида Рокфеллера, и Чарльза Ульмана.
"Стена Плача в Иерусалиме", 1931 год.
Масло на холсте, гуашь. Частная коллекция.
"Иерусалим", 1932-1937 годы.
Масло и уголь на холсте. Частная коллекция.
"Деревенская Мадонна", 1938-1942 годы.
Масло на холсте. Национальный музей Тиссена Борнемисы, Мадрид.
"Бонжюр, Париж", 1939-1942 годы.
Картон, масло, пастель, гуашь, тушь. Частная коллекция. Второй зал выставки называется "Родина и Дом". На протяжении всей своей жизни Шагал неоднократно перемещал центр своей жизни. Некоторые из этих перемещений носили добровольный характер, а другие были обусловлены внешним давлением или даже опасностью для жизни.
"Сани на снегу", 1944 год.
Масло на холсте. Частная коллекция. В 1922 году он вместе с женой и дочерью покинули Витебск, и через Берлин переехали в Париж. В этот момент он не знал, что никогда больше не увидит своего родного города, который оставил в нем сильный след в личном и творческом плане. Только в 30-40-х годах это подозрение постепенно превратилось в печальную уверенность. Особенно под впечатлением от все возрастающей угрозы еврейскому населению Европы, заметно усилились ностальгические отсылки в творчестве Шагала. Витебск снова и снова появляется на разных картинах и становится символом тоски по утраченному дому. Даже Париж, который когда-то он называл "своим вторым Витебском" и стал его новым местом жительства в 20-х годах, не играет в творчестве 30-40-х годов такой центральной роли, как его русский (белорусский, но в описании стоит именно так) родной город.
"Зеленый глаз", 1944 год.
Масло на холсте. Частная коллекция. Не отразился на его творчестве и Нью-Йорк, куда его семья бежала от преследований национал - социалистов в 1941 году. Хотя город, не сравнимый ни с какими мегаполисами Европы и произвел на художника большое впечатление.
"Пейзаж на Клюквенном озере", 1944 год.
Масло на холсте. Частная коллекция.
"Клюквенное озеро", 1944 год.
Масло на холсте. Национальный музей Марка Шагала в Ницце.
"Мечта", 1938 год.
Гуашь на бумаге. Художественный музей Дэвида и Альфреда Смарт, Чикагский Университет. Дар Ли и Сюзанны Хьюстон Эттельсон.
"У моего дома в моей стране", 1943 год.
Холст, бумага, гуашь, темпера. Турин - Галерея Civica d,Arte Moderna e Contemporanea.
"Старик и козлик", 1930 год.
Картон, темпера и пастель. Музей модерна, Стокгольм. Завещание Жерара Боннье, 1989 год. Третий зал называется "Полет и перемещение". В детстве Шагал пережил погромы, позже Октябрьская Революция и Холокост повлияли на его личную жизнь и творчество. Когда Коммунистическая партия ограничила свободу творчества в 1922 году, Шагал переехал во Францию в 1923. Париж стал его новым домом, пока национал - социалисты не захватили власть в Германии в 1933 году и последующие годы систематически преследовали и убивали евреев по всей Европе.
"Несущий крест", 1941 год.
Черная тушь с серыми мазками и пастелью, на бумаге. Частная коллекция. В 1939 году Шагал с семьей переехали на юг Франции и эмигрировали в США в 1941 году. Его собственный опыт, а также сообщения, дошедшие до него в изгнании, находят отражение в его картинах этого периода.
"Исследование одержимости", 1941 год.
Тушь и карандаш на клееной бумаге. Частная коллекция. Особую роль в этом контексте играет мотив распятия. С 1908 года Шагал время от времени занимается изображением Христа на кресте. В 1930 и 40-е годы он больше посвятил себя этому мотиву, непосредственно реагируя на события войны в Европе.
"Эскиз для мученика", 1940 год.
Тушь, черный карандаш, пастель, цветные карандаши, и коллаж на серебряной бумаге. Частная коллекция. В своих картинах Шагал четко идентифицирует Христа как еврея с такими атрибутами, как молитвенный платок - таллит - или филактерии - тфилин - и таким образом указывает на двойственность, присущую фигуре Христа.
"Распятие", 1940 год.
Бумага, акварель, тушь и пастель. Музей модерна, Стокгольм. Сочетая христианскую иконографию с еврейскими символами, Шагал развивает новый нарратив и стилизует Христа как еврейского мученика.
"Апокалипсис в пурпурном", 1945 год.
Гуашь, карандаш, тушь на бумаге. Коллекция галереи Бен Ури в Лондоне. Приобретена в 2009 году, при поддержке Мириам и Ричарда Борчардов, сэра Майкла и леди Морвен Хеллер и анонимного пожертвователя. В распятии Шагал находит личный мотив, с помощью которого он обращается к преследованию и истреблению евреев Европы, не обращаясь непосредственно к исторической ситуации в своих изображениях.
"Война", 1943 год.
Масло на холсте. Центр Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства - Центр промышленного творчества. С 1995 года - на хранении в Музее современного искусства д,Орсе - дар художника в 1953 году.
"Ладья Исхода", 1948 год.
Масло и тушь на холсте. Частная коллекция.
"Распятие в желтом", 1942 год.
Масло на льняном холсте. Центр Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства - центр промышленного творчества. Пожертвование 1988 года.
"Мадонна с санями", 1947 год.
Масло на холсте. Музей Стеделийка, Амстердам. Подарок художника, восстановленный при поддержке участников Vrienden Lotery. Четвертый зал называется "Белла". В многочисленных картинах Шагал визуализирует мотив плывущей, тесно связанной пары влюбленных. Главные герои - сам художник и его жена Белла, родившаяся в 1889 году под именем Басия-Рейз Розенфельд.
"Свадьба", 1944 год.
Масло на холсте. Частная коллекция. Изображение влюбленных предстает в разных гранях и позах, а также в виде фигур с двумя головами, напоминающих мифологического Бога Януса, смотрящего в прошлое и будущее. Влюбленные также вспоминают время, проведенное в Витебске, и предвкушают неопределенное будущее.
"Невеста с голубым лицом", 1932-1960 гг.
Масло на холсте, частная коллекция. Как и Марк Шагал, Белла выросла в Витебске. Дочь богатого ювелира, она имела высшее образование. В 1909 году пара познакомилась через общего друга и отпразновала свадьбу в 1915 году. В 1923 году они переехали в Париж.
"Вокруг нее", 1945 год.
Масло на холсте. Центр Помпиду, Париж. Национальный Музей современного искусства - Центр Промышленного творчества. Дар художника в 1953 году. В Париже Белла Шагал участвует во французском переводе автобиографии Шагала "Моя жизнь". Когда пара была вынуждена переехать в США, в 1941 году, из-за преследования и уничтожения евреев, оба были глубоко обеспокоены тем, чтобы культура их родины продолжала существовать. В изгнании Белла Шагал писала о своем восточно-еврейском детстве. Ее мемуары "Горящие огни" (опубликована 1945 год) и "Первая встреча", опубликованная в 1947 году, были опубликованы только посмертно.
"Свадебные огни", 1945 год.
Масло на холсте. Музей Искусств Цюриха. Подарок от наследников Эрнста Гёнера, 1973 год. После внезапной смерти Беллы 2 сентября 1944 года, Марк Шагал образно изобразил свою покойную жену, имея дело не только с горем от ее смерти, но и с разрушением восточно-еврейской традиции.
"Букет с летающими влюбленными", 1934-1947 годы.
Масло на холсте. Музей Тейт, Лондон, куплен в 1948 году.
"Эскиз "Падения ангела", 1934 год.
Бумага, наклеенная на картон, гуашь, тушь, пастель. Частная коллекция. Пятый зал - Падение Ангела. В течении нескольких лет мастер неоднократно создавал картины "Падение ангелов", которые сопровождали его из Парижа в изгнание в США и обратно в Европу. Эту картину можно рассматривать как программное произведение 30 и 40-х годов.
"Падающий ангел", 1923-1933-1947 годы.
Масло на холсте. Художественный музей Базеля. Депозит из частной коллекции с 1955 года. Конфронтация Шагала с политическими событиями может быть особенно впечатляюще понята на основе процесса его творчества. Сегодняшняя датировка указывает даты завершения трех различных версий: 1923 - 1933 - 1947 годов.
Этюд для
Этюд для "Падающего ангела", 1934 год.
Масло, картон, затянутый холстом и армированный деревом. Частная коллекция. Первый вариант картины был создан вскоре после возвращения Шагала в Париж, предположительно под впечатлением от его пребывания в Германии и нарастающих там антисемитских настроений. Захват власти национал-социалистами побудил Шагала возобновить работу над картиной в 1933 году. Хотя Шагал выставил ее в 1933 году в Базеле, он работал над дальнейшими вариациями. В этих набросках появляются разные мотивы, такие как распятие и беглецы, которые используются в окончательной версии, а также в более поздних картинах.
"Эскиз "Падения ангела", 1934 год.
Бумага, тушь, смывка туши, пастель, гуашь. Частная коллекция.
"Эскиз "Падения ангела", 1934 год.
Бумага, тушь, гуашь. Частная коллекция. В 1947 году, незадолго до возвращения во Францию из изгнания в США, Шагал завершил работу над "Падением ангела". Особенно бросается в глаза изменение ангела, который теперь имеет явно женские черты, и падает на землю с шировко открытым ртом. Здесь ангел уже не кажется причиной ужаса, от которого бегут другие фигуры, а сам пугается того, что видит на Земле.
Костюм для
Костюм для "Алеко". 1942 год.
Рубашка из шелковой тафты, расписной шерстяной жилет и расписные брюки. Частная коллекция. Шестой зал - "Алеко" и "Жар-Птица". В конце 1941 года Марку Шагалу было поручено разработать четыре декорации и костюмы балетного спектакля "Алеко". Своим участием в постановке, основанной на поэме Пушкина и положенной на музыку Чайковского, он обязан хореографу Леониду Мясину и танцовщице Люсии Чейз, которые впоследствии стали соучредителями Американского театра балета. Премьера изначально планировалась в Нью-Йорке, но поскольку местные производственные затраты превысили запланированный бюджет, производство переносится в Мехико.
Костюм для Земфиры,
Костюм для Земфиры, "Алеко", сцена 4. 1942 год.
Блуза из шелкового шифона . Юбка из шелкового шифона, с бархатом и аппликациями из тюля. Частная коллекция. Вместе с Леонидом Мясиным, также имеющим русско-еврейские корни, Марк и Белла отправляются в августе 1942 года в Мехико, где 8 сентября 1942 года, во Дворце Изящных Искусств, отмечается премьера.
Костюм для танцовщицы балета
Костюм для танцовщицы балета "Алеко", сцена 4. 1942 год.
Платье из расписного шелкового атласа и шарф из расписного шелкового жоржета. Частная коллекция. Премьера в США состоится примерно через месяц после мексиканской, 6 октября, в Метрополитен-Опера.
Костюм для крестьянина
Костюм для крестьянина "Алеко", сцена 3. 1942 год.
Рубашка из расписного шелка и брюки из расписного габардина. Частная коллекция. Кусочек из балета, который показывают на экране в этом зале: https://youtu.be/r4rmyUKpWmM В центре трагической любви оказывается молодой аристократ Алеко, который влюбляется в красавицу цыганку Земфиру.Однако его любовь остается безответной и заканчивается для Земфиры фатально.
Эскиз костюма для
Эскиз костюма для "Жар-Птицы" Стравинского. 1945 год. Костюм Кащея Изверга (!!!).
Бумага, смывка тушью, гуашь и тушь. Частная коллекция. Три года спустя после "Алеко", в 1945 году, Американский театр Балета поручил Шагалу сделать еще один эскиз сцены и костюмов, на этот раз для "Жар-Птицы". После смерти Беллы и последующего творческого кризиса эта работа имела большое значение для Шагала и не в последнюю очередь являлась важным общественным поручением. Эскизы костюмов Шагала визуализируют воображаемый мир жар-птицы с парящими в воздухе человеко-животными существами, демонами или фигурами с двойными лицами.
Дизайн занавеса первого действия для
Дизайн занавеса первого действия для "Жар-Птицы" Стравинского. "Зачарованный лес". 1945 год.
Гуашь, графит и металлик на бумаге. Центр Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства - Центр Промышленного творчества. Депозит от Американского общества "Друзья Помпиду", 2022 год. Игорь Стравинский написал музыку к балету, а Адольф Больм создал хореографию. Сказочная история любви юного князя Ивана-Царевича к царевне и его мужественной боьбе со злым волшебником Кащеем (дословный перевод, смеюсь второй день).
Дизайн занавеса для
Дизайн занавеса для "Жар-Птицы" Стравинского. "Жар-Птица". 1945 год.
Гуашь, тушь, пастель, цветной карандаш. Коллаж на золотой бумвге, оклеенной японской бумагой. Частная коллекция.
Эскиз костюма к спектаклю
Эскиз костюма к спектаклю "Жар - Птица" Стравинского. "Крылатая фигура". 1945 год.
Бумага, гуашь, тушь, графит. Центр Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства - Центр промышленного творчества. Подарок американских друзей центра Помпиду, 2022 год.
Эскиз костюма для
Эскиз костюма для "Жар-Птицы" Стравинского. "Сине-Желтое чудовище, хранитель Кащея". 1945 год.
Бумага, гуашь, графит, пастель. Центр Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства - Центр промышленного творчества. Подарок американских друзей центра, 2022 год.
Дизайн костюма для балета
Дизайн костюма для балета "Жар-Птица" Стравинского. "Монстр с фиолетовой маской". 1945 год.
Бумага, гаушь, тушь, карандаш. Частная коллекция.
Эскиз костюмов к
Эскиз костюмов к "Жар-Птице" Стравинского. "Фиолетовая танцовщица". 1945 год.
Бумага, гуашь, тушь, пастель. Частная коллекция.
Эскиз костюма для
Эскиз костюма для "Жар-Птицы" Стравинского. "Демон". 1945 год.
Гуашь и карандаш на бумаге. Частная коллекция.
Дизайн костюма для
Дизайн костюма для "Жар-Птицы" Стравинского. "Костюм зеленого чудовища". 1945 год.
Бумага, акварель, тушь, гуашь.
Дизайн костюма для
Дизайн костюма для "Жар-Птицы" Стравинского. "Желтое чудовище с двумя профилями". 1945 год.
Бумага, тушь, пастель, графит. Частная коллекция.
"Черная перчатка", 1923-1948 годы.
Масло, темпера, тушь на холсте. Частная коллекция. Седьмой, заключительный зал - "Взгляд вперед - взгляд назад". Марк Шагал испытывал смешанные чувства по поводу окончания ВМВ. Долгожданное возвращение во Францию не за горами. Однако информация о Катастрофе, о которой он узнал в СМИ и еврейских эмигрантских кругах в предыдущие годы, стала страшной очевидностью. Шагал разрывался и в личной жизни. После смерти Беллы он нашел новую спутницу в лице Вирджинии Хаггард. Однако потеря любви всей его жизни по-прежнему тяготила его, и перспектива оставить ее могилу в США не облегчала возвращение во Францию.
"Автопортрет с настенными часами", 1947 год.
Холст, масло, темпера. Частная коллекция. Внутреннее смятение Шагала и метания между США и Европой, Беллой и Вирджинией, прошлым и будущим, проявляются и в его работах, созданных до его возвращения во Францию в 1948 году.
"Освежеванный бык". 1947 год.
Масло на холсте. Центр Помпиду, Париж. Национальный музей Современного искусства - Центр промышленного творчества. Пожертвование 1997 года. В дополнение к изображениям, в которых он реагирует на убийство миллионов евреев и выражает свою озабоченность по поводу будущего Европы, есть изображения, указывающие на новую главу в его творчестве. Внутренний конфликт Шагала в эту переходную фазу между двумя этапами жизни особенно ярко проявляется в двуликих портретах, в которых он часто соединяет свое лицо с лицом покойной жены или, как двуликий живописец, смотрит на холст и его модель одновременно.
"Воскресение на берегу реки", 1947 год.
Масло на холсте. Частная коллекция. В августе 1948 года Шагал покинул американскую ссылку и вернулся во Францию с Вирджинией Хаггард.
"Душа города" 1945 год.
Масло на холсте. Центр Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства - Центр промышленного творчества. Дар художника в 1953 году.
"Корова с зонтом", 1946 год.
Масло на холсте. Метрополитан-музей, завещание Ричарда С. Зейслера 2007 года.
Витебск в начале 20 века.
Витебск в начале 20 века.
Отдельный зал посвящен биографии великого художника. Мойше Шагал родился 7 июля 1887 года в Витебске. В семье, кроме него, было еще 8 сыновей и сестер, они росли в очень скромных условиях. В Хедере - местной евроейской школе, он изучал иврит на основе библейских текстов, что дало ему ранний доступ к христианской религии. Предметный мир, в частности, распятие Иисуса, сформировал его будущее творчество. Русский язык он начал учить позже, только в городской школе.
1903 - 1910 годы. На фото -- 1906 год.
1903 - 1910 годы. На фото -- 1906 год.
В 1903 году Шагал поступил в Школу живописи классика портрета и жанрового живописца Иегуды Пена, который научил его реализму. В класе он познакомился с Виктором Меклером, который стал его другом и ввел его в буржуазную среду. Зимой 1906 года они вместе переезжают в Санкт-Петербург, преодолев черту оседлости. Как еврею, Шагалу нелегко было утвердиться в Петербурге. Чтобы ему разрешили жить в городе, ему нужен был специальный вид на жительство, который выдавался ученым, ремесленникам и коммивояжерам. Сначала Шагал работал у витебского торговца, затем начал обучение на художника вывесок, которое так и не закончил. Он фиктивно устроился к адвокату прислугой, тое самым получив квоту на проживание. До 1908 года Шагал учился у Николая Рериха в Либеральной Школе живописи Императорского общества поощрения художеств. Там он познакомился с известными коллекционерами произведений искусства, критиками и меценатами, а также с редакторами либерального еврейского журнала "Обновление", в том числе, с депутатом Думы Максимом Винавером. Со своей будущей женой Белой Розенфельд он познакомился через Виктора Меклера. Дочь богатого витебского ювелира стала Музой художника. Он перешел на учебу в Академическую школу Свансева. У своего учителя Леона Бакста он учился новому подходу к цвету. Шагал регулярно посещал музеи Санкт-Петербурга и увлекся иконописью.
Ля Рюш, 1960 год. Период с 1911 по 1914 год.
Ля Рюш, 1960 год. Период с 1911 по 1914 год.
В 1911 году Максим Винавер выделили Шагалу стипендию, позволяющую ему впервые поехать в Париж. В своем багаже он вез все свои работы. Яркий художественный мегаполис Париж с его многочисленными музеями, салонами, галереями, произвел на Шагала неизгладимое впечатление. Он познакомился с импрессионистами, такими как Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Анри Матисс, которые сформировали его художественное развитие. Помимо Сони и Робера Делоне, он познакомился с Фернаном Леже и Роже де ла Френе. Мотивы коровы, быка и овцы впервые появляются в его композициях. Шагал переехал в колонию художников Ля-Рюш в 15-м округе. Хаим Сутин, Александр Архипенко, Фернан Леже, Амадео Модильяни, среди прочих, работают здесь примерно в 140 студиях. Он также познакомился с писателями Блезом Сандраром и Гийомом Апполинером. В 1912 году Шагал принял участие в выставке в Салоне Независимых в Париже, с картинами "Пьяница", "Ослы и другие", посвященные невесте и России. Его работы также экспонировались на последующих выставках в 1913 и 1914 годах. В 1913 году еврейские мотивы и парижские пейзажи все чаще появляются в композициях Шагала. В апреле 1914 года Херварт Уолден показал первую крупную персональную выставку художника с 40 картинами и 160 рисунками в своей берлинской галерее "Der Sturm". Благодаря Уолдену его работы попали в немецкие коллекции.
Период 1914-1922 годы.
Период 1914-1922 годы. "Марк, Бела и Ида, 1917 год".
В 1914 году Шагал приехал в родной Витебск. Запланированному возвращению в Париж помешала начавшаяся ПМВ, и следующие 8 лет художник провел в России. В своих картинах он реагирует на свое ближайшее окружение, создает портреты его семьи и других местных евреев. В марте 1915 года искуствовед Яков Тугендхольд пригласил Шагала принять участие в выставке !1915 год" в Михайловском Художественном салоне в Москве. В том же году Марк Шагал и Белла Розельфельд поженились и переехали в Санкт-Петербург, который с 1914 года назывался Петроградом. Ида, дочь Марка и Беллы Шагалов, родилась 18 мая 1916 года. В это время предпринимались общие усилия по созданию нового типа евроейского искусства, и уважаемый коллекционер Якоб Каган-Чабчай последовал этим течениям. Он запланировал еврейский музей, для которого приобрел работы Шагала. В ходе Октябрьской Революции 1917 года, Шагал получил полное еврейское гражданство, так как черта оседлости уже была отменена. Но, семья вернулась в Витебск.
Марк Шагал в 1920 году в Малаховке с эскизом к
Марк Шагал в 1920 году в Малаховке с эскизом к "Введению в Еврейский театр".
В 1918 году Шагал инициировал создание Художественной Академии и был назначен Уполномоченным по делам искусств Витебской Губернии. Он организовал многочисленные выставки и арт-мероприятия в Витебске и области. 28 января 1919 года в Витебске открылась Академия. Такие художники, как Мстислав Добушински, Вера Ермолаева - Богуславская, Вера Эрмц, Ксения Богуславская, Иегуда Пен, Эль Лисиц Пенполучают возможность учиться и работать. Лисицкий помогает устроиться Казимиру Малевичу на должность в Академии.Но Шагал не смог сработаться с Малевичем и покинул Академию. В 1920 году он переехал в Москву, рабол главным декоратором и создателем костюмов в спектакле Гоголя "Ревизор" в Революционном Сатириченском театре. Но театр был закрыт, с ним и спектакль. Шагал работал в Евроейском камерном театре, где оформлял декорации. В 1922 году Марк Шагал с семьей навсегда покинул Россию и переехал в Берлин.
Период 1923-1941 годы, Франция. Марк Шагал перед
Период 1923-1941 годы, Франция. Марк Шагал перед "Падением Ангела" в своей мастерской на вилле Монморанси, в Париже. 1934 год. Фото Терезы Ле Пра.
В 1923 году Шагал с семьей уезжает из Берлина в Париж. Он начал свою многолетнюю работу из серии картин "Падение ангела", которую назовет "первой картиной из серии предчувствий".
Марк Шагал в Париже, ок. 1923 года. Справа от него:
Марк Шагал в Париже, ок. 1923 года. Справа от него: "Ателье" 1910/11 гг.; за стеной: этюд для "Пьяницы", 1911 год.
В 1924 году галерея Barbazanges-Hodebert" в Париже открывает выставку работ Шагала со 122 произведениями. В 1925 году выставки организуются в Германии, в том числе, в Kölner Kunstverein и в галерее Эрнста Арнольда в Дрездене. В 1926 году впервые прошла выставка в США, в нью-йоркской галерее "Райнхардт", которая представила более 100 работ. Иллюстрации Шагала к басням Жана де Лафонтена гастролировали по галереям в Париже, Брюсселе и Берлине в 1930-1931 годах. По этому случаю Мастер ездил в Берлин. В этой поездке Шагал наблюдал за все более агрессивными антисемитскими настроениями в Германии. Он реагирует на эти события рисунком "Распятие Иисуса".
Шагал с картиной
Шагал с картиной "Одиночество", первоначальное название "Белая корова", 1933 год.
В 1931 году арт-диллер и издатель Абруаз Воллар поручает Шагалу иллюстрации Библии. В Париже худржник познакомился с Меиром Дизенгофом, сооснователем и первым мэром Тель-Авива. Вместе со своей семьей он последовал его приглашению на праздник Пурим в Тель-Авиве и принял участие в закладке первого камня Тель-Авивского музея. Во время своего путешествия по Палестине Шагал впервые изобразил интерьеры Синагоги Цфата и пейзажи вокруг Иерусалима.
 Белла и Марк Шагалы на десятой юбилейной конференции  YIVO, 1935 год.
Белла и Марк Шагалы на десятой юбилейной конференции YIVO, 1935 год.
Картиной "Одиночество" Шагал отреагировал на приход к власти Гитлера в Германии. Но, пока в Кунстхаале Манхайма проходит выставка "Культурно-большевистский бильярд", а нмционал--социалисты сжигают работы Шагала и других художников. Мотивированный политическими событиями, Шагал подал заявление на получение французского гражданства. Из-за его роли художественного комиссара в СССР, вначале он получил отказ, но в 1937 году заявка была одобрена. В Базеле в это время организована ретроспектива его работ - 172 работы. В 1935 году Научный Институт идиша в Вильно (YIVO) приглашает Шагалов в Польшу и показывает 116 его графических работ. В этом же году вступают в силу Нюрнбергские законы, закрепляющие юридически лишение прав евреев в Германии. Результатом стала созданная в 1937 году работа "Революция", которая будет представлена в 1940 году под названием "Композиция" на открытии выставки в Париже. Ее следует понимать как публичную антивоенную манифестацию. А в это время в Мюнхене открылась выставка нацистской пропаганды "Дегенеративное искусство". Произведения Шагала "Пурим", "Премия" и "Зима" публично преданы поносительству.
Вариан Фрай (слева) с Марком и Беллой Шагал и Хайрамом Бингемом, американским вице-консулом, перед мастерской Шагала в Горде. 1941 год.
Вариан Фрай (слева) с Марком и Беллой Шагал и Хайрамом Бингемом, американским вице-консулом, перед мастерской Шагала в Горде. 1941 год.
Незадолго до вторжения немецкой армия в Польшу в 1939 году и начала ВМВ, Марк, Белла и Ида Шагал переехали из Парижа в сен-Дье-сюр-Луар. Все картины из Парижа перевозят на такси. 10 мая 1940 года, в день, когда немцы вторглись в Бельгию и Голландию, Шагал купил бывшую католическую школу для девочек в Горде и устроил там свою студию.
Период 1941-1948 годы. Нью-Йорк.
Период 1941-1948 годы. Нью-Йорк.
В мае 1941 года Марк и Белла Шагал отправились морем в Нью-Йорк (через Мадрид и Лиссабон), и прибыли на место 21 июня. Осенью к ним приехали их дочь Ида с мужем. Их побег стал возможным благодаря американскому журналисту Вариану Фраю, который от имени Комитета по Чрезвычайным ситуациям помогал евреям бежать в США, особенно после принятия "Еврейских законов" правительством Виши. В НЙ Шагал общается с Фернаном Леже, Жоржем Бернаносом, Питом Мондрианом и Пьером Матиссом, который становится его арт-диллером в НЙ. В конце ноября в галерее Матисса будет выставлены 21 работа Шагала, с 1910 по 1941 годы. Хотя шумный мегаполис НЙ произвел на Шагала глубокое впечатление, но в своих работах он не оставил ни следа от этого города.
Марк Шагал на фоне
Марк Шагал на фоне "Фантазии Санкт Петербурга" , к 4 акту "Алеко", 1942 год.
Американский театр балета в НЙ поручил Шагалу разработать 4 декорации и костюмы для балетной постановки "Алеко" по хореографии Леонида Мясина. Для Мясина и Шагала работа над проектом символизирует конфронтацию с их общей страной происхождения. Поскольку Мировая премьера запланирована во Дворце Изящных Искусств в Мехико, Марк и Белла Шагал координируют реализацию проекта на месте. Премьера спектакля состоялась 8 сентября 1942 года и имела огромный успех. В 1943 году в произведениях Шагала возникают темы войны и одержимости. Его пребывание на Клюквенном озере напоминает о России.
Марк и Белла Шагалы на Клюквенном озере в НЙ. 1944 год.
Марк и Белла Шагалы на Клюквенном озере в НЙ. 1944 год.
В результате вирусной инфекции 2 сентября 1944 года умерла Белла. Глубоко потрясенный ее внезапной смертью, Марк Шагал прекратил работу на 9 месяцев.
"Цирковые люди", архивное фото 1933 года.
Весной 1945 года он разрезал произведение "Люди цирка" на две части. Левую половину он превратил в работу "Вокруг них", а правую - в "Огни свадьбы". Обе картины посвящены смерти его жены и разрушению мира восточно-европейского еврейства. Он снял дом на Лонг-Айленде и разработал 3 сцены, 80 костюмов и занавес для постановки "Жар-Птицы" - балета Игоря Стравинского, по хореографии Адольфа Больма. Его дочь Ида взяла на себя управление производством костюмов. Премьера состоялась 24 октября 1945 года в Метрополитан-Опера.
1948-1985 годы, Франция.Шагал в своей мастерской в Ле Коллин, Ванс, 1960 год.
1948-1985 годы, Франция.Шагал в своей мастерской в Ле Коллин, Ванс, 1960 год.
В 1948 году Шагал со второй женой Вирджинией Хаггард возвращается во Францию. Они живут неподалеку от Сен-Жер-Жермен-ан-Ле, в доме с садом. Их посещает Эме Маэ, которая станет арт-дилером Шагала. Венецианская биеннале посвящает творчеству Мастера целый зал. В 1949 году Шагал ездил к искусствоведу и издателю Териаду в Сен-Жан-Кап-Фера, который поручил ему проиллюстрирорвать позднеантичный роман Лонгоса "Дафнис и Хлоя". Шагал снял студию в Вансе, и начал там работать. В 1951 году Шагал и Вирджиния разошлись. А в 1952 году Марк познакомился с уроженкой России Валентиной Бродской, свадьба состоялась 12 июля. В том же году он посетил Шартрский собор, где интенсивно занимался техникой витражного искусства. Затем последовали витражи в Меце - в Соборе Святого Этьена (1959), в Реймсе - в Нотр-Даме (1974), в Цюрихе - во Фраумюнстере (1970), в Майнце.
Марк Шагал за работой над Комедией дель Арте, 1958 год, с сыном Давидом (от Вирджинии).
Марк Шагал за работой над Комедией дель Арте, 1958 год, с сыном Давидом (от Вирджинии).
1955-1959 годы. Выставки в Гановере (1955), в Брюсселе (1957), В Мюнхене (1959), в Гамбурге (1959), в Париже (1059). В 1958 году глава отдела культуры Франкфурта поручил Шагалу создать монументальную картину "Комедия дель Арте) и связанный с ней цикл из 13 эскизов для Франкфуртской оперы. 1960-1962 годы. Шагал работал над дизайном 12 стеклянных окон для Синагоги в больнице Адасса в Иерусалиме.Готовые витражи были выставлены в Музее декоративного искусства в Париже и в музее Современного Искусства в НЙ. 1963-1964 годы. Андре Мальро поручил Шагалу разрисовать новый потолок Оперы Гарнье в Париже. Работа закончена в сентябре 1964 года. Рудольф Бинг, директор Метрополитан-Опера, поручил Шагалу создать две фрески, а также декорации и костюмы для постановки оперы Моцарта "Волшебная флейта". В 1965 году Шагал переехал в Сен-Порль-де-Ванс. 1969 год. В Ницце заложен фундамент Национального Музей Библейского послания Марка Шагала (прижизненно!!!). Шагал разработал настенную мозаику для Кнессета в Иерусалиме - Стена Плача и три больших гобелена: "Пророчество Исайи", "Исход" и "Вход в Иерусалим". Выставка "Посвящение Шагалу" открывается в Большом Дворце в Париже, с 474 картинами. 1973 год. Министр Культуры СССР Екатерина Фурцева пригласила Шагала в Москву. По случаю визита Третьяковская галерея организует выставку. 1975-1985 годы. Создан цикл витражей для церкви Святого Стефанап в Майнце. К 1985 годв Королевская Академия Художеств в Лондоне подготовила ретроспективную выставку. Марк Шагал умер 28 марта 1985 года в возрасте 97 лет в Сен-Поль-де-Вансе. Вот такой прекрасный альбом я приобрела на выставке: https://youtu.be/hKj67j7Q9tw
  1. Дармштадт — немецкий наукоград. Весна — зима на улице
  2. Небоскребы, небоскребы — в финансовой столице Германии, Франкфурт
  3. Город-открытие — игрушечный Зелигенштадт на Немецкой Фахверковой дороге и внушительный монастырь
  4. Бад-Камберг — курортный Гессен
  5. Каменный дом — Штайнхайм — просто чудо городок!
  6. Осенний Бад Хомбург — русский, английский, немецкий, времен карантина. Безработные гиды на отдыхе
  7. Хофхайм на Таунусе — город, с самыми высокими доходами
  8. Романтические выходные на Рейне - кораблик, крепость, сказочный городок и вино.
  9. Случайный городок, оказавшимся небольшим подарком — Хойзенштамм
  10. Крепость Франкенштайн, навеявшая идею персонажа
  11. Последняя церковь последней российской Императорской семьи, Дармштадт
  12. Штеделевский институт — прекрасный музей во Франкфурте
  13. Парк роз, и трагическая история семьи
  14. Парк «Нашего милостивого принца» 16 века, переходящий в сад Принца 18 века
  15. Германия — мать, над Рейном — отцом!
  16. Шагал во Франкфурте
  17. Выставка «Ренуар. Возрождение. Рококо. Импрессионизм и 18 век». Часть первая «Ренуар».
  18. Выставка «Ренуар. Возрождение. Рококо. Импрессионизм и 18 век». Часть вторая
  19. Божественный Гвидо Рени
  20. Божественный Гвидо Рени. Часть 2
  21. Северный Ренессанс и Гольбейны. Часть 1.
  22. Северный Ренессанс и Гольбейны. Часть 2
  23. Картинная галерея «Ширн Кунстхаалле» во Франкфурте, пережившая скандальную кражу
  24. Никки Сен Фаль — необыкновенная
  25. Главный Собор Франкфурта — место коронации королей и императоров
  26. Музей Собора Франкфурта
  27. Штедель музей — старые мастера
  28. Музей Юденгассе — Еврейский переулок во Франкфурте, родина Ротшильдов. Часть 1.
  29. В еврейском переулке Юденгассе, Франкфурт. Часть 2.
  30. Штедель, Старые Мастера. Часть 2.
  31. Музей Штедель, Старые мастера. Залы 11-14 — часть 3
  32. Музей Штедель, Старые Мастера. Залы 15 - 20, часть 4.
  33. Музей Штедель, постоянная коллекция, 1-4 залы — живопись 19 века
  34. Музей Штедель. Постоянная коллекция. C 5 по 10 залы.
  35. Музей Штедель — постоянная коллекция. Залы с 11 по 15
  36. Лионел Файнингер — ретроспектива. Часть 1.
  37. Лионел Файнингер — часть 2, ретроспектива
  38. Самая высокая смотровая площадка Франкфурта — Майнтауэр и городские небоскребы
  39. Прогулка на кораблике по Майну
  40. Небольшой зоопарк Франкфурта
  41. Не потеряйтесь! Путеводитель по Храму Путешествий
  42. Греческий ресторан «Посейдон»
  43. Сеть итальянских ресторанов «Вапиано»
  44. Ресторан тайской кухни рядом с вокзалом Франкфурта
  45. Прекрасный Замковый ресторан
  46. Греческая таверна — лучшая еда!
  47. Страна сладостей.
  48. Классический немецкий завтрак в старом городе Франкфурта
  49. Короткая прогулка по Висбадену.
  50. Гессен. Франкфурт с небоскреба — финансовый центр Германии.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому
[ 0,27561 ] / [ 75 ] / [ 0,19512 ]