Фотоальбом

Шагал во Франкфурте

33 43
iPhone 12
Запустить слайдшоу

Это была замечательная выставка! Не большая, но великолепно организованная, с отличными пояснениями. Никаких бликующих картин, все прекрасно представлено. Мои 260 км (в одну сторону) точно прошли не зря! Его летающие коровы и синий цвет — непередаваемые и незабываемые!

Я покажу все его работы, представленные на выставке, в той же последовательности, и рассажу о зале его биографии. Картины предоставлены музеями Тель-Авива, Иерусалима, Ниццы, Парижа, Нью-Йорка, Лондона, Базеля, Амстердама, Цюриха, Чикаго, Турина, Стокгольма и Мадрида, а бОльшая часть — из частных коллекций, за что огромное спасибо владельцам и организаторам.

Выставка охватывает период от начала его творчества до окончания ВМВ, до 1948 года — до возвращения во Францию. Здесь показаны его художественные работы, театральные, рассказано о его жизни — с фотографиями. К сожалению, ограничение в 75 фотографий совсем немного не позволило мне показать всю выставку, но работы показаны все (урезало биографический раздел, и всю информацию о самом музее — напишу позже отчет).

Марк Шагал — один из самых значительных художников европейского модернизма. За свою почти столетнюю жизнь, он создал многогранное творчество, которое с трудом поддается классификации с точки зрения истории искусства и пользуется огромной популярностью во всем мире. Работы Шагала часто описывают похожими прилагательными: поэтическими, мечтательными, эскапистическими. Существует особое несоответствие между репутацией Шагала как поэта среди художников — модернистов, известного прежде всего своими красочными изображениями, и его биографией, на которую значительное влияние оказали политические и социальные потрясения в Европе в 20 веке.

Картины Шагала всегда тесно связаны с действительностью его жизни, несмотря на их часто фантастическое содержание. Это особенно заметно в его работах 30-40-х годов, в которых он ясно отражает окружающую его реальность и стремится найти подходящий визуальный язык как для своего личного опыта, так и для Шоа (Катастрофы — Холокоста).

"Одиночество", 1933 год.
Масло на холсте. Собрание Тель-Авивского художественного музея. Дар художника Израилю, 1953 год. Первый зал называется "Мир в опасности". С 1 марта по 4 июня 1931 года Марк Шагал с женой Беллой и дочерью Идой путешествовали по Палестине под Британским Мандатом. Это пребывание на Святой Земле связано с его будущими иллюстрациями Библии, которые издатель Амбруаз Воллар заказал еще в 1930 году. Еще до поездки Шагал сделал свои первые гуаши как основу для более поздних офортов. Его визит также позволил ему принять приглашение от Меира Дизенгофа, в то время соучредителя и мэра Тель-Авива. Поводом стала закладка первого камня еврейского Музея.
"Благословение Эфраима и Манассии" 1931 год.
Масло и гуашь на бумаге. Национальный Музей Марка Шагала в Ницце. Работы, созданные в Палестине, характеризуются прежде всего почти документальным характером. Однако взгляд Шагала на Святую Землю избирателен и сосредоточен в первую очередь на изображении религиозных мест, важных для иудаизма. Он захватывает арабское и христианское население не так мало, как политическая ситуация. С одной стороны, Культуру можно объяснить его поиском вдохновения для библейских иллюстраций, с другой стороны, встречи в Палестине побудили его противостоять собственной еврейской идентичности, которой все больше угрожают извне.
"Жертва Авраама", 1931 год.
Масло и гуашь на бумаге. Национальный музей Марка Шагала в Ницце. В 1935 году он едет в Вильно (сегодня - Вильнюс) по приглашению Еврейского научного института. Во время своего пребывания он становится свидетелем нескольких антисемитский выступлений и нападений. Встревоженный угрозой еврейской культуре в Вильнюсе, Шагал рисует здесь места еврейской жизни, такие, как Большая синагога.
"Моисей получает скрижали Завета", 1931 год.
Масло и гуашь на бумаге. Национальный музей Марка Шагала в Ницце. Основываясь на творчестве художника, зал "Мир в опасности" затрагивает такие темы, как бегство и преследование, память о своем происхождении и обретение нового дома в изгнании, а также вопрос о том, какой личный опыт и приписывания другими решительно формирует собственную идентичность. Эти перспективы позволяют по-новому взглянуть на одного из самых важных художников 20 века, чья жизнь и творчество сегодня кажутся более актуальными, чем когда-либо прежде.
"Моисей насылает тьму на Египет", 1931 год.
Масло и гуашь на бумаге. Национальный музей Марка шагала в Ницце.
"Стена Плача", 1932 год.
Масло на холсте. Собрание Тель-Авивского художественного музея. Дар художника Израилю в 1948 году. Реставрация этого произведения искусства стала возможной благодаря гранту "Банк оф Америка".
"Синагога в Вильно", 1935 год.
Масло на картоне, наложенном на холст. Частная коллекция.
"Внутри Синагоги в Сафеде", 1931 год.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. Частная коллекция.
"Интерьер Синагоги в Сафеде", 1931 год.
Масло на холсте. Музей Израиля, Иерусалим. Покупка стала возможной благодаря Джанин Бертхайм и Антуану Верхаймеру в память об их родителях Мадлен и Поле Вертхаймер и благодаря семье Краун из Чикаго, а также Аверелла Гарримана, Лулы Ласкер, Эдварда Митчелла, Дэвида Рокфеллера, и Чарльза Ульмана.
"Стена Плача в Иерусалиме", 1931 год.
Масло на холсте, гуашь. Частная коллекция.
"Иерусалим", 1932-1937 годы.
Масло и уголь на холсте. Частная коллекция.
"Деревенская Мадонна", 1938-1942 годы.
Масло на холсте. Национальный музей Тиссена Борнемисы, Мадрид.
"Бонжюр, Париж", 1939-1942 годы.
Картон, масло, пастель, гуашь, тушь. Частная коллекция. Второй зал выставки называется "Родина и Дом". На протяжении всей своей жизни Шагал неоднократно перемещал центр своей жизни. Некоторые из этих перемещений носили добровольный характер, а другие были обусловлены внешним давлением или даже опасностью для жизни.
"Сани на снегу", 1944 год.
Масло на холсте. Частная коллекция. В 1922 году он вместе с женой и дочерью покинули Витебск, и через Берлин переехали в Париж. В этот момент он не знал, что никогда больше не увидит своего родного города, который оставил в нем сильный след в личном и творческом плане. Только в 30-40-х годах это подозрение постепенно превратилось в печальную уверенность. Особенно под впечатлением от все возрастающей угрозы еврейскому населению Европы, заметно усилились ностальгические отсылки в творчестве Шагала. Витебск снова и снова появляется на разных картинах и становится символом тоски по утраченному дому. Даже Париж, который когда-то он называл "своим вторым Витебском" и стал его новым местом жительства в 20-х годах, не играет в творчестве 30-40-х годов такой центральной роли, как его русский (белорусский, но в описании стоит именно так) родной город.
"Зеленый глаз", 1944 год.
Масло на холсте. Частная коллекция. Не отразился на его творчестве и Нью-Йорк, куда его семья бежала от преследований национал - социалистов в 1941 году. Хотя город, не сравнимый ни с какими мегаполисами Европы и произвел на художника большое впечатление.
"Пейзаж на Клюквенном озере", 1944 год.
Масло на холсте. Частная коллекция.
"Клюквенное озеро", 1944 год.
Масло на холсте. Национальный музей Марка Шагала в Ницце.
"Мечта", 1938 год.
Гуашь на бумаге. Художественный музей Дэвида и Альфреда Смарт, Чикагский Университет. Дар Ли и Сюзанны Хьюстон Эттельсон.
"У моего дома в моей стране", 1943 год.
Холст, бумага, гуашь, темпера. Турин - Галерея Civica d,Arte Moderna e Contemporanea.
"Старик и козлик", 1930 год.
Картон, темпера и пастель. Музей модерна, Стокгольм. Завещание Жерара Боннье, 1989 год. Третий зал называется "Полет и перемещение". В детстве Шагал пережил погромы, позже Октябрьская Революция и Холокост повлияли на его личную жизнь и творчество. Когда Коммунистическая партия ограничила свободу творчества в 1922 году, Шагал переехал во Францию в 1923. Париж стал его новым домом, пока национал - социалисты не захватили власть в Германии в 1933 году и последующие годы систематически преследовали и убивали евреев по всей Европе.
"Несущий крест", 1941 год.
Черная тушь с серыми мазками и пастелью, на бумаге. Частная коллекция. В 1939 году Шагал с семьей переехали на юг Франции и эмигрировали в США в 1941 году. Его собственный опыт, а также сообщения, дошедшие до него в изгнании, находят отражение в его картинах этого периода.
"Исследование одержимости", 1941 год.
Тушь и карандаш на клееной бумаге. Частная коллекция. Особую роль в этом контексте играет мотив распятия. С 1908 года Шагал время от времени занимается изображением Христа на кресте. В 1930 и 40-е годы он больше посвятил себя этому мотиву, непосредственно реагируя на события войны в Европе.
"Эскиз для мученика", 1940 год.
Тушь, черный карандаш, пастель, цветные карандаши, и коллаж на серебряной бумаге. Частная коллекция. В своих картинах Шагал четко идентифицирует Христа как еврея с такими атрибутами, как молитвенный платок - таллит - или филактерии - тфилин - и таким образом указывает на двойственность, присущую фигуре Христа.
"Распятие", 1940 год.
Бумага, акварель, тушь и пастель. Музей модерна, Стокгольм. Сочетая христианскую иконографию с еврейскими символами, Шагал развивает новый нарратив и стилизует Христа как еврейского мученика.
"Апокалипсис в пурпурном", 1945 год.
Гуашь, карандаш, тушь на бумаге. Коллекция галереи Бен Ури в Лондоне. Приобретена в 2009 году, при поддержке Мириам и Ричарда Борчардов, сэра Майкла и леди Морвен Хеллер и анонимного пожертвователя. В распятии Шагал находит личный мотив, с помощью которого он обращается к преследованию и истреблению евреев Европы, не обращаясь непосредственно к исторической ситуации в своих изображениях.
"Война", 1943 год.
Масло на холсте. Центр Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства - Центр промышленного творчества. С 1995 года - на хранении в Музее современного искусства д,Орсе - дар художника в 1953 году.
"Ладья Исхода", 1948 год.
Масло и тушь на холсте. Частная коллекция.
"Распятие в желтом", 1942 год.
Масло на льняном холсте. Центр Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства - центр промышленного творчества. Пожертвование 1988 года.
"Мадонна с санями", 1947 год.
Масло на холсте. Музей Стеделийка, Амстердам. Подарок художника, восстановленный при поддержке участников Vrienden Lotery. Четвертый зал называется "Белла". В многочисленных картинах Шагал визуализирует мотив плывущей, тесно связанной пары влюбленных. Главные герои - сам художник и его жена Белла, родившаяся в 1889 году под именем Басия-Рейз Розенфельд.
"Свадьба", 1944 год.
Масло на холсте. Частная коллекция. Изображение влюбленных предстает в разных гранях и позах, а также в виде фигур с двумя головами, напоминающих мифологического Бога Януса, смотрящего в прошлое и будущее. Влюбленные также вспоминают время, проведенное в Витебске, и предвкушают неопределенное будущее.
"Невеста с голубым лицом", 1932-1960 гг.
Масло на холсте, частная коллекция. Как и Марк Шагал, Белла выросла в Витебске. Дочь богатого ювелира, она имела высшее образование. В 1909 году пара познакомилась через общего друга и отпразновала свадьбу в 1915 году. В 1923 году они переехали в Париж.
"Вокруг нее", 1945 год.
Масло на холсте. Центр Помпиду, Париж. Национальный Музей современного искусства - Центр Промышленного творчества. Дар художника в 1953 году. В Париже Белла Шагал участвует во французском переводе автобиографии Шагала "Моя жизнь". Когда пара была вынуждена переехать в США, в 1941 году, из-за преследования и уничтожения евреев, оба были глубоко обеспокоены тем, чтобы культура их родины продолжала существовать. В изгнании Белла Шагал писала о своем восточно-еврейском детстве. Ее мемуары "Горящие огни" (опубликована 1945 год) и "Первая встреча", опубликованная в 1947 году, были опубликованы только посмертно.
"Свадебные огни", 1945 год.
Масло на холсте. Музей Искусств Цюриха. Подарок от наследников Эрнста Гёнера, 1973 год. После внезапной смерти Беллы 2 сентября 1944 года, Марк Шагал образно изобразил свою покойную жену, имея дело не только с горем от ее смерти, но и с разрушением восточно-еврейской традиции.
"Букет с летающими влюбленными", 1934-1947 годы.
Масло на холсте. Музей Тейт, Лондон, куплен в 1948 году.
"Эскиз "Падения ангела", 1934 год.
Бумага, наклеенная на картон, гуашь, тушь, пастель. Частная коллекция. Пятый зал - Падение Ангела. В течении нескольких лет мастер неоднократно создавал картины "Падение ангелов", которые сопровождали его из Парижа в изгнание в США и обратно в Европу. Эту картину можно рассматривать как программное произведение 30 и 40-х годов.
"Падающий ангел", 1923-1933-1947 годы.
Масло на холсте. Художественный музей Базеля. Депозит из частной коллекции с 1955 года. Конфронтация Шагала с политическими событиями может быть особенно впечатляюще понята на основе процесса его творчества. Сегодняшняя датировка указывает даты завершения трех различных версий: 1923 - 1933 - 1947 годов.
Этюд для
Этюд для "Падающего ангела", 1934 год.
Масло, картон, затянутый холстом и армированный деревом. Частная коллекция. Первый вариант картины был создан вскоре после возвращения Шагала в Париж, предположительно под впечатлением от его пребывания в Германии и нарастающих там антисемитских настроений. Захват власти национал-социалистами побудил Шагала возобновить работу над картиной в 1933 году. Хотя Шагал выставил ее в 1933 году в Базеле, он работал над дальнейшими вариациями. В этих набросках появляются разные мотивы, такие как распятие и беглецы, которые используются в окончательной версии, а также в более поздних картинах.
"Эскиз "Падения ангела", 1934 год.
Бумага, тушь, смывка туши, пастель, гуашь. Частная коллекция.
"Эскиз "Падения ангела", 1934 год.
Бумага, тушь, гуашь. Частная коллекция. В 1947 году, незадолго до возвращения во Францию из изгнания в США, Шагал завершил работу над "Падением ангела". Особенно бросается в глаза изменение ангела, который теперь имеет явно женские черты, и падает на землю с шировко открытым ртом. Здесь ангел уже не кажется причиной ужаса, от которого бегут другие фигуры, а сам пугается того, что видит на Земле.
Костюм для
Костюм для "Алеко". 1942 год.
Рубашка из шелковой тафты, расписной шерстяной жилет и расписные брюки. Частная коллекция. Шестой зал - "Алеко" и "Жар-Птица". В конце 1941 года Марку Шагалу было поручено разработать четыре декорации и костюмы балетного спектакля "Алеко". Своим участием в постановке, основанной на поэме Пушкина и положенной на музыку Чайковского, он обязан хореографу Леониду Мясину и танцовщице Люсии Чейз, которые впоследствии стали соучредителями Американского театра балета. Премьера изначально планировалась в Нью-Йорке, но поскольку местные производственные затраты превысили запланированный бюджет, производство переносится в Мехико.
Костюм для Земфиры,
Костюм для Земфиры, "Алеко", сцена 4. 1942 год.
Блуза из шелкового шифона . Юбка из шелкового шифона, с бархатом и аппликациями из тюля. Частная коллекция. Вместе с Леонидом Мясиным, также имеющим русско-еврейские корни, Марк и Белла отправляются в августе 1942 года в Мехико, где 8 сентября 1942 года, во Дворце Изящных Искусств, отмечается премьера.
Костюм для танцовщицы балета
Костюм для танцовщицы балета "Алеко", сцена 4. 1942 год.
Платье из расписного шелкового атласа и шарф из расписного шелкового жоржета. Частная коллекция. Премьера в США состоится примерно через месяц после мексиканской, 6 октября, в Метрополитен-Опера.
Костюм для крестьянина
Костюм для крестьянина "Алеко", сцена 3. 1942 год.
Рубашка из расписного шелка и брюки из расписного габардина. Частная коллекция. Кусочек из балета, который показывают на экране в этом зале: https://youtu.be/r4rmyUKpWmM В центре трагической любви оказывается молодой аристократ Алеко, который влюбляется в красавицу цыганку Земфиру.Однако его любовь остается безответной и заканчивается для Земфиры фатально.
Эскиз костюма для
Эскиз костюма для "Жар-Птицы" Стравинского. 1945 год. Костюм Кащея Изверга (!!!).
Бумага, смывка тушью, гуашь и тушь. Частная коллекция. Три года спустя после "Алеко", в 1945 году, Американский театр Балета поручил Шагалу сделать еще один эскиз сцены и костюмов, на этот раз для "Жар-Птицы". После смерти Беллы и последующего творческого кризиса эта работа имела большое значение для Шагала и не в последнюю очередь являлась важным общественным поручением. Эскизы костюмов Шагала визуализируют воображаемый мир жар-птицы с парящими в воздухе человеко-животными существами, демонами или фигурами с двойными лицами.
Дизайн занавеса первого действия для
Дизайн занавеса первого действия для "Жар-Птицы" Стравинского. "Зачарованный лес". 1945 год.
Гуашь, графит и металлик на бумаге. Центр Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства - Центр Промышленного творчества. Депозит от Американского общества "Друзья Помпиду", 2022 год. Игорь Стравинский написал музыку к балету, а Адольф Больм создал хореографию. Сказочная история любви юного князя Ивана-Царевича к царевне и его мужественной боьбе со злым волшебником Кащеем (дословный перевод, смеюсь второй день).
Дизайн занавеса для
Дизайн занавеса для "Жар-Птицы" Стравинского. "Жар-Птица". 1945 год.
Гуашь, тушь, пастель, цветной карандаш. Коллаж на золотой бумвге, оклеенной японской бумагой. Частная коллекция.
Эскиз костюма к спектаклю
Эскиз костюма к спектаклю "Жар - Птица" Стравинского. "Крылатая фигура". 1945 год.
Бумага, гуашь, тушь, графит. Центр Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства - Центр промышленного творчества. Подарок американских друзей центра Помпиду, 2022 год.
Эскиз костюма для
Эскиз костюма для "Жар-Птицы" Стравинского. "Сине-Желтое чудовище, хранитель Кащея". 1945 год.
Бумага, гуашь, графит, пастель. Центр Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства - Центр промышленного творчества. Подарок американских друзей центра, 2022 год.
Дизайн костюма для балета
Дизайн костюма для балета "Жар-Птица" Стравинского. "Монстр с фиолетовой маской". 1945 год.
Бумага, гаушь, тушь, карандаш. Частная коллекция.
Эскиз костюмов к
Эскиз костюмов к "Жар-Птице" Стравинского. "Фиолетовая танцовщица". 1945 год.
Бумага, гуашь, тушь, пастель. Частная коллекция.
Эскиз костюма для
Эскиз костюма для "Жар-Птицы" Стравинского. "Демон". 1945 год.
Гуашь и карандаш на бумаге. Частная коллекция.
Дизайн костюма для
Дизайн костюма для "Жар-Птицы" Стравинского. "Костюм зеленого чудовища". 1945 год.
Бумага, акварель, тушь, гуашь.
Дизайн костюма для
Дизайн костюма для "Жар-Птицы" Стравинского. "Желтое чудовище с двумя профилями". 1945 год.
Бумага, тушь, пастель, графит. Частная коллекция.
"Черная перчатка", 1923-1948 годы.
Масло, темпера, тушь на холсте. Частная коллекция. Седьмой, заключительный зал - "Взгляд вперед - взгляд назад". Марк Шагал испытывал смешанные чувства по поводу окончания ВМВ. Долгожданное возвращение во Францию не за горами. Однако информация о Катастрофе, о которой он узнал в СМИ и еврейских эмигрантских кругах в предыдущие годы, стала страшной очевидностью. Шагал разрывался и в личной жизни. После смерти Беллы он нашел новую спутницу в лице Вирджинии Хаггард. Однако потеря любви всей его жизни по-прежнему тяготила его, и перспектива оставить ее могилу в США не облегчала возвращение во Францию.
"Автопортрет с настенными часами", 1947 год.
Холст, масло, темпера. Частная коллекция. Внутреннее смятение Шагала и метания между США и Европой, Беллой и Вирджинией, прошлым и будущим, проявляются и в его работах, созданных до его возвращения во Францию в 1948 году.
"Освежеванный бык". 1947 год.
Масло на холсте. Центр Помпиду, Париж. Национальный музей Современного искусства - Центр промышленного творчества. Пожертвование 1997 года. В дополнение к изображениям, в которых он реагирует на убийство миллионов евреев и выражает свою озабоченность по поводу будущего Европы, есть изображения, указывающие на новую главу в его творчестве. Внутренний конфликт Шагала в эту переходную фазу между двумя этапами жизни особенно ярко проявляется в двуликих портретах, в которых он часто соединяет свое лицо с лицом покойной жены или, как двуликий живописец, смотрит на холст и его модель одновременно.
"Воскресение на берегу реки", 1947 год.
Масло на холсте. Частная коллекция. В августе 1948 года Шагал покинул американскую ссылку и вернулся во Францию с Вирджинией Хаггард.
"Душа города" 1945 год.
Масло на холсте. Центр Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства - Центр промышленного творчества. Дар художника в 1953 году.
"Корова с зонтом", 1946 год.
Масло на холсте. Метрополитан-музей, завещание Ричарда С. Зейслера 2007 года.
Витебск в начале 20 века.
Витебск в начале 20 века.
Отдельный зал посвящен биографии великого художника. Мойше Шагал родился 7 июля 1887 года в Витебске. В семье, кроме него, было еще 8 сыновей и сестер, они росли в очень скромных условиях. В Хедере - местной евроейской школе, он изучал иврит на основе библейских текстов, что дало ему ранний доступ к христианской религии. Предметный мир, в частности, распятие Иисуса, сформировал его будущее творчество. Русский язык он начал учить позже, только в городской школе.
1903 - 1910 годы. На фото -- 1906 год.
1903 - 1910 годы. На фото -- 1906 год.
В 1903 году Шагал поступил в Школу живописи классика портрета и жанрового живописца Иегуды Пена, который научил его реализму. В класе он познакомился с Виктором Меклером, который стал его другом и ввел его в буржуазную среду. Зимой 1906 года они вместе переезжают в Санкт-Петербург, преодолев черту оседлости. Как еврею, Шагалу нелегко было утвердиться в Петербурге. Чтобы ему разрешили жить в городе, ему нужен был специальный вид на жительство, который выдавался ученым, ремесленникам и коммивояжерам. Сначала Шагал работал у витебского торговца, затем начал обучение на художника вывесок, которое так и не закончил. Он фиктивно устроился к адвокату прислугой, тое самым получив квоту на проживание. До 1908 года Шагал учился у Николая Рериха в Либеральной Школе живописи Императорского общества поощрения художеств. Там он познакомился с известными коллекционерами произведений искусства, критиками и меценатами, а также с редакторами либерального еврейского журнала "Обновление", в том числе, с депутатом Думы Максимом Винавером. Со своей будущей женой Белой Розенфельд он познакомился через Виктора Меклера. Дочь богатого витебского ювелира стала Музой художника. Он перешел на учебу в Академическую школу Свансева. У своего учителя Леона Бакста он учился новому подходу к цвету. Шагал регулярно посещал музеи Санкт-Петербурга и увлекся иконописью.
Ля Рюш, 1960 год. Период с 1911 по 1914 год.
Ля Рюш, 1960 год. Период с 1911 по 1914 год.
В 1911 году Максим Винавер выделили Шагалу стипендию, позволяющую ему впервые поехать в Париж. В своем багаже он вез все свои работы. Яркий художественный мегаполис Париж с его многочисленными музеями, салонами, галереями, произвел на Шагала неизгладимое впечатление. Он познакомился с импрессионистами, такими как Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Анри Матисс, которые сформировали его художественное развитие. Помимо Сони и Робера Делоне, он познакомился с Фернаном Леже и Роже де ла Френе. Мотивы коровы, быка и овцы впервые появляются в его композициях. Шагал переехал в колонию художников Ля-Рюш в 15-м округе. Хаим Сутин, Александр Архипенко, Фернан Леже, Амадео Модильяни, среди прочих, работают здесь примерно в 140 студиях. Он также познакомился с писателями Блезом Сандраром и Гийомом Апполинером. В 1912 году Шагал принял участие в выставке в Салоне Независимых в Париже, с картинами "Пьяница", "Ослы и другие", посвященные невесте и России. Его работы также экспонировались на последующих выставках в 1913 и 1914 годах. В 1913 году еврейские мотивы и парижские пейзажи все чаще появляются в композициях Шагала. В апреле 1914 года Херварт Уолден показал первую крупную персональную выставку художника с 40 картинами и 160 рисунками в своей берлинской галерее "Der Sturm". Благодаря Уолдену его работы попали в немецкие коллекции.
Период 1914-1922 годы.
Период 1914-1922 годы. "Марк, Бела и Ида, 1917 год".
В 1914 году Шагал приехал в родной Витебск. Запланированному возвращению в Париж помешала начавшаяся ПМВ, и следующие 8 лет художник провел в России. В своих картинах он реагирует на свое ближайшее окружение, создает портреты его семьи и других местных евреев. В марте 1915 года искуствовед Яков Тугендхольд пригласил Шагала принять участие в выставке !1915 год" в Михайловском Художественном салоне в Москве. В том же году Марк Шагал и Белла Розельфельд поженились и переехали в Санкт-Петербург, который с 1914 года назывался Петроградом. Ида, дочь Марка и Беллы Шагалов, родилась 18 мая 1916 года. В это время предпринимались общие усилия по созданию нового типа евроейского искусства, и уважаемый коллекционер Якоб Каган-Чабчай последовал этим течениям. Он запланировал еврейский музей, для которого приобрел работы Шагала. В ходе Октябрьской Революции 1917 года, Шагал получил полное еврейское гражданство, так как черта оседлости уже была отменена. Но, семья вернулась в Витебск.
Марк Шагал в 1920 году в Малаховке с эскизом к
Марк Шагал в 1920 году в Малаховке с эскизом к "Введению в Еврейский театр".
В 1918 году Шагал инициировал создание Художественной Академии и был назначен Уполномоченным по делам искусств Витебской Губернии. Он организовал многочисленные выставки и арт-мероприятия в Витебске и области. 28 января 1919 года в Витебске открылась Академия. Такие художники, как Мстислав Добушински, Вера Ермолаева - Богуславская, Вера Эрмц, Ксения Богуславская, Иегуда Пен, Эль Лисиц Пенполучают возможность учиться и работать. Лисицкий помогает устроиться Казимиру Малевичу на должность в Академии.Но Шагал не смог сработаться с Малевичем и покинул Академию. В 1920 году он переехал в Москву, рабол главным декоратором и создателем костюмов в спектакле Гоголя "Ревизор" в Революционном Сатириченском театре. Но театр был закрыт, с ним и спектакль. Шагал работал в Евроейском камерном театре, где оформлял декорации. В 1922 году Марк Шагал с семьей навсегда покинул Россию и переехал в Берлин.
Период 1923-1941 годы, Франция. Марк Шагал перед
Период 1923-1941 годы, Франция. Марк Шагал перед "Падением Ангела" в своей мастерской на вилле Монморанси, в Париже. 1934 год. Фото Терезы Ле Пра.
В 1923 году Шагал с семьей уезжает из Берлина в Париж. Он начал свою многолетнюю работу из серии картин "Падение ангела", которую назовет "первой картиной из серии предчувствий".
Марк Шагал в Париже, ок. 1923 года. Справа от него:
Марк Шагал в Париже, ок. 1923 года. Справа от него: "Ателье" 1910/11 гг.; за стеной: этюд для "Пьяницы", 1911 год.
В 1924 году галерея Barbazanges-Hodebert" в Париже открывает выставку работ Шагала со 122 произведениями. В 1925 году выставки организуются в Германии, в том числе, в Kölner Kunstverein и в галерее Эрнста Арнольда в Дрездене. В 1926 году впервые прошла выставка в США, в нью-йоркской галерее "Райнхардт", которая представила более 100 работ. Иллюстрации Шагала к басням Жана де Лафонтена гастролировали по галереям в Париже, Брюсселе и Берлине в 1930-1931 годах. По этому случаю Мастер ездил в Берлин. В этой поездке Шагал наблюдал за все более агрессивными антисемитскими настроениями в Германии. Он реагирует на эти события рисунком "Распятие Иисуса".
Шагал с картиной
Шагал с картиной "Одиночество", первоначальное название "Белая корова", 1933 год.
В 1931 году арт-диллер и издатель Абруаз Воллар поручает Шагалу иллюстрации Библии. В Париже худржник познакомился с Меиром Дизенгофом, сооснователем и первым мэром Тель-Авива. Вместе со своей семьей он последовал его приглашению на праздник Пурим в Тель-Авиве и принял участие в закладке первого камня Тель-Авивского музея. Во время своего путешествия по Палестине Шагал впервые изобразил интерьеры Синагоги Цфата и пейзажи вокруг Иерусалима.
 Белла и Марк Шагалы на десятой юбилейной конференции  YIVO, 1935 год.
Белла и Марк Шагалы на десятой юбилейной конференции YIVO, 1935 год.
Картиной "Одиночество" Шагал отреагировал на приход к власти Гитлера в Германии. Но, пока в Кунстхаале Манхайма проходит выставка "Культурно-большевистский бильярд", а нмционал--социалисты сжигают работы Шагала и других художников. Мотивированный политическими событиями, Шагал подал заявление на получение французского гражданства. Из-за его роли художественного комиссара в СССР, вначале он получил отказ, но в 1937 году заявка была одобрена. В Базеле в это время организована ретроспектива его работ - 172 работы. В 1935 году Научный Институт идиша в Вильно (YIVO) приглашает Шагалов в Польшу и показывает 116 его графических работ. В этом же году вступают в силу Нюрнбергские законы, закрепляющие юридически лишение прав евреев в Германии. Результатом стала созданная в 1937 году работа "Революция", которая будет представлена в 1940 году под названием "Композиция" на открытии выставки в Париже. Ее следует понимать как публичную антивоенную манифестацию. А в это время в Мюнхене открылась выставка нацистской пропаганды "Дегенеративное искусство". Произведения Шагала "Пурим", "Премия" и "Зима" публично преданы поносительству.
Вариан Фрай (слева) с Марком и Беллой Шагал и Хайрамом Бингемом, американским вице-консулом, перед мастерской Шагала в Горде. 1941 год.
Вариан Фрай (слева) с Марком и Беллой Шагал и Хайрамом Бингемом, американским вице-консулом, перед мастерской Шагала в Горде. 1941 год.
Незадолго до вторжения немецкой армия в Польшу в 1939 году и начала ВМВ, Марк, Белла и Ида Шагал переехали из Парижа в сен-Дье-сюр-Луар. Все картины из Парижа перевозят на такси. 10 мая 1940 года, в день, когда немцы вторглись в Бельгию и Голландию, Шагал купил бывшую католическую школу для девочек в Горде и устроил там свою студию.
Период 1941-1948 годы. Нью-Йорк.
Период 1941-1948 годы. Нью-Йорк.
В мае 1941 года Марк и Белла Шагал отправились морем в Нью-Йорк (через Мадрид и Лиссабон), и прибыли на место 21 июня. Осенью к ним приехали их дочь Ида с мужем. Их побег стал возможным благодаря американскому журналисту Вариану Фраю, который от имени Комитета по Чрезвычайным ситуациям помогал евреям бежать в США, особенно после принятия "Еврейских законов" правительством Виши. В НЙ Шагал общается с Фернаном Леже, Жоржем Бернаносом, Питом Мондрианом и Пьером Матиссом, который становится его арт-диллером в НЙ. В конце ноября в галерее Матисса будет выставлены 21 работа Шагала, с 1910 по 1941 годы. Хотя шумный мегаполис НЙ произвел на Шагала глубокое впечатление, но в своих работах он не оставил ни следа от этого города.
Марк Шагал на фоне
Марк Шагал на фоне "Фантазии Санкт Петербурга" , к 4 акту "Алеко", 1942 год.
Американский театр балета в НЙ поручил Шагалу разработать 4 декорации и костюмы для балетной постановки "Алеко" по хореографии Леонида Мясина. Для Мясина и Шагала работа над проектом символизирует конфронтацию с их общей страной происхождения. Поскольку Мировая премьера запланирована во Дворце Изящных Искусств в Мехико, Марк и Белла Шагал координируют реализацию проекта на месте. Премьера спектакля состоялась 8 сентября 1942 года и имела огромный успех. В 1943 году в произведениях Шагала возникают темы войны и одержимости. Его пребывание на Клюквенном озере напоминает о России.
Марк и Белла Шагалы на Клюквенном озере в НЙ. 1944 год.
Марк и Белла Шагалы на Клюквенном озере в НЙ. 1944 год.
В результате вирусной инфекции 2 сентября 1944 года умерла Белла. Глубоко потрясенный ее внезапной смертью, Марк Шагал прекратил работу на 9 месяцев.
"Цирковые люди", архивное фото 1933 года.
Весной 1945 года он разрезал произведение "Люди цирка" на две части. Левую половину он превратил в работу "Вокруг них", а правую - в "Огни свадьбы". Обе картины посвящены смерти его жены и разрушению мира восточно-европейского еврейства. Он снял дом на Лонг-Айленде и разработал 3 сцены, 80 костюмов и занавес для постановки "Жар-Птицы" - балета Игоря Стравинского, по хореографии Адольфа Больма. Его дочь Ида взяла на себя управление производством костюмов. Премьера состоялась 24 октября 1945 года в Метрополитан-Опера.
1948-1985 годы, Франция.Шагал в своей мастерской в Ле Коллин, Ванс, 1960 год.
1948-1985 годы, Франция.Шагал в своей мастерской в Ле Коллин, Ванс, 1960 год.
В 1948 году Шагал со второй женой Вирджинией Хаггард возвращается во Францию. Они живут неподалеку от Сен-Жер-Жермен-ан-Ле, в доме с садом. Их посещает Эме Маэ, которая станет арт-дилером Шагала. Венецианская биеннале посвящает творчеству Мастера целый зал. В 1949 году Шагал ездил к искусствоведу и издателю Териаду в Сен-Жан-Кап-Фера, который поручил ему проиллюстрирорвать позднеантичный роман Лонгоса "Дафнис и Хлоя". Шагал снял студию в Вансе, и начал там работать. В 1951 году Шагал и Вирджиния разошлись. А в 1952 году Марк познакомился с уроженкой России Валентиной Бродской, свадьба состоялась 12 июля. В том же году он посетил Шартрский собор, где интенсивно занимался техникой витражного искусства. Затем последовали витражи в Меце - в Соборе Святого Этьена (1959), в Реймсе - в Нотр-Даме (1974), в Цюрихе - во Фраумюнстере (1970), в Майнце.
Марк Шагал за работой над Комедией дель Арте, 1958 год, с сыном Давидом (от Вирджинии).
Марк Шагал за работой над Комедией дель Арте, 1958 год, с сыном Давидом (от Вирджинии).
1955-1959 годы. Выставки в Гановере (1955), в Брюсселе (1957), В Мюнхене (1959), в Гамбурге (1959), в Париже (1059). В 1958 году глава отдела культуры Франкфурта поручил Шагалу создать монументальную картину "Комедия дель Арте) и связанный с ней цикл из 13 эскизов для Франкфуртской оперы. 1960-1962 годы. Шагал работал над дизайном 12 стеклянных окон для Синагоги в больнице Адасса в Иерусалиме.Готовые витражи были выставлены в Музее декоративного искусства в Париже и в музее Современного Искусства в НЙ. 1963-1964 годы. Андре Мальро поручил Шагалу разрисовать новый потолок Оперы Гарнье в Париже. Работа закончена в сентябре 1964 года. Рудольф Бинг, директор Метрополитан-Опера, поручил Шагалу создать две фрески, а также декорации и костюмы для постановки оперы Моцарта "Волшебная флейта". В 1965 году Шагал переехал в Сен-Порль-де-Ванс. 1969 год. В Ницце заложен фундамент Национального Музей Библейского послания Марка Шагала (прижизненно!!!). Шагал разработал настенную мозаику для Кнессета в Иерусалиме - Стена Плача и три больших гобелена: "Пророчество Исайи", "Исход" и "Вход в Иерусалим". Выставка "Посвящение Шагалу" открывается в Большом Дворце в Париже, с 474 картинами. 1973 год. Министр Культуры СССР Екатерина Фурцева пригласила Шагала в Москву. По случаю визита Третьяковская галерея организует выставку. 1975-1985 годы. Создан цикл витражей для церкви Святого Стефанап в Майнце. К 1985 годв Королевская Академия Художеств в Лондоне подготовила ретроспективную выставку. Марк Шагал умер 28 марта 1985 года в возрасте 97 лет в Сен-Поль-де-Вансе. Вот такой прекрасный альбом я приобрела на выставке: https://youtu.be/hKj67j7Q9tw
  1. Дармштадт — немецкий наукоград. Весна — зима на улице
  2. Небоскребы, небоскребы — в финансовой столице Германии, Франкфурт
  3. Город-открытие — игрушечный Зелигенштадт на Немецкой Фахверковой дороге и внушительный монастырь
  4. Каменный дом — Штайнхайм — просто чудо городок!
  5. Осенний Бад Хомбург — русский, английский, немецкий, времен карантина. Безработные гиды на отдыхе
  6. Хофхайм на Таунусе — город, с самыми высокими доходами
  7. Романтические выходные на Рейне - кораблик, крепость, сказочный городок и вино.
  8. Случайный городок, оказавшимся небольшим подарком — Хойзенштамм
  9. Крепость Франкенштайн, навеявшая идею персонажа
  10. Последняя церковь последней российской Императорской семьи, Дармштадт
  11. Штеделевский институт — прекрасный музей во Франкфурте
  12. Парк роз, и трагическая история семьи
  13. Парк «Нашего милостивого принца» 16 века, переходящий в сад Принца 18 века
  14. Германия — мать, над Рейном — отцом!
  15. Шагал во Франкфурте
  16. Выставка «Ренуар. Возрождение. Рококо. Импрессионизм и 18 век». Часть первая «Ренуар».
  17. Выставка «Ренуар. Возрождение. Рококо. Импрессионизм и 18 век». Часть вторая
  18. Божественный Гвидо Рени
  19. Божественный Гвидо Рени. Часть 2
  20. Северный Ренессанс и Гольбейны. Часть 1.
  21. Картинная галерея «Ширн Кунстхаалле» во Франкфурте, пережившая скандальную кражу
  22. Никки Сен Фаль — необыкновенная
  23. Музей Собора Франкфурта
  24. Северный Ренессанс и Гольбейны. Часть 2
  25. Штедель музей — старые мастера
  26. Штедель, Старые Мастера. Часть 2.
  27. Лионел Файнингер — ретроспектива. Часть 1.
  28. Лионел Файнингер — часть 2, ретроспектива
  29. Небольшой зоопарк Франкфурта
  30. Не потеряйтесь! Путеводитель по Храму Путешествий
  31. Греческий ресторан «Посейдон»
  32. Сеть итальянских ресторанов «Вапиано»
  33. Ресторан тайской кухни рядом с вокзалом Франкфурта
  34. Прекрасный Замковый ресторан
  35. Прогулка на кораблике по Майну
  36. Греческая таверна — лучшая еда!
  37. Классический немецкий завтрак в старом городе Франкфурта

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому
[ 0,19469 ] / [ 75 ] / [ 0,16317 ]