Фотоальбом

Божественный Гвидо Рени

Выставка Гвидо Рени (1575 — 1642) в одном из моих любимых музеев Франкфуртском Штеделевском Институте. Огромная выставка (два альбома) представляет звездного художника итальянского барокко. Приниженный в 19 веке, а позже затмивший в своей популярности своего предшественника — Караваджо, он не занимает сегодня, к сожалению, заслуженно значимое место в искусстве. Однако, в свое время Рени был одним из самых успешных и знаменитых художников не только Италии, но и всей Европы. Важные клиенты из духовенства и знати добивались его творений.

Еще при жизни Рени получил прозвище «Божественный». С одной стороны, это относится к его известности, как артиста, который иногда ведет себя как дива. С другой стороны, почетное звание il divino относится к его тематическому миру: Гвидо — живописец божественного, независимо от того, идет ли речь о христианском небе, или о мире Богов древней мифологии. Используя свой яркий визуальный язык, он переводит невидимость небесного в красоту живописи.

Выставка впервые за более чем 30 лет объединила картины, рисунки и гравюры Гвидо Рени и открывает новый взгляд на эту увлекательную художественную личность.

Биографию художника и описания залов с его работами буду делать постепенно, под фото работ.

Божественный Гвидо Рени. Стена при входе на выставку.
Божественный Гвидо Рени. Стена при входе на выставку.
Благодаря подробной биографии, опубликованной болонским ученым Карло Чезаре Мальвазией в 1678 году, мы знаем о Гвидо Рени больше, чем о большинстве других старых мастеров. Мальвазия также дает красноречивые сведения о своеобразной и амбивалентной личности художника: глубоко религиозной, и в тоже время суеверной, боязливой с женщинами и полной любви к матери, баснословно успешной и безнадежно пристрастившейся к азартным играм.
Болонья в эпоху Гвидо Рени.
Болонья в эпоху Гвидо Рени.
Рени ни в коем случае не был одиноким, непонятым гением, как многие другие художники, а скорее знаменитой звездой в своей области. Гвидо родился в Болонье, в 1575 году, в семье Джиневры Пуччи и Даниэле Рени, городского музыканта. В возрасте 10 лет он начал обучение в мастерской Дени Кальварта, позднего фламандского маньериста, работавшего в Болонье. Рени провел в этой школе 10 лет, а в 1596 году поссорился с Кальвартом, и поступил в академию каррачи, где усовершенствовал свое мастерство, а также в течении трех лет выполнял поручения своего учителя. Здесь он создал первые запрестольные образы для церквей Болоньи.
"Грани одного". Картина личности.
На эскизном листе, который является замечательным свидетельством графического исследования самого себя, он несколько раз поставил свою подпись: "Я, Гвидо Рени, Болонья". После разрыва с Людовико Каррачи, в 1598 году, он три года работал независимым художником, в частности, выполнял работы для Доминиканского монастыря в Болонье.
Картина на стене музея.
Картина на стене музея.
В 1601 году художник переехал в Рим, и сначала жил с Франческо Альбани и Доменикино, друзьями - художниками, в гостевом доме Санта-Прасседе. В первые годы он получил важные заказы от кардинала Паоло Эмилио Сфондрати. Во время своего пребывания в Риме до 1614 года, он время от времени возвращался в Болонью и там писал картины. Художник тщательно сопоставляет свои доходы и расходы от своей кипучей деятельности во время работы в Риме.
"Успение Богородицы", ок. 1598 г. Масло на меди. Собственность Музея Штеделя.
Первый зал представляет собой группу картин Успения Пресвятой Богородицы, которые зрители никогда не видели вместе. Это идеальное знакомство с искусством Рени - тема жизни, которая занимала его с ранних лет в Болонье до самой поздней фазы. "Успение Марии" - первая из трех малоформатных версий "Успения Богородицы", созданных Рени с разницей в несколько лет. При этом, он всегда возвращался к исходному произведению в композиции, не повторяясь буквально ни в одной детали. Две версии (во Франкфурте и Лондоне) отличаются особым блеском и сиянием. Еще в самом раннем варианте Рени переосмыслил живописную традицию: обычно драматично изображаемое Вознесение Богородицы он перевел в плавное парение вверх, сопровождаемое звуками сфер.
"Вознесение и коронация Марии", ок. 1607 года. Масло на меди. Лондонская Национальная галерея.
Отправной точкой в его искусстве является самая ранняя версия в музее Штеделя, настоящее программное изображение его художественных амбиций, за которой последовало несколько версий как в маленьком, так и в большом формате.
"Вознесение Марии", 1602 год. Мадрид - Прадо. Мадридские картины запрещено фотографировать - Прадо не разрешает- поэтому, сбоку, нелегально.
Ни один другой предмет не может лучше проиллюстрировать эти "небесные идеи", ангельские и райские качества живописи Рени, которые современные источники определяют как его уникальное преимущество.
"Успение Богородицы", ок. 1615 года. Уголь на бумаге. Милан, Пинакотека Брера.
С 1604 по 1606 годы Рени занимался искусством Караваджо и с самого начала стал "караваджистом", правда, всего на несколько лет.
"Непорочное зачатие", 1627 год. Масло на холсте. НЙ, Метрополитен - музей (Мемориальный фонд Виктора Уилбура, 1959 год).
С 1607 по 1614 годы Папа Павел пятый Боргезе и племянник кардинала Сцилионе Боргезе наняли Рени в качестве "придворного художника" и поручили ему большие проекты фресок, которые он задокументировал в своей бухгалтерской книге. Во время своего второго пребывания в Риме в 1627 году, Рени получил крупный заказ: он должен был написать запрестольный образ Непорочного Зачатия Марии для испанской инфанты. Тема, взрывоопасная с теологической и политической точки зрения в те годы. Доктрина Immaculata, пропагандируемая, в частности, испанской короной, утверждает, что Мария уже была освобождена от первородного греха, когда сама была зачата своей матерью. И Рени удалось очень ярко представить эту абстрактную богословскую мысль: с помощью собственных картин Успения Богородицы он торжественно вознес Марию на небо как монументальную индивидуальную фигуру. Чтобы сделать это неземное место воображаемым, он создал светлое пространство дальновидной смелости - сплошь цветное.
"Успение Богородицы", 1637 год.
Масло на холсте. Лион, Музей Изящных Искусств.
Карло Чезаре Мальзавия (1616 - 1693),
Карло Чезаре Мальзавия (1616 - 1693), "Фельсина Петтриче". Библиотечный отдел музея Штеделя, Франкфурт.
В 1614 году Рени вернулся в родную Болонью, где зарекомендовал себя как ведущий художник. его биограф Мальвазия описал последующую фазу его работы до середины 1620-х годов как prima maniera, первый стиль Гвидо после возвращения домой. Благодаря двум биографиям мы исключительно хорошо осведомлены о жизни и творчестве Рени. Наиболее важным является подробное жизнеописание, которое юрист Карло Чезаре Мальвазия посвятил ему в своем сборнике биографий болонских художников - Фельзина Петтриче, опубликованном в 1678 году.
Джован Пьетро Беллори (1613 - 1696).
Джован Пьетро Беллори (1613 - 1696). "Вите ди Гвидо Рени, д,Андреа Сакки и ди Карло Маратти". Рим, 1700 год. Копия рукописи, сделанная другой рукой, Руан - Муниципальная Библиотека.
В 1630-х годах его пристрастие к азартным играм усилилось. В качестве дополнительного источника дохода многочисленные работники его мастерской производят многочисленные реплики и варианты его живописных работ для широкого рынка. Сам Гвидо продолжал посвящать себя заказам состоятельной публики на самом высоком уровне. В этот период он подружился с молодым ученым Карло Чезаре Мальвизией, который позже стал его биографом. А "Рени - Вита" римского антиквара и писателя - искусствоведа Джована Пьетро Беллори осталась в рукописи. Она предназначалась для нереализованного второго тома его жизнеописания художников, первую часть которых он опубликовал в 1672 году. В то время, как Мальвизия понимал этот жанр как форму историографии, основанной на фактах и источниках, для Беллори основное внимание уделялось теории искусства и его литературной форме.
Эскизный лист с различными рисунками и образцами подписей. Ок. 1600 года. Перо и коричневые чернила на бумаге кремового цвета. Флоренция, Галерея Уффици.
Эскизный лист с различными рисунками и образцами подписей. Ок. 1600 года. Перо и коричневые чернила на бумаге кремового цвета. Флоренция, Галерея Уффици.
Рени угрожали конкуренты из Неаполя, где он получил заказ на фрески и запрестольные образы в соборе в 1621 году, и через несколько месяцев он уехал оттуда.
Симони Кантарини
Симони Кантарини "Портрет Гвидо Рени". Ок. 1635 года. Масло на холсте. Болонья, Национальная пинакотека.
В 1627 году Гвидо уехал в Рим, чтобы создать запрестольный образ в соборе Святого Петра для кардинала Франческо Барберини, племянника Папы Урбана Восьмого, но возникли конфликты и проект потерпел неудачу. В этот период началась стилистическая фаза, описанная Мальвизией как seconda maniera, которая характеризуется осветлением его красок.
Этюд для автопортрета. Ок. 1620 года. Перо и коричневые чернила, следы красного мела на бумаге. Мадрид, Королевская Академия Изящных Искусств Сан-Фернандо.
Этюд для автопортрета. Ок. 1620 года. Перо и коричневые чернила, следы красного мела на бумаге. Мадрид, Королевская Академия Изящных Искусств Сан-Фернандо.
В последние годы своей жизни он создал различные картины, оставшиеся в разной степени незавершенности. В своей живописной свободе они представляют художественное наследие Рени.
Бухгалтерская книга Гвидо Рени. 25.10.1609 - 15.05.1612 гг. НЙ, Библиотека и музей Моргана.
Бухгалтерская книга Гвидо Рени. 25.10.1609 - 15.05.1612 гг. НЙ, Библиотека и музей Моргана.
Во время своего пребывания в Риме, Рени вел подробную бухгалтерскую книгу, в которой регистрировал всевозможные доходы и расходы. Их его заметок мы можем видеть, когда он получал какие платежи комиссионные от семьи Боргезе Папы Римского - на открытой странице, например, отмечены все гонорары за его фрески в Санта-Мария-Маджоре. Но это не обычная бухгалтерская книга - не просто бухгалтерский инструмент, используемый в мастерской художника. Помимо квитанций о деньгах и затратах на рабочее оборудование, он также документирует платежи за личные вещи, и даже ссуды своим болонским друзьям - художникам. Гвидо Рени умер, и, к большому сожалению жителей Болоньи, похоронен в Сан-Доменико. Помимо скудной мебели, в описи его поместья насчитывается более 100 незавершенных его работ и почти 2000 рисунков в его мастерской.
Письмо Рени неизвестному адресату. 8 апреля 1628 года. Лос-Анджелес. Исследовательский институт Гетти, специальная коллекция.
Письмо Рени неизвестному адресату. 8 апреля 1628 года. Лос-Анджелес. Исследовательский институт Гетти, специальная коллекция.
Этот лист, исписанный с обеих сторон, представляет собой автографное письмо Рени неизвестному "дорогому джентльмену". На представленной здесь стороне изображена подпись художника - настоящая редкость, потому что Рени никогда не подписывал свои работы. В документе он поясняет, среди прочего, его пресловутую ценовую политику. По словам Рени, существовало несколько категорий художников: "низким" и "обычным" живописцам платили за фигуру. С другой стороны, "немного необычный живописец", как и он сам, мог назначить цену, которую считал уместной, - даже без учета формата и количества фигур.
"Мадонна Розария", ок. 1597 года. масло на холсте, наклеенном на картон. Собрание Клендауэра, Франция.
Начинается второй зал выставки "Начало пути в Болонье". После 10 лет в мастерской покойного маньериста Дени Кальварта, который особенно преуспел в Болонье с мелкоформатными картинами на меди и рано распознал талант Рени, Гвидо поступил в академию Карраччи в 1595 году из-за ссоры с учителем.
"Этюд для мадонны с младенцем", Пармиджанино (1503-1540), 1526 год. Бумага, перо и коричневые чернила с размытием и белым усилением поверх черного мела. вена, Альбертина.
Людовико Карраччи продвигал Рени в этой Художественной Школе нового типа, целью которой было реформирование живописи и ее преподавания, в то время, как его двоюродный брат Аннибале критически смотрел на молодого Рени, как на будущего конкурента. Тем не менее, именно Аннибале оставил в Гвидо решающий след.
Этюд для
Этюд для "Видения святого Гиацинта", 1598 год. Черный мел с размытием и белым усилением на синей бумаге. Стокгольм, Национальный Музей.
Братья Карраччи давали Рени возможность выполнять мелкие работы, в отличии от Кальварта, и это продолжалось до 1598 года, когда произошел разрыв со вторым учителем - с Людовико. В этом листе Рени показывает себя виртуозным рисовальщиком уже в юном возрасте. Это модель, подробный проект композиции для презентации клиенту. Деликатная смывка и нежные белые блики расширяют светло-темный спектр синей бумаги в обе стороны, и придают фигурам пластичность. Сам запрестольный образ святого Гиацинта, особо почитаемый в Болонье, утерян. На обороте листа - рукописный договор между Рени и сестрами доминиканского монастыря Сен-Маттиа о создании картины.
Эскиз к
Эскиз к "Мадонне с младенцем, маленьким Иоанном и музицирующими ангелами". Ок. 1594 года. Черный мел, усиленный белым на сине-зеленой бумаге. Вена, Альбертина.
В эти годы создаются первые запрестольные образы малого формата, а также виртуозные рисунки мелом, которые демонстрируют, как Рени рано принес поздний маньеризм Кальварта, реформистскую живопись Карраччи, и его изучение мастеров Высокого Возрождения (в первую очередь Рафаэля и Пармиджанино) к очень индивидуальному синтезу.
Этюд для
Этюд для "Святого Семейства с Франциском". Ок. 1595 года. Черный мел с коричневой заливкой и белым усилением на синей бумаге. Лувр, Париж, Отдел Графических Искусств.
Пока Рени не уехал в Рим в 1601 году, монастыри доминиканцев были одними из самых важных клиентов Рени.
"Христос, несущий крест". Ок. 1596 года. Масло на меди. Частная коллекция.
На этой выставке работы из частных коллекций было разрешено фотографировать (в отличии от работ из Прадо).
"Христос, несущий крест" (По Рафаэлю). 1519 год.
Гравюра на меди. Музей Штеделя - коллекция графики, Франкфурт.
Альбрехт Дюрер
Альбрехт Дюрер "Христос, несущий крест". (Из "Великих Страстей"). Ок. 1498 года.
Ксилография. Музей Штеделя - коллекция графики, Франкфурт.
Эскиз
Эскиз "Святой Доминик во славе", Ок. 1599 года.
Черный мел с белыми обводками на серой бумаге. Вилен - Швейцария, коллекция Доктора Аттилио и Урсулы Гаола.
Этюд для
Этюд для "Успения Марии". 1599 год.
Черный мел, усиленный белым на серой бумаге. Флоренция, Галерея Уффици.
Дени Кальваер (1540 - 1619),
Дени Кальваер (1540 - 1619), "Отдых во время бегства в Египет". Ок. 1590 года.
Масло на меди. Варшава, Народный Музей.
"Успение Богородицы с четырьмя Святыми", Ок. 1596 года. Холст, масло.
Этот запрестольный образ, вероятно, происходит из боковой капеллы доминиканского храма в Болонье. На это указывает выбор четырех святых, которым даровано видение Успения Марии: посередине два главных святых ордена, Доминик и Петр Мученик, слева Франциск, как основатель другого нищенствующего ордена и справа Агнес. Картина, впервые представленная здесь, представляет собой важное новое дополнение к ранним работам Рени в Болонье, и, вероятно, является одним из его первых независимых заказов с того времени, когда он еще работал в Академии Карраччи.
Дени Кальваер
Дени Кальваер "Святое семейство с мальчиком Иоанном Крестителем и Святой Екатериной".
Ок. 1600 года. Масло на меди. Ольденбург, Государственный музей искусства и истории культуры.
"Эскиз головы святого Петра", Ок. 1616 года. Бумага, красный и черный мел с белым усилением. Флоренция, Галерея Уффицы.
Третий зал выставки "исследовательская голова и ее небесный взгляд". Искусство рисования Рени достигает кульминации в его "Выразительных головах" черным и красным мелом, которые уже высоко ценились и собирались его современниками. У большинства из них так называемый "взгляд ввысь", который стал синонимом его стиля и нашел бесчисленных подражателей.
"Святые Петр и Павел" (еще раз нелегально), 1633 год. Прадо - мадрид.
По словам Мальвазии, сам Гвидо хвастался своим умением изображать обращенные к небу головы с поднятыми вверх глазами сотней разных способов. Рени разработал пафосную формулу, изображающую состояние душевного упоения небесными сферами и взывающую к эмоциям зрителя от античной скульптуры: головы Лаокоона, умирающего Александра и Ниобы. Кроме того, здесь играет роль его изучение графических этюдов головы Рафаэля, а также озабоченность экстремальными эмоциями и старением.
"Святая Маргарита", Ок. 1606 года.
масло на холсте, Мюнстер, Музей искусства и культуры (постоянный кредит от ФРГ).
"Эскиз головы Марсия", ок. 1620 года. Черный и красный мел, усиленный белилами, на выцветшей синей верженой бумаге. Виндзор, Фонд Королевской коллекции, предоставлено Его Величеством королем Карлом Третьим.,
Как правило, эти листы использовались для детальной подготовки отдельных голов в картинах, экспрессии которых Рени придает особое значение.
"Этюд головы Христа", 1620 год. Красный мел на бумаге. Виндзор, Фонд Королевской коллекции, предоставлено Его Величеством королем Карлом Третьим.
Первые образцы, выполненные Рени черным или красным мелом, относятся ко времени фресок в Риме, а с 1620-х годов он, в основном, изложил этюды головы черным мелом, а затем тонко акцентировал их красным и белым мелом.
"Голова Христа", ок. 1636 года. Масло на холсте. Лувр - Париж, отдел живописи.
Рени уже при жизни прославился своими головами страдающего Иисуса с терновым венцом. Бесчисленные копии сделали их широко распространенными, и они стали иконами религиозной живописи. Прототипы автографов, показанные в этом зале, связаны с крупноформатными картинами Распятого Иисуса.
"Эскиз головы Христа", ок. 1619 года.
Черный и красный мел, усиленный белым, на бумаге. Лувр - Париж, отдел графики.
Гипосвый слепок
Гипосвый слепок "Смерть Александра" древнего мастера. 2-й век до н.э. Гёттинген, Университет Георга-Августа, Археологический институт, коллекция гипсовых слепков.
Голова Александра Великого (как и Лаокоона) считались образцами страдания и изображения боли и пафоса.
"Голова Лаокоона" древнего мастера. Гипсовый слепок. Ок. 200 года до н.э. Университет имени Гёте - Институт археологических наук, коллекция слепков, Франкфурт.
Голову Лаокоона Рени использовал как основу для оформления страданий Иисуса.
1.
1. "Эскиз головы человека, смотрящего вверх", ок. 1620 года. 2. "Эскиз головы старухи", ок. 1630 года.
1. Черный мел, на серой бумаге. Музей Штеделя, Франкфурт. 2. Черный мел, усиленный белым на серой бумаге. Лувр - Париж, отдел графики.
1.
1. "Этюд античной скульптуры Ниобеи", ок. 1595 года. Черный мел с белилами на зелено-серой бумаге. Виндзор, Фонд Королевской коллекции, предоставлено Его Величеством королем Карлом Третьим. 2. "Эскиз головы молодой женщины", ок. 1620 года. Черный и крас
Парящие головы женских фигур Рени имеют свою модель в известном произведении античной скульптуры: голова скорбящей Ниобы, детей которой Боги убили в отместку. Исходя из этого, Рени разработал женский тип лица, который он использовал как для святых, так и для светских моделей. В отличии от Аннибале Каракла, который довольно точно воспроизвел античную голову как скульптуру, он воплотил вою модель в жизнь в свободной интерпретации. Даже первый учитель дени Кальварт, смог добиться подобных эффектов только в своем мысленном исследовании ангела.
1.
1. "Головной этюд молодой женщины", ок. 1609 года. 2. Рафаэль "Эскиз головы ангела" (картонный фрагмент), ок. 1519 года.
1. Красный мел на бумаге. Чатсуорт, герцогство Девонширское. 2. Бумага, черный мел или уголь с белым усилителем. Будапешт, Музей Семпувесети. В дополнение к древним скульптурам, исследование головы Рени также оказали значительное влияние на его образец для подражания Рафаэля, как показывает это сравнение. "Голова ангела" Рафаэля послужила предварительным рисунком в натуральную величину для неисполненной фигуры на фресках Зала Костантино в Ватикане. Рисунок красным мелом Рени также подготовил фреску в Риме, а именно - одного из слуг в "Рождестве Марии" в капелле дель Аннуциата Квиринальского дворца. Хотя два листа разделены почти столетием, они кажутся удивительно похожими в том, как они передают изящные черты лица и в динамичном стиле рисунка.
1.
1. "Голова Джудит", ок. 1625 года. 2. Дени Кальварт "Эскиз головы ангела", ок. 1580 года.
1. Черный и красный мел на светло-коричневой серой мелованной бумаге. НЙ, Метрополитен-Музей, подарок Уоллеса Ачесона в 1992 году. 2. Черный и красный мел с белыми обводками на синей бумаге. НЙ, Библиотека и музей Моргана.
"Голова Ниобеи", итальянский мастер 17 века - античная копия.
Доломитовый мрамор с Таоса. Дрезден - государственная Художественная коллекция скульптур.
Чезаре Рипа (ок. 1555 - 1622).
Чезаре Рипа (ок. 1555 - 1622). "Олицетворение любви к Богу", Венеция, 1645, 1-е издание. Институт Штеделя, Франкфурт.
Это справочник по изобразительному дизайну самых разнообразных типов персонификаций абстрактных понятий. Трактат, иллюстрированный пояснительными гравюрами на дереве, дает точную информацию о жестах и выражениях лиц, а также об одежде фигур. Олицетворение Рипой "любви к богу" представляет собой руководство по чтению лейтмотива Рени - "небесного взора" сердца, указывающего на его внутреннее волнение. Эти эмоционально заряженные мотивы Рени переносил на многочисленные изображения христианских святых.
Эскиз  композиции
Эскиз композиции "Пьета", 1613 год.
Бумага, перо, коричневая тушь. НЙ, Метрополитен - Музей, подарок от Ричарда Краутхаймера в память о Труде Краутхаймер Гесс, 1988 год.
Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680),
Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680), "Портретный бюст Папы Павла Пятого Боргезе", 1621 год. Бронза. Копенгаген, Государственный Музей Искусства.
Четвертый зал выставки - "На службе Боргезе в Риме". Во второй половине своего пребывания в Риме, которое длилось с перерывами примерно с 1607 по 1614 годы, Рени привлек к себе папу Павла Пятого Боргезе и племянника кардинала Сципиона Боргезе как своих самых важных клиентов, которые несколько лет использовали его в качестве "Придворного художника". Т.о. новичок быстро становится ведущим художником Вечного города.
Эскиз композиции для фрески апсиды в Оратории Санта-Сильвия, в Риме. 1609 год. Черные чернила на бумаге. Милан, Музей Кастелло Сфорца.
Эскиз композиции для фрески апсиды в Оратории Санта-Сильвия, в Риме. 1609 год. Черные чернила на бумаге. Милан, Музей Кастелло Сфорца.
Рени выполнял в основном большие проекты фресок для Боргезе, и документировал в своей бухгалтерской книге: в Ватиканском дворце, в Санта-Мария-Маджоре, и, наконец, знаменитая фреска "Аврора" в Казино Палаццо Паллавичини Роспильози.
Главный этюд Святого Андрея в Оратории Сант-Андреа в Риме. 1609 год. Бумага, черный мел с белым усилением.  Лувр - Париж, отдел графики.
Главный этюд Святого Андрея в Оратории Сант-Андреа в Риме. 1609 год. Бумага, черный мел с белым усилением. Лувр - Париж, отдел графики.
На выставке эта часть творчества Рени представлена подборкой первоклассных рисунков для всех проектов, включая композиционные этюды пером и детальные этюды мелом. Они впечатляюще иллюстрируют его дизайнерскую практику и навыки рисования.
Композиционный этюд для
Композиционный этюд для "Нарсеса, побеждающего Тотилу", Рим - Санта-Мария-Маджоре. 1610-1612 годы.
Бумага, перо, коричневые чернила с размытием поверх красного мела. Вена - Альбертина.
Композиционный этюд для
Композиционный этюд для "Самсона, убивающего филистимлян", Рим - ватиканский дворец. 1608 год.
Бумага, перо и коричневые чернила с размытием по черному мелу. Виндзор, Фонд королевской коллекции, предоставлено Его Величеством королем Карлом Третьим.
Этюд для
Этюд для "Пяти греческих епископов", Рим - Санта-Мария-Маджоре. 1610-1612 годы.
Перо и коричневые чернила с размытием на бумаге. Виндзор, Фонд королевской коллекции. Предоставлено Его Величеством королем Карлом Третьим. Украшение семейной часовни в римской Базилике Санта-Мария-Маджоре было одним из величайших художественных проектов Папы Павла Пятого Боргезе. Папа доверил некоторым известным художникам того времени сложную программу фресок, в том числе Гвидо Рени.
Этюд головы епископа, Рим - Санта-Мария-Маджоре, капелла Паолина. 1610 год.
Этюд головы епископа, Рим - Санта-Мария-Маджоре, капелла Паолина. 1610 год.
Черный мел с белым усилением на серо-голубой бумаге. Лувр - Париж, отдел графики.
Фрагменты картона для росписи купола в Равенне, капелла Сантиссимо Сакраменто. 1614 год. Уголь на листах бумаги, наклеенных на холст.  Модена - Галерея Эстенсе.
Фрагменты картона для росписи купола в Равенне, капелла Сантиссимо Сакраменто. 1614 год. Уголь на листах бумаги, наклеенных на холст. Модена - Галерея Эстенсе.
Две работы для купольной фрески капеллы Таинств Равеннского собора, выполненные по заказу кардинала Пьетро Альдобрандини, являются настоящими раритетами в искусстве рисунками. Рени создал их в помощь своим сотрудникам, которые затем должны были самостоятельно выполнить фреску. Для этого контуры рисунка того же размера, что и потолочная роспись, продырявили и выдавили на них цветную пыль, чтобы обозначить контуры на гипсе. После этого рисунки обычно выбрасывали. На двух сохранившихся фрагментах изображены ангелы с двумя предметами мученичества Христа: колонной для бичевания и покрывалом Вероники.
Второй фрагмент эскиза для росписи купола собора в Равенне.  1614 год.
Второй фрагмент эскиза для росписи купола собора в Равенне. 1614 год.
Уголь на листах бумаги, наклеенной на холст.
Этюд для
Этюд для "Молодой женщины с чашей в капелле Аннунциата". Рим - Квиринальский Дворец. 1609 год.
Черный мел с белыми обводками на серой бумаге. Париж - фонд Кустодия.
Эскиз для фрески
Эскиз для фрески "Аврора" Рим, Казино Паллавичини Роспильози, 1612 год.
Перо и коричневые чернила поверх красного мела на бумаге. Лувр - Париж, отдел графики. Потолочная фреска Рени в Казино Паллавичини Роспильози на Квиринальском холме в Риме - одна из его самых известных работ. Она была заказана кардиналом Шипионе Боргезе. До 19 века она считалась одной из центральных достопримечательностей Вечного города. Аполлон изображен на колеснице, запряженной четырьмя лошадьми, в окружении танцующих женщин, которых, вероятно, можно идентифицировать как Богинь. Им предшествуют ангел с факелом (утренняя звезда) и одноименная Аврора (рассвет) - аллегория Золотого Века, который должен был наступить при Боргезе.
Этюд для Аполлона на фреске Авроры. 1612 год.
Этюд для Аполлона на фреске Авроры. 1612 год.
Красный мел на бумаге. Виндзор, Фонд королевской коллекции, предоставлено Его Величеством королем Карлом Третьим.
Этюд для фрески Авроры. 1612 год.
Этюд для фрески Авроры. 1612 год.
Перо и коричневые чернила поверх красного мела на бумаге. Вена - Альбертина.
"Сюзанна и два старика", ок. 1622 года. Масло на холсте. Лондонская Национальная галерея.
Пятый зал выставки - "Возвращение в Болонью". Во время своего пребывания в Риме Рени время от времени ездил в Болонью, выполнял там заказы, и, наконец, навсегда вернулся в свой родной город в 1614 году.
"Лот и его дочери", ок. 1614 года. Масло на холсте. Национальная галерея - Лондон.
Чтобы закрепить свои успехи, ему теперь нужно было восстановить себя в качестве ведущего художника Болоньи. Он развил свой римский опыт в мощно монументальном, очень оригинальном стиле скульптурными отдельными фигурами или небольшими группами фигур на темном фоне, который Мальвазия описывает как "Прима Маниера Рени".
Джузеппе Чезаре, прозванный Кавалер д,Арпино (1568 - 1640). Этюд для
Джузеппе Чезаре, прозванный Кавалер д,Арпино (1568 - 1640). Этюд для "Спящей Сисары", 1602 год. Красный мел на бумаге. Лион, Музей Изящных искусств.
В первой стилистической фазе после его авозвращения, которая длилась около 10 лет до середины 1620-х годов, он также обрабатывал элементы своего увлечения Караваджо, например, в поясных картинах. Точно также Рени продолжает заниматься маньеристской традицией своих учителей.
Дени Кальваер
Дени Кальваер "Исследование обращения Савла". 1579 год.
Бумага, перо и коричневые чернила с размытием и белым усилением поверх черного мела. Париж - Лувр. Отдел графики.
"Обращение Савла", ок. 1616 года. Масло на холсте. Эскориал - мадрид.
Хотя картина в Эскориале засвидетельствована еще в 1633 году, в коллекции Людовизи в Риме, она лишь недавно была признана шедевром периода "Примо Маньера Рени". Золотой луч пробивается сквозь нагроможденные высоко в небе облака, заливая сцену ослепительным светом. Шок от внезапного явления только что заставил Савла, гонителя христиан, упасть с коня. В результате этого опыта он вскоре превратится в апостола Павла. Два рисунка Дени Кальварта и кавалера д,Арпино иллюстрируют, до какой степени Рени пересматривал работы своих учителей и наставников для своего письма.
"Лукреция", 1625 год. Масло на холсте. Потсдам - Фонд Прусских Дворцов и садов Берлин - Бранденбург. Новый дворец.
В начале 17 века особой популярностью в искусстве и литературе пользовались античные фигуры Лукреции и Клеопатры. Только с мастерской Рени можно связать 37 версий Лукреции и 23 Клеопатры. Три версии, представленные здесь, являются прототипами самого Рени и хронологически относятся к началу его почти двух десятилетий увлечения этими темами.
"Лукреция", ок. 1625 года.
Масло на холсте. Частная коллекция. В отличии от многих других художников, Рени не ставил обнаженное женское тело в очень тяжелой манере, а вместо этого подчеркивал типичный для него опасный эффект реальной легкости.
"Клеопатра", ок. 1625 года.
Масло на холсте. Потсдам. Фонд Прусских дворцов и садов Берлин - Бранденбург. Новый дворец.
"Аллегори гармонии рисунка и живописи". Ок. 1625 года. масло на холсте. Лувр - Париж. Отдел живописи.
Живопись и Рисунок как любовники: интерпретация Рени этой абстрактной темы характеризуется равенством различий и гармоничной привязанностью двух искусств. Мужское воплощение Рисунка собирается выполнить линию. Для этого он использует сангвинический мелок, который находится в металлическом двухстороннем держателе. Он обнимает Живопись, которая помимо нескольких кистей, также держит палитру, на которой нанесена капля красок, использованных в самой картине.
1. Этюд для коленопреклоненной женщины, ок. 1610 года. 2. Этюд для Богородицы, ок. 1620 года.
1. Этюд для коленопреклоненной женщины, ок. 1610 года. 2. Этюд для Богородицы, ок. 1620 года.
1. Черный мел с белыми обводками на серой бумаге. Флоренция, Галерея Уффицы. 2. Черный мел на бумаге. Вилен - Швейцария. Коллекция доктора Аттилио и Урсулы Гадола. После своего возвращения в Болонью в 1614 году кардинал Пьетро Альдобрандини поручил Рени обставить часовню в Равеннском соборе, но с тех пор Рени больше не хотел подвергать себя физическому напряжению фресковой живописи. Эскизы он рисует сам, в оригинальном формате, и поручает исполнения фресок своим помощникам.
Три композиционных этюда для
Три композиционных этюда для "Пьеты". 1613 год.
Бумага, перо и коричневые чернила с размытием поверх красного мела. Генуя - Палаццо Россо. В течении многих лет он был занят крупным заказом, огромным запрестольным изображением "Пьета деи Мендиканти", в процессе планирования которого целая серия композиционных рисунков показала откровения.
Композиция к
Композиция к "Пьете № 1".
Композиция к
Композиция к "Пьете" № 2.
Композиция к
Композиция к "Пьете" № 3.
Оформление холла выставки.
Оформление холла выставки.
Оформление холла выставки.
Оформление холла выставки.
  1. Дармштадт — немецкий наукоград. Весна — зима на улице
  2. Небоскребы, небоскребы — в финансовой столице Германии, Франкфурт
  3. Город-открытие — игрушечный Зелигенштадт на Немецкой Фахверковой дороге и внушительный монастырь
  4. Бад-Камберг — курортный Гессен
  5. Каменный дом — Штайнхайм — просто чудо городок!
  6. Осенний Бад Хомбург — русский, английский, немецкий, времен карантина. Безработные гиды на отдыхе
  7. Хофхайм на Таунусе — город, с самыми высокими доходами
  8. Романтические выходные на Рейне - кораблик, крепость, сказочный городок и вино.
  9. Случайный городок, оказавшимся небольшим подарком — Хойзенштамм
  10. Крепость Франкенштайн, навеявшая идею персонажа
  11. Последняя церковь последней российской Императорской семьи, Дармштадт
  12. Штеделевский институт — прекрасный музей во Франкфурте
  13. Парк роз, и трагическая история семьи
  14. Парк «Нашего милостивого принца» 16 века, переходящий в сад Принца 18 века
  15. Германия — мать, над Рейном — отцом!
  16. Шагал во Франкфурте
  17. Выставка «Ренуар. Возрождение. Рококо. Импрессионизм и 18 век». Часть первая «Ренуар».
  18. Выставка «Ренуар. Возрождение. Рококо. Импрессионизм и 18 век». Часть вторая
  19. Божественный Гвидо Рени
  20. Божественный Гвидо Рени. Часть 2
  21. Северный Ренессанс и Гольбейны. Часть 1.
  22. Северный Ренессанс и Гольбейны. Часть 2
  23. Картинная галерея «Ширн Кунстхаалле» во Франкфурте, пережившая скандальную кражу
  24. Никки Сен Фаль — необыкновенная
  25. Главный Собор Франкфурта — место коронации королей и императоров
  26. Музей Собора Франкфурта
  27. Штедель музей — старые мастера
  28. Музей Юденгассе — Еврейский переулок во Франкфурте, родина Ротшильдов. Часть 1.
  29. В еврейском переулке Юденгассе, Франкфурт. Часть 2.
  30. Штедель, Старые Мастера. Часть 2.
  31. Музей Штедель, Старые мастера. Залы 11-14 — часть 3
  32. Музей Штедель, Старые Мастера. Залы 15 - 20, часть 4.
  33. Музей Штедель, постоянная коллекция, 1-4 залы — живопись 19 века
  34. Музей Штедель. Постоянная коллекция. C 5 по 10 залы.
  35. Музей Штедель — постоянная коллекция. Залы с 11 по 15
  36. Лионел Файнингер — ретроспектива. Часть 1.
  37. Лионел Файнингер — часть 2, ретроспектива
  38. Самая высокая смотровая площадка Франкфурта — Майнтауэр и городские небоскребы
  39. Прогулка на кораблике по Майну
  40. Небольшой зоопарк Франкфурта
  41. Не потеряйтесь! Путеводитель по Храму Путешествий
  42. Греческий ресторан «Посейдон»
  43. Сеть итальянских ресторанов «Вапиано»
  44. Ресторан тайской кухни рядом с вокзалом Франкфурта
  45. Прекрасный Замковый ресторан
  46. Греческая таверна — лучшая еда!
  47. Страна сладостей.
  48. Классический немецкий завтрак в старом городе Франкфурта

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому
[ 0,31891 ] / [ 75 ] / [ 0,22247 ]