Фотоальбом

Анри Матисс — персональная выставка

1 16
iPhone 15 Pro Max
Запустить слайдшоу

Цикл материалов "Кантон Базель Штадт, Швейцария."

  1. Базель — город трёх государств, или — самый нетуристический город Швейцарии
  2. Замечательная парная выставка: Эль Греко — Пикассо. Вехи творчества и главные события
  3. Выставка Эль Греко — Пикассо. Параллель
  4. Водил меня Серега — Один час восторга с Ван Гогом
  5. Водил меня Серега... выставка Писсарро, часть 1
  6. Писсарро и другие импрессионисты. Часть 2
  7. Выставка скандального Бэнкси в тихом Базеле
  8. Выставка скандального Бэнкси в Базеле, в дополнение к фотоальбому. Видео самоуничтожения картины
  9. Диалог Родена и Арпа в Базеле после карантина
  10. Матисс, Дерен и их друзья. Залы 1-3.
  11. Матисс, Дерен и их друзья. Залы 4 - 6.
  12. Матисс, Дерен и их друзья. Залы 6-8. Путешествия и работы - пейзажи и портреты — из путешествий. Ранние работы — прорыв
  13. Анри Матисс — персональная выставка
  14. Миллион алых роз — знакомство с Пиросмани
  15. «Рожденные в Украине» — выставка в Базеле
  16. Фонтан — механическая фантазия
  17. Китайский танец в Швейцарии и в мире
  18. Цолли — зоопарк в Базеле, один из лучших в мире
  19. Ботанический сад не только для ботаников! Старейший в мире!

Анри Матисс (1869 — 1954 гг.) считается одним из самых важных и влиятельных современных художников. От своих революционных ранних картин и скульптур до легендарных поздних силуэтов, он продолжал творчески развиваться на протяжении около 60 лет. В этой ретроспективной выставке показаны около 70 его работ.

Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле-Като-Камбрези на севере Франции. Сначала он изучал право в Париже, а затем работал помощником юриста. В 20 лет, выздоравливая после аппендицита, он окрыл для себя живопись. Матисс переехал в Париж, и, поначалу провалив заявку, поступил в художественную школу. Первоначально находясь под влиянием реалистических и импрессионистических течений, он постепенно, несмотря на финансовые трудности, выработал свой собственный художественный стиль. Ориентироваться ему помогли картины Поля Сезанна, который был на поколение старше его.

Матисс много путешествовал для своего времени: по югу Франции, Италии и Испании, по России и Северной Африке, по Америке и по Южным морям. Эти путешествия, часто связанные с поиском новых впечатлений от света и цвета, вдохновляли художника и во многом формировали его произведения.

«Лишь постепенно мне удалось раскрыть тайну своего искусства. Оно заключается в медитации согласно природе, в выражении мечты, всегда вдохновленной реальностью». Анри Матисс.

Начало и Фовизм, первый и второй  залы.
Начало и Фовизм, первый и второй залы.
Пуантилизм с его цветной точечной структурой оказал влияние на Матисса, который все чаще работал на юге Франции. Лето 1905 года Матисс провел в небольшом портовом городке Коллиур. Во время его пребывания там произошло революционное художественное событие: Матисс освободил цвет от объекта и использовал его для выражения чувств. Группа художников - авангардистов вокруг Матисса своим названием "фовисты" - "дикие животные" - обязана революционным образам, вызвавшим скандал среди публики. В 1906 году Матисс отправился в Алжир и познакомился там с исламским искусством, которое дало ему новое вдохновение.
"Роскошь, спокойствие и сладострастие", Париж, 1904 год.
Холст, масло. Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж. Депозит в Музее Орсе, 1985 год. На этой картине многочисленные мерцающие цветные точки объединяются, создавая мифологическую сцену. Своим названием Матисс напрямую отсылает к строчкам знаменитого стихотворения Шарля Бодлера "Приглашение к путешествию" 1857 года. Как и поэт в своих стихах, Матисс создал в своей картине женщину, которая, казалось, выпала из времени. Идиллия, которую он пытался воплотить в себе. Картина основана на другой картине Матисса, изображающей его жену и одного из двух сыновей на пляже Сен-Тропе летом 1904 года. Это лето художник провел в компании художника - неоимпрессиониста Поля Синьяка, и эксперементировал на месте с так называемой техникой живописи "пуантилизм". Однако, похоже, Матисса это не совсем убедило: вскоре он превратил цветные точки в более крупные цветные области - шаг, который вскоре привел его к фовизму.
"Терраса", Сен--Тропе, 1904 год.
Холст, масло. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон.
"Обнаженная в розовых туфлях", Париж, 1900 год.
Холст, масло. Частная коллекция.
"Кармелина", Париж, 1903 год.
Холст, масло. Музей Изящных Искусств, Бостон. Фонд Артура Гордона Томпкинса.
"Мадлен I" Париж, 1901 год.
Бронза. Институт искусств Миннеаполиса. Дар корпорации Дэйтон Хадсон.
"Десерт", Париж, 1896 год.
Холст, масло. Частная коллекция. Домработница добавляет последние штрихи на богато накрытый стол. Мотив, выбор реквизита, размер холста - свидетельствуют о желании молодого художника продемонстрировать свое мастерство живописца. Эта картина, редко показываемая на выставках, считается первой крупной работой Анри Матисса. Помимо влияния импрессионизма, на него повлияли интенсивные исследования, которые он провел, будучи учеником французского художника Гюстава Моро в Лувре. Там Матисс подробно рассмотрел голландскую натюрмортную живопись 17 века, и в частности, Яна Давидса де Хемса "Натюрморт с десертом", 1640 года, чтобы научиться изображать различные предметы и материалы в ситуациях со сложным освещением. В картинах Матисса раскрываются не только его взгляды на историю живописи, но и раскрываются лейтмотивы и особое чувство цвета, которые должны были определить его дальнейшее творчество.
"Две женщины", Коллюр и Париж, 1907 год.
Бронза. Музей Орсе, Париж. Подарок Жана Матисса Франции, 1978 год. Хранится в Музее Матисса в Ницце.
"Натюрморт с геранью", Коллюр, 1906 год.
Холст, масло. Чикагский Институт Искусств, коллекция Джозефа Уинтерботэма, 1932 год.
"Берег реки", Коллюр, 1907 год.
Холст, масло. Музей искусства Базеля, приобретена в 1953 году.
"Девушка с зелеными глазами", Париж, 1908 год.
Холст, масло. Музей Современного Искусства Сан-Франциско, наследие Харриет Лейн Леви.
"Интерьер в Коллюре (сиеста)", Коллюр, 1905 год.
Холст, масло. Коллекция Вернера и Габриэле Мерцбахер, передана в постоянную аренду Музею Искусств Цюриха.
Декаритвная фигурка, Париж, 1908 год.
Декаритвная фигурка, Париж, 1908 год.
Бронза, Глипотека Карлсберг, Копенгаген.
Третий зал. Вальтер Кароне
Третий зал. Вальтер Кароне "Анри Матисс в своей квартире в отеле "Регина", Ницца. "Пари Матч", номер 294 (13-20 ноября 1954 года). Наследие Г. Матисса, Цюрих.
Продажа работ позволила Матиссу переехать с семьей в дом в пригороде Парижа Исси-ле-Мулино в 1909 году. Он устроил в саду студию, которая вскоре стала центральной темой его картин. Он также все больше посвящал себя скульптуре. Путешествия по югу Испании (1910-1911 гг.) и особенно по Марокко (1912-1913 гг.) вдохновляли художника. На месте он создал
"Роскошь I", Коллюр, 1907 год.
Холст, масло. Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж, приобретено в 1945 году. Фонд Бойелер, собственная коллекция. Летом 1907 года Матисс отправился в путешествие по Италии со своей Женой Амели и изучал позднесредневековые фрески итальянского художника Джотто в Падуе. Непосредственно перед этим он создал картину под названием "Изобилие", которая уже казалось фреской и возвещала о движении к монументальной живописи. Всего через несколько лет после своих ранних работ он использовал здесь совершенно другой визуальный язык. Мотив вызывает недоумение: является ли стоящая фигура изображением реальной женщины или культовой статуей? Что именно делает кланяющаяся ей фигура? Название картины еще раз перекликается с припевом из стихотворения Бодлера "Приглашение к путешествию". Применительно к различным художественным стилям и эпохам: от античности до позднего средневековья, от Возрождения до японского. В трех женских фигурах Матисс объединил образы тел из разных культурных традиций в новую фигуру, выходящую за рамки западного канона красоты.
"Купальщица", Кавальер, 1909 год.
Холст, масло. Музей Современного искусства, Нью-Йорк, подарок Эбби Олдрич Рокфеллер, 1936 год.
"Купальщицы с черепахой", Париж, 1907 год.
Холст, масло. Художественный музей Сент-Луиса. Подарок мистера и миссис Джозефа Пулитцера Младшего. Эта картина большого формата показывает неизгладимое впечатление, которое оставила на Матисса встреча с фресками Джотто в Италии - как в радикально уменьшенном пейзаже из трех горизонтальных цветных полос, так и в телесности трех женщин. Кроме того, заметна озабоченность современными изображениями купальщиц Поля Сезанна. В картине Матисса европейские влияния сочетаются с формами тел африканской скульптуры к югу от Сахары, которые отражаются в мощных угловатых линиях и плоских формах гравюр на дереве. Увлечение такими скульптурами было связано с колониальным влиянием интереса европейских современных художников к якобы "примитивному" искусству. Загадочный образ Матисса отсылает к оригиналу: архаичные на вид обнаженные тела и доисторическое происхождение черепахи напоминают о доисторических событиях.
"Открытое окно", Коллюр, 1905 год.
Холст, масло. Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия. Коллекция мистера и миссис Джона Хэя Уитни, 1998 год. Картина небольшого формата была создана в рыбацкой деревне Коллюр на юге Франции, недалеко от Пиренеев, где Матисс впервые провел лето в 1905 году, со своей семьей и коллегой - художником Андре Дереном. Это пребывание считается решающим для художественной революции, которая привела к освобождению цвета от объекта. Критики придумали для этого термин "фовизм", назвав художников - авангардистов вокруг Матисса "фовистами", используя французское слово, обозначающее диких животных. На картине представлена палитра несмешанных красок и, казалось бы, спонтанные мазки. Здесь Матисс стремился к максимальной интенсивности цвета и во многом избегал светотеневых эффектов, объема и пространственной глубины. Вместо этого композиция разделена на высококонтрастные цветовые области, которые структурированы разной манерой письма в зависимости от площади изображения. С тех пор открытое окно станет основным мотивом творчества Матисса. В своем символическом значении, как взгляд на мир, его также можно понимать как приглашение к путешествию.
"Красные ковры", Коллюр, 1906 год.
Холст, масло. Музей Гренобля. Красный гобелен и красный и синий текстиль почти полностью заполняют пространство картины и определяют композицию своими декоративными красками. Фрукты, ваза и книга, как типичные предметы традиционного натюрморта, предстают здесь скорее второстепенными деталями. Выросший в Боэн-ан-Вермандуа на севере Франции, где доминировали ткацкие фабрики, Матисс на протяжении всей своей жизни увлекался всеми видами тканей. В мае 1906 года он отпрапвился в Алжир, тогда французскую колонию. Там он нашел вдохновение в декоративно - прикладном искусстве. На рынках Бискры его особенно впечатлили молитвенные коврики, несколько экземпляров которых он купил. С тех пор эти и другие ткани из его коллекции стали определяющими элементами картин художника. С одной стороны, они послужили причиной его обращения к орнаменту и украшению. С другой стороны, они способствовали отходу от более традиционных представлений о перспективе и форме и открыли более свободное представление о пространственном воображении.
"Лежащая обнаженная I (Аврора)". Коллюр, 1907 год.
Бронза. Музей Современного искусства, Париж.
"Золотая рыбка и скульптура", Исси-ле-Мулино, 1912 год.
Холст, масло. Музей Современного Искусства, Ньй-Йорк, подарок мистера и миссис Джон Хэй Уитни, 1955 год. Композиция с чашей и золотыми рыбками, вазой для цветов и лежащей на полу обнаженной женщиной, поначалу кажется раздражающей из-за пропорций размеров изображения. Лишь со второго взгляда становится ясно, что фигура представляет собой скульптуру, являющуюся частью натюрморта в сплошь синем пространстве, ограниченном лишь несколькими линиями. Эта терракотовая фигура, созданная в 1907 году, внешний вид которой Матисс менял в нескольких картинах. На этой выставке можно увидеть бронзовую работу "Аврора". Чаша с золотыми рыбками, изображенная на многих картинах, также входила в инвентарь после поездки в Марокко. Предметы, приобретенные во время путешествий, а также эстетические впечатления, которые он там собрал, сделали его студию в Исси-ле-Мулино недалеко от Парижа, вдохновляющим местом уединения и воображения для художника.
"Марокканский пейзаж (Акант)", Танжер, 1912 год.
Холст, масло. Музей Модерна, Стокгольм. Отдельные высокие деревья покрывают подлесок, обозначенный лишь несколькими стилизованными формами. Пейзаж, написанный преимущественно в оттенках фиолетового, синего и зеленого, кажется отражением чувства природы. Это одна из трех крупновформатных пейзажных картин, созданных во время первой поездки художника в Марокко, в парке Сенья-эль-Хашти, обширном поместье в Танжере, во время своего поначалу разочаровывающего пребывания зимой 2012 года, отмеченного постоянными ливнями. Матисс, в конце концов, увлекся великолепием красок цветущей пышной растительности на холмах вокруг Танжера. Растение акант, знакомое ему по югу Франции, играет здесь центральную роль, как изобразительный элемент. Их формальная редукция не только абстрагирует изображение природы, но и выявляет декоративные возможности, присущие ботаническим мотивам.
"Фиолетовый цикломен", Исси-ле-Мулино, 1911 год.
Холст, масло. Частная коллекция.
"Натюрморт с апельсинами", Танжер, 1912 ГОД.
Холст, масло. Национальный музей Пикассо. Париж. Дар Пикассо, 1978 год.
"Серпантин", Исси-ле-Мулино, 1909 год.
Бронза. Музей Орсе, Париж. Пожертвование от мадам Матисс Франции, 1978 год. Депонируется в Музее Матисса в Ницце.
"Большая сидящая обнаженная (Ольга)". 1909 год. Исси-ле-Мулино.
Бронза. Музей искусства, Цюрих. Коллекция Вернера и Нелли Бэр, 1968 год.
"Обнаженная с белым шарфом", Париж, 1909 год.
Холст, масло. Государственный музей искусств, Национальная галерея Дании.
"Жаннет IV" "Жаннет III" "Жаннет V", 1910 - 1913 гг., Исси-ле-Мулино.
Бронза. 1. Коллекция Фонда Бойелер. 2. Музей Орсе, Париж. Подарок мадам Матисс Франции, 1978 год. Хранится в Музее Матисса в Ницце. 3. Музей Орсе, Париж, подарок мадам Матисс Франции. Хранится в музее Матисса в Ницце.
"Французское окно в Коллюре", Коллюр, 1914 год.
Холст, масло. Музей современного искусства, Центр Помпиду. Париж, 1983 год.
"Золотая рыбка и палитра", Париж, 1914 год.
Холст, масло. Музей Современного Искусства, Нью-Йорк, дар и наследие Флорены Шенборн и Самюэля Маркса, 1964 год. Благодаря большим цветовым полям сине-серого, черного и матово-белого цветов, а также четкому рисунку линий, картина передает необычайно приглушенное для Матисса настроение. Выделяются более насыщенные цвета натюрморта с золотыми рыбками, растениями и фруктами, изогнутые формы которых находят отклик в перилах балкона. Картина была создана в период особенно экспериментального творческого периода Матисса. Смена перспективы и плоскосность пространственного изображения обнаруживают влияние кубизма. Техника живописи также демонстрирует готовность к экспериментам: Матисс царапал, наслаивал, скоблил, делая штриховку и блики еще более четкими. Кроме того, начавшаяся ПМВ, вероятно, тоже наложила свой отпечаток на картину - привычные порядки пошатнулись, и ранее яркая цветовая палитра Матисса стала более темной.
Интерьер с емкостью для золотых рыбок
Интерьер с емкостью для золотых рыбок". Париж, 1914 год.
Холст, масло. Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду. Париж. Наследие баронессы Евы Гурго, 1965 год.
Четвертый зал. Период Ниццы.
Четвертый зал. Период Ниццы.
В 1916 году итальянская модель Лоретта позировала для многочисленных портретов. В этих картинах становится ясной художественная значимость моделей для Матисса. Начиная с 1917 года художник неоднократно ездил в Ниццу, где поначалу жил и работал в гостиничных номерах. В этот так называемый период Ниццы, были созданы многочисленные интерьерные работы, а также последние пейзажи Матисса. Работы этого периода воспринимаются критиками как приятные, но имеющие коммерческий успех.
"Сад художника в Исси", около 1917 года, Исси-ле-Мулино.
Холст, масло. Фонд Бойелер, собственная коллекция.
"Лоретта с чашкой кофе", Париж, около 1917 года.
Холст, масло. Музей искусства Золотурн. Коллекция Дюби Мюллера.
"Лоретта в зеленом в розовом кресле", Париж, 1917 год.
Холст, масло. Фонд Полины Арт.
"Стул с персиками", Исси-ле-Мулино, около 1918 года.
Холст, масло. Частная коллекция.
"Итальянка", Париж, 1916 год.
Холст, масло. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк.
"Женщина на диване", Ницца, 1920 год.
Холст, масло. Музей Искусств, Базель. Наследие Доктора Рихарда Дётч-Бензигера, 1960 год.
"Беседа под оливковыми деревьями", неподалеку от Ниццы, 1921 год.
Холст, масло. Коллекция Кармен Тиссен.
"Большой интерьер", Ницца, 1919 год.
Холст, масло. Чикагский Институт Искусств, подарок госпожи Гилберт Челмен, 1956 год. Интерьер, оформленный в нежных тонах, направляет взгляд зрителя через открытое окно на балкон, откуда его возвращает сидящая женская фигура. Условия освещения в помещении почти не отличаются от условий морской среды. Это впечатление единства внешнего и внутреннего усиливается тщательно прорисованными тенями, отбрасываемыми на полупрозрачный занавес. Мотив открытого окна как интерфейса между внешним и внутренним всегда очаровывал Матисса, особенно во времена художественного кризиса. Между 1917 и 1922 годами, он использовал номер отеля в Ницце, как студию, преимущественно в зимние месяцы. Созданные здесь многочисленные интерьеры, воплощают в жизнь ощущение одновременного путешествия и домашнего уюта, которое обычно передают гостиничные номера.
Пятый зал - орнамент и украшения.
Пятый зал - орнамент и украшения.
В 1921 году Матисс переехал в квартиру со студией в Старом Городе Ниццы. Там с помощью мебели и декоративных предметов он ставит фоноподобные сцены, перед которыми позируют модели, которых он пишет в "восточных" костюмах или обнаженных. В результате получаются красочные картины, с так называемыми одалисками (первоначально - служанками гарема). В этих картинах, также восходящих к академической живописи 19 века, особенно ясно становится значение декора и орнамента в творчестве Матисса. Чуть позже, после многих лет работы, он завершил серию скульптур большой обнаженной спины.
"Спина I" 1909 год. "Спина II", 1913 год. "Спина III", 1913-1916 гг. "Спина IV", 1930 год. Исси-ле-Мулино.
Бронза. Музей Искусств Цюриха, 1960 год. Помимо живописи, Матисс активно занимался скульптурой. Эти четыре спины примечательны во многих отношениях. По форме барельефов и размерам они сильно отличаются от фигур и бюстов небольшого формата художника. В серии показано, как он развивал один и тот же мотив на протяжении более 20 лет, с 1909 по 1930 годы. После первой, не сохранившейся версии из глины, в качестве материала он использовал гипс. С каждой новой версией изначально динамично извилистая фигура становилась все более плоской. Матисс постепенно упрощал формы до окончательной, предельно уменьшенной и почти осесимметричной композиции, в которой вытянутая коса волос отмечает среднюю линию. Этот процесс абстракции похож на его подход к бюстам Жаннет (на этой же выставке). Однако работа над обнаженными спинами, вероятно, имела для Матисса прежде всего экспериментальное значение: почти все бронзовые отливки были сделаны в последние годы его жизни, а гипсовый вариант был обнаружен в его мастерской в Ницце лишь после смерти автора.
"Одалиска в красных брюках - кюлотах", 1924 год. Ницца.
Холст, масло. Музей Оранжери, Париж, Коллекция Уолтера Гийома.
"Интерьер с граммофоном", Ницца, 1924 год.
Холст, масло. Пинакотека Аньелли, Турин.
"Декоративная фигура на орнаментальном фоне". Ницца, 1925 год.
Холст, масло. Музей Современного Искусства, Центр Помпиду. Париж. Приобретено государством, 1938 год.
"Пианистка и натюрморт", Ницца, 1923 год.
Холст, масло. Музей Искусств Берна. Наследие Жоржа Келлера, 1981 год.
Шестой зал. Поездка на Таити и новые творческие порывы.
Шестой зал. Поездка на Таити и новые творческие порывы.
В 1930 году Матисс отправился в долгое путешествие через США на Таити. За три месяца пребывания во французской колонии он собрал множество впечатлений, которые художественно обработал лишь спустя 15 лет. Заказ на большую фреску, которую Матисс посвятил теме танца, ознаменовал начало нового творческого этапа, на котором художник еще больше продвинул вперед формальное сокращение фигур. Молодая россиянка Лидия Делекторская становится на долгие годы помощницей Матисса и его любимой моделью.
"Синяя блуза", Ницца, 1936 год.
Холст, масло. Художественный Музей Берна, наследие Жоржа Келлера.
"Большое синее платье и мимозы", Ницца, 1937 год.
Холст, масло. Художественный музей Филадельфии. Пожертвование миссис Джон Винтерстин, 1956 год. На этой картине Матисс увековечил свою соратницу Лидию Делекторскую в декоративной домашней обстановке. Благодаря необычной перспективе, человек, сидящий фронтально, занимает почти всю высоту картины. Изогнутая форма стула и черные поверхности, похожие на крылья, дополняют барочные формы ее синего платья. За головой портрета ореолом раскинулись желтые мимозы. Изображение напоминает традиционные портреты правителей. Их современность отражается во взаимодействии объемных форм и плоских цветовых решений. Линия и цвет, рисунок и живопись, находятся в диалоге на уровне глаз. В пользу композиционного баланса Матисс воздержался от использования натуралистического изображения, что особенно заметно в крупных руках. Учитывая плоскостность и интенсивность цвета, понятно, почему Матисс смог оказать длительное влияние на последующие направления искусства, такие как поп-арт.
"Мечта", Ницца, 1935 год.
Холст, масло. Национальный музенй Современного Искусства, Центр Помпиду, Париж. Куплено в 1979 году.
"Большая лежащая обнаженная фигура", Ницца, 1935 год.
Холст, масло. Балтиморский Художественный музей, коллекция Конуса, основанная доктором Кларибель Коун и Этта Коун, Балтимор, Мэриленд, 1950 год. В этой потрясающей по цвету картине большая женская обнаженная фигура почти выходит за рамки холста. Ее оранжево-розовый цвет резко контрастирует с сине-белой клеточной поверхностью. На заднем плане - красный выступ, рисунок белой плитки с зелеными стыками, и трудно различимая форма желтого и охристого цвета. Огромная разница между маленькой головой женщины и остальной части тела, особенно удлиненных конечностей. Телесный тон нанесен ровно - впечатление объема создается исключительно за счет изогнутого контура фигур, который подчеркивается темной линией. На протяжении недель Матисс неоднократно менял изображение, моделью для которого служила его давняя соратница Лидия Делекторская. В более чем 26 редакциях он абстрагировал фигуру до такой степени, что в конечном итоге она выглядит так, как будто она была объединена с картиной. В работе уже обнаруживается непосредственная близость к более поздним силуэтам Матисса.
"Интерьер с этрусской вазой", Ницца, 1940 год.
Холст, масло. Кливлендский Художественный Музей, дар Фонда Ханны, 1952 год.
"Одалиска в черном кресле", Ницца, 1942 год.
Холст, масло. Частная коллекция.
"Большая сидящая обнаженная", Ницца, около 1922-1929 годов.
Бронза. Миннеапольский институт искусств, дар корпорации Дэйтон Хадсон.
Седьмой зал. Ванс и последние картины.
Седьмой зал. Ванс и последние картины.
В разгар ВМВ, в 1941 году, у Матисса обнаружили рак толстого кишечника и он едва пережил операцию. Большую часть времени он был прикован к постели, во времена облегчения он писал очень мало. Он начал создавать свои первые самостоятельные силуэты, которые раньше служили ему скорее подспорьем для его картин. В 1943 году, столкнувшись с угрозой бомбардировки Ниццы, он бежал вглубь страны, в Ванс, где поселился на вилле Ле Рев. Его последние картины были созданы там до 1948 года, в основном это красочные виды интерьера его студии.
"Кресло Рокайль", 1946 год, Ванс.
Холст, масло. Музей Матисса, Ницца. Наследие мадам Матисс, 1960 год.
"Дама в белом платье", Ванс, 1946 год.
Холст, масло. Постоянная коллекция Центра Искусств Де-Мойна, подарок Джона и Элизабет Бейтс Коулс, 1959 год.
"Ветка сливы на зеленом фоне", Ванс, 1948 год.
Холст, масло. Пинакотека Аньелли, Турин.
"Азия", Ванс, 1946 год.
Холст, масло. Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт, Техас. На картине изображена внушительная женская фигура на красном фоне с вкраплениями черных арабесок. Вертикальное выравнивание тела нарушается динамичными линиями мантии, жемчужного ожерелья, головы и рук. Лицо, волосы, одежда и руки определяются темными линиями, соответствующими декору фона. Отдельные цветовые области точно сбалансированы. Сине-зеленые глаза точно соответствуют тону жемчужного ожерелья. Красный фон, охра кожи и цвета тканей образуют красочное единство с контрастным черным цветом волос. Название "Азия" предполагает, что это олицетворение азиатского континента. Но это также может относиться к китайской накидке, которую модель носит поверх платья. Оба предмета одежды происходят из частной коллекции текстиля Матисса, которую он часто использовал для своих работ. Модель - Эльвира Жозефина Ван Хайфт, неоднократно позировавшая Матиссу. Она родилась в бельгийском Конго, изучала философию в Бельгии и познакомилась с художником через друзей - литераторов.
"Красный интерьер, натюрмолрт на синем столе", Ванс, 1947 год.
Холст, масло. Коллекция произведений искусства Северного Рейна-Вестфалии, Дюссельдорф. Приобретена в 1964 году на пожертвование Западногерманского радио.
"Интерьер с египетской занавеской", Ванс.1948 год.
Холст, масло. Коллекция Филлипса, Вашингтон. Округ Колумбия. Приобретена в 1950 году.
"Интерьер в стиле нуар с папоротником", Ванс, 1948 год.
Холст, масло. Фонд Бойелер, собственная коллекция. Эта удивительная картина - одна из последних, которую Матисс создал на вилле "Ле Рев" в Вансе, на юге Франции, прежде, чем он полностью перешел к вырезанию из бумаги. Она демонстрирует крайние цветовые контрасты и плотное сочетание различных крупномасштабных узоров в сложной композиции. Ярко раскрашенный папоротник кажется гораздо более живым на фоне красной стены, чем буйная природа за окном, которая здесь, как и в других поздних интерьерах, становитсякартиной в картине через рамку. Динамичные линии стеблей перекликаются с линиями ножек стола. Та, что слева, беспечно проникает сквозь очертания сидящей фигуры, которая кажется пассивной по сравнению с живыми объектами. По форме и цвету пол сочетается с цедрой лимона на столе, создавая успокаивающий противовес в композиции. Простой черный коврик внизу поддерживает пространственное впечатление от интерьера с его ракурсом и в то же время поддерживает подпись и информацию о годе создания.
Восьмой зал. Последние несколько лет:  новое изобретение в резке бумаги. Мишель Сима, силуэты Матисса во время их создания в студии.
Восьмой зал. Последние несколько лет: новое изобретение в резке бумаги. Мишель Сима, силуэты Матисса во время их создания в студии.
В 1949 году Матисс вернулся в свою квартиру в бывшем отеле "Регина" в Симье, недалеко от Ниццы. Там он интенсивно работал над вырезками из бумаги: Вырезал фигуры из цветной бумаги, которые комбинировал на стенах студии, создавая различные композиции. В этом взаимодействии живописи, рисунка и скульптуры, он в старости заново открыл себя как художник. "Я разрезал ножницами ранее цветную бумагу и одним движением добавил линию к цвету и контур к поверхности". Ранее в своих картинах "Океания" он рассказывал о впечатлениях от поездки на Таити 15-летней давности. В последние годы жизни он наконец создал знаменитую серию "Голубые файлы". Анри Матисс умер в Ницце в 1954 году в возрасте 84 лет.
"Акант", Ницца, 1953 год.
Бумага, гуашь, уголь, холст. Фонд Бойелер, собственная коллекция.
"Голубая обнаженная I", 1952 год. Ницца.
Бумага, гуашь, холст. Фонд Бойелер, собственная коллекция.
"Голубая обнаженная лягушка", 1952 год. Ницца.
Бумага декупажная, гуашь, холст. Фонд Бойелер, собственная коллекция.
"Голубая обнаженная II", 1952 год. Ницца.
Бумага, гуашь, холст. Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж. Приобретено в 1982 году.
"Обнаженная синяя с зелеными чулками". Ницца 1952 год.
Бумага, гуашь, холст. Фонд Луи Вуиттона, Париж. В ярком живописном пространстве плывет обнаженная женская фигура в сопровождении двух листообразных водорослей. Благодаря своей синей и пурпурной окраске тело похоже на растения, только ноги развивают собственную зеленую жизнь. Здесь Матисс объединил две центральные темы своих вырезок из бумаги: синюю обнаженную женскую фигуру и декоративные растительные формы. В отличии от детальных пространственных замыслов его картин, эта работа в натуральную величину максимально уменьшена. Одни лишь четкие контуры вырезанных из бумаги фигур оживляют неопределенное пространство изображения, поэтому основное внимание уделяется внешнему виду фигуры. Матисс сравнил работу над вырезками из бумаги со скульптурой: "Рисование ножницами. Резание непосредственно в краске напоминает мне прямой удар резцом скульптора". В его папье - декупе сочетается рисунок с живописью и со скульптурой. Они растворяют традиционные противоположности, такие как передний план и фон, орнамент и фигура человека, - в пользу плавных форм, обладающих потенциалом трансформации.
"Небо Океании". 1948 год.
Фонд Бойелер, собственная коллекция. На светло - коричневом полотне среди абстрактных водорослей, резвятся белые морские и небесные существа. Бордюры водорослей снаружи разграничивают ритмичные композиции. Эти мотивы - поздний отголосок впечатлений от поездки Матисса на Таити, предпринятой им в 1930 году. Композиции созданы скорее случайно: художник прикрепил булавкой вырезанную из белой бумаги ласточку к грязному пятну на обтянутой тканью стене в своей квартире на бульваре Монпарнас в Париже. Затем последовали вырезанные рыбы и другие мотивы, и вскоре вся поверхность стены была покрыта различными бумажными фигурами.
"Море Океании", 1948 год.
Фонд Бойелер, собственная коллекция. В отличии от других своих вырезок из бумаги, в данном случае Матисс в сотрудничестве с лондонским дизайнером по текстилю Зикой Ашер, перенес эфемерные композиции с помощью трафаретной печати на льняную ткань, структура и цвет которой точно соответствовали настенному покрытию. Этот сложный процесс занял более двух лет.
"Четырехлепестковый цветок". Ванс, 1946 год.
Частная коллекция, Люксембург.
"Красный крест", Ванс, 1947 год.
Частная коллекция.
"Бархат". Ванс. 1947 год.
Фонд Бойелер, собственная коллекция.
"Белые водоросли на красном и зеленом". Ванс. 1947 год
Фонд Бойелер, собственная коллекция.
Мишель Сима, силуэты Матисса во время их создания в студии.
Мишель Сима, силуэты Матисса во время их создания в студии.
Поместье Мишеля Сима, любезно предоставлено доктором Сима, в 1948 году.

Цикл материалов "Кантон Базель Штадт, Швейцария."

  1. Базель — город трёх государств, или — самый нетуристический город Швейцарии
  2. Замечательная парная выставка: Эль Греко — Пикассо. Вехи творчества и главные события
  3. Выставка Эль Греко — Пикассо. Параллель
  4. Водил меня Серега — Один час восторга с Ван Гогом
  5. Водил меня Серега... выставка Писсарро, часть 1
  6. Писсарро и другие импрессионисты. Часть 2
  7. Выставка скандального Бэнкси в тихом Базеле
  8. Выставка скандального Бэнкси в Базеле, в дополнение к фотоальбому. Видео самоуничтожения картины
  9. Диалог Родена и Арпа в Базеле после карантина
  10. Матисс, Дерен и их друзья. Залы 1-3.
  11. Матисс, Дерен и их друзья. Залы 4 - 6.
  12. Матисс, Дерен и их друзья. Залы 6-8. Путешествия и работы - пейзажи и портреты — из путешествий. Ранние работы — прорыв
  13. Анри Матисс — персональная выставка
  14. Миллион алых роз — знакомство с Пиросмани
  15. «Рожденные в Украине» — выставка в Базеле
  16. Фонтан — механическая фантазия
  17. Китайский танец в Швейцарии и в мире
  18. Цолли — зоопарк в Базеле, один из лучших в мире
  19. Ботанический сад не только для ботаников! Старейший в мире!

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому
[ 0,22433 ] / [ 75 ] / [ 0,16144 ]