Фотоальбом

Миллион алых роз — знакомство с Пиросмани

22 41
iPhone 14 Pro
Запустить слайдшоу

Цикл материалов "Кантон Базель Штадт, Швейцария."

  1. Базель — город трёх государств, или — самый нетуристический город Швейцарии
  2. Замечательная парная выставка: Эль Греко — Пикассо. Вехи творчества и главные события
  3. Выставка Эль Греко — Пикассо. Параллель
  4. Водил меня Серега — Один час восторга с Ван Гогом
  5. Водил меня Серега... выставка Писсарро, часть 1
  6. Писсарро и другие импрессионисты. Часть 2
  7. Выставка скандального Бэнкси в тихом Базеле
  8. Выставка скандального Бэнкси в Базеле, в дополнение к фотоальбому. Видео самоуничтожения картины
  9. Диалог Родена и Арпа в Базеле после карантина
  10. Матисс, Дерен и их друзья. Залы 1-3.
  11. Матисс, Дерен и их друзья. Залы 4 - 6.
  12. Матисс, Дерен и их друзья. Залы 6-8. Путешествия и работы - пейзажи и портреты — из путешествий. Ранние работы — прорыв
  13. Миллион алых роз — знакомство с Пиросмани
  14. «Рожденные в Украине» — выставка в Базеле
  15. Фонтан — механическая фантазия
  16. Китайский танец в Швейцарии и в мире
  17. Цолли — зоопарк в Базеле, один из лучших в мире
  18. Ботанический сад не только для ботаников! Старейший в мире!

Знакомство оказалось неудачным. Я вообще никогда не интересовалась примитивным искусством, но подумала, что, возможно, вживую будет другая энергетика и я изменю свое отношение (как поменяла его на выставках Файнингера, Мунка), но нет — ничего не зацепило совсем. Просто было интересно.

Что рассказывают о Пиросмани устроители выставки?

«Грузинский художник Нико Пиросмани (1862 — 1918 г.) — один из загадочных одиночек современного искусства. Он писал картины, которые нравились как людям на улицах, так и художникам — авангардистам. В этой широкой оценке его работы можно сравнить с работами Марка Шагала, Винсента Ван Гога или Анри Руссо. Пиросмани был мастером сокращения и концентрации. Всего несколькими мазками кисти художник превращал повседневность в необыкновенное. В своем искусстве он объединил традиции, народную культуру, и духовность с современным визуальным языком. Для этого он изобрел увлекательный и неповторимый стиль живописи: использовал глубокую черную клеенку, служившую основой для его изображений, как фон, так и для показа переднего плана. Он заставлял сиять цвета интенсивно и придавал фигурам выразительность.

Нико Пиросмани родился в крестьянской семье. Рано осиротев, он в 1870 году приехал в Тбилиси, где жил в богатой семье. Он освоил различные профессии, и стал художником. Помимо заказной работы в качестве художника по вывескам, он создавал портреты, пейзажи, натюрморты и изображения животных. В 1912 году картины Пиросмани «открыли» молодые художники Илья и Кирилл Зданевичи и Михаил Ле-Дантю, а в следующем году их показали на выставке авангарда в Москве, где экспонировались работы Марка Шагала, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова и Казимира Малевича. В 1918 году художник умер в полной нищете. Сегодня Пиросмани — самый известный художник Грузии.

Выставка организована Фондом Бойелера, и Музеем современного искусства Луизианы, Дания. В сотрудничестве с Национальным музеем Грузии и Министерством культуры, спорта и молодежи Грузии, а также при коллегиальной поддержке фонда «Инфинитарт». Если не указано иное, все картины из Музея Изобразительных Искусств Грузии Шалвы Амиранашвили, Национального музея Грузии, Тбилиси. Выставку поддерживают частные фонды и покровители.

"Застолье с шарманщиком Датико Семелом"
1906 год. Масло на клеенке.
"Натюрморт с куском сахара" - фрагмент вывески ресторана в Дидубе.
Масло на жести. Государственный музей Мирзаани Нико Пиросманишвили, Национальное агенство по сохранению культурного наследия Грузии. Этот почти монохромный натюрморт напоминает тщательно выставленную выкладку различных продуктов - колбас, сахарной головы в центре картины, рыбы. Все внимание сосредоточено на ритмической композиции округлых форм и изогнутых линий на поверхности изображения, которая дополнительно усиливается обрамляющей белой линией. Точная пространственная ситуация остается неопределенной. Объекты, выполненные в ярко-белом и прохладно синем цветах, выделяются на фоне глубокого, расплывчатого черного цвета. Сосиски изображены висящими на крючках, а рыба кажется плавающей на заднем плане. Это усиливает сюрреалистический характер изображения.
"Рыбак в красной рубашке".
Масло на клеенке. Фигура рыбака, включая ведро и улов, вписаны в формат несколькими смелыми мазками кисти. При прямом взгляде на картину, фигура кажется живой, словно рыбак на короткое время остановил свою рыбную ловл, ради живописца. Для образа Пиросмани характерно особенно эффективное использование средств. Скромный выбор основных цветов - красный, желтый и синий - лишь в нескольких местах дополнен белым, что придает черной поверхности живописи интенсивное сияние. Пиросмани также максимально сокращает пространство - текущая вода обозначена схематичными белыми мазками, а заросший берег обозначен желтым. Этот особый стиль живописи придает портрету обычного человека универсальность, выходящую далеко за рамки индивидуального портрета или жанровой сцены. Он напоминает иконы и средневековые изображения святых, превращает желтую рыбацкую шляпу в нимб.
"Олень".
Масло на клеенке.
"Олень на фоне пейзажа".
1913 год. Масло на картоне.
"Белая медведица с детенышами.
Масло на картоне. В творчестве Пиросмани много изображений животных, которые чвсто заполняют формат, а их ландшафтная среда обитания показана лишь отрывками. Художника, кажется, меньше заботила анатомическая правильность, чем творческое эмоциональное содержание. Медведь - опасный хищник. Это видно по когтям, выделенным бликами. Однако общее впечатление от картины определяется тем, как расположены животные. Тело медведицы занимает всю ширину формата, она выглядит большой, тяжелой и устойчивой. Ее голова слегка поворачивается к нам, защищая двух крошечных детенышей, приютившихся у ее передних ног. Мех медведя кажется мягким и пушистым, на черной живописной поверхности плотными слоями переплетаются тончайшие линии и точки белого и оранжевого цветов. Сочетание силы и мягкости напоминает человеческие качества, поэтому данное изображение предстает своего рода семейным портретом или символом родительской любви и заботы.
Натюрморт
Натюрморт".
Масло на клеенке.
"Крестьянка с детьми носит воду".
Масло на клеенке.
"Бегущий олененок".
Масло на картоне.
"Лиса".
Масло на картоне.
Портрет Александра Гаранова
Портрет Александра Гаранова".
1906 год. Масло на клеенке.
"Белая свинья с поросятами".
Масло на картоне.
"Женщина с пивной кружкой".
Масло на клеенке. Эта картина была частью авангардной выставки "Смешение" ("Мишень") в Москве в 1913 году, вместе с работами Шагала, Гончаровой, Малевича и Ларионова. В то время тема была необычной: женщина, которая пила алкоголь в одиночестве на публике. Сдержанное, но эффективное использование творческих средств и сегодня поражает воображение. Пиросмани использовал всего три цвета: красный, белый и желтый. Здесь он также ловко использовал цвет черного фона картины в качестве четвертого цвета, опустив его для создания мотива. Благодаря расположенным близко друг к другу цветовым блокам стола и юбки сцена имеет спокойный характер, а фигура кажется совершенно заземленной, несмотря на изящный стульчик, о котором лишь намекают. Одна рука расслабленно лежит у нее на коленях. Другой она поднимает красную пивную кружку. На черном фоне этому уделяется особое внимание - цветовой акцент также служит для поддержания баланса композиции.
"Медведь в лунную ночь"
Масло на картоне.
Парная работа - диптих.
Парная работа - диптих.
"Грузчик с винной бочкой"
Масло на клеенке.
"Грузчик с бурдюком".
Масло на клеенке.
"Сидящий желтый лев"
Масло на картоне.
"Арсенальный холм ночью"
Масло на клеенке. На пейзажном изображении показана ночная сцена за воротами Тбилиси. Более половины формата портрета занимает пасмурное небо с полной луной, под которой изображен дрожащий пейзаж. На переднем плане, между воловьей повозкой и скромным домиком, крестьянская пара греет руки у пылающего костра. Мотив, залитый лунным светом, контрастно задан несколькими белыми мазками на черном фоне. Над ним темной полосой на фоне гор тянется город, из которого видны только освещенные окна домов, обозначенные желтыми точками. Картина впечатляюще демонстрирует контраст между деревней и городом, который усилился во времена зарождающейся индустриализации и модернизации и который до сих пор характеризует Грузию. В картине эти миры примиряются посредством поэтического ночного неба, парящего над всеми противоречиями.
"Конокрад".
Масло на клеенке.
"Маленький продавец дров".
Масло на клеенке.
"Жираф".
Масло на клеенке. В этой картине доминирует изображение жирафа, тело которого полностью заполняет формат по высоте, и по ширине. Пропорции неправильные, как и цвет и рисунок меха. Характер животного проявляется очень ясно. Взгляд с наклоненной головой кажется нежным. Ноги, заканчивающиеся над линией горизонта, придают жирафу удаление. Он крупный, но не монументально выведенный. Его изящные копыта придают элегантный и застенчивый вид. В уголке глаза видна слеза. Этот очеловечивающий способ изображения животных напоминает картины его французского современника Анри Руссо. Как и он, Пиросмани никогда не встречал в реальности неевропейских животных, которых он изображал. Он видел жирафа только на иллюстрациях или читал его описания. После того, как в 1827 году на корабле из Александрии в Марсель живым был доставлен жираф по кличке "Зарафа", по Европе распространилась беспрецедентная жирафомания.
"Поезд в Кахетии".
Масло на картоне. Отдавая дань современности, Пиросмани с помощью всего лишь нескольких мазков кисти делает и остановку, и движение яркими. Остановка видна с первого взгляда. Жесткие тени указывают на ночную сцену, как и желтое освещение вагонов, перед которыми вырисовываются вилуэты пассажиров, одному из которых вручается бурдюк, сделанный из шкуры животного. Еще трое лежат на переднем плане вместе с пустыми бочками и винными амфорами. Во времена Пиросмани поезд был еще относительно новым видом транспорта. Его скорость обозначена здесь паром локомотива и размытостью пейзажа, а также колесами и путями под вагонами. Мотив напоминает период жизни художника, когда он работал тормозным мастером на Закавказской железной дороге. На этой сложной и малооплачиваемой работе Пиросмани увидел Черное море и разные районы Кавказа.
"Девочка с воздушным шариком".
Масло на картоне.
"Бездетные миллионеры и бедная женщина с детьми".
Масло на клеенке. Похоже, Пиросмани хотел проиллюстрировать контраст между богатыми и бедными: слева величественная пара, украшенная драгоценностями и в элегантной одежде, справа мать с тремя детьми, младшего из которых она сейчас кормит грудью. Расстояние между ними усиливают два пня на заднем фоне. Они символически контрастируют с младенцем, олицетворяющим цветущую жизнь. Пара выгляди активной в своих жестах, как будто они обращаются к бедной семье. Пиросмани написал по-русски тонкой кистью: "миллионер, бездетный" и "бедная женщина с детьми". Это дает основание предположить, что здесь изображена торговля. Однако взгляды всех участников вопросительно обращены на зрителей. В конечном итоге картина выступает как сцена, на которой художник показывает нам, как произвольно судьба берет и дает.
Канатная дорога в Тбилиси.
Канатная дорога в Тбилиси.
Масло на клеенке.
"Паром в Дидубе".
Масло на клеенке.
"Татарский погонщик верблюдов"
Масло на картоне.
"Повар".
Масло на клеенке. Портретные картины Пиросмани изображают людей самых разных социальных слоев. Социальные различия между богатыми и бедными, влиятельнгыми и подчиненными, людьми из столици и с периферии, и даже со "дна" общества, не имели для него никакого значения. В своих картинах Пиросмани уделял всем одинаковое почтительное внимание.
"Кормилица с ребенком".
Масло на клеенке.
"Дворник".
Масло на клеенке. Пиросмани написал несколько портретов работников дома для владельца сада развлечений "Эльдорадо в Тбилиси". Помимо портретов кухарки и кормилицы, был создан портрет дворника. Он изображен с буйно растущей бородой и в слегка согнутой скромной позе. Фартук и кокарда на фуражке, а также палка указывают на его функции. За счет фронтального, форматонаполняющего изображения фигура приобретает монументальность, и прямой, пронзительный взгляд - он не только дворник, он еще и смотритель.
"Красавица из Ортачалы с веером".
Масло на клеенке.
Парная картина - диптих.
Парная картина - диптих.
В диптихе двух "Красавиц" из тогдашнего тбилисского развлекательного района Ортачала Пиросмани смешал элементы, указывающие на частную ситуацию, с теми, которые можно отнести к общественному пространству. Две фигуры, лежащие на подушках, изображены с обнаженными руками и открытым декольте, и в то же время они одеты в чулки и туфли. Нижняя часть тела покрыта простыней, собранной под грудью. Ближе к нижнему краю изображения эта ткань словно разжижается. Впечатление о водоеме усиливаются от стилизованного изображения растений и птиц, напоминающих садовую сцену. Картина напоминает традицию изображать лежащих или купающихся женщин в истории западного искусства. Однако плоский дизайн с растительным орнаментом также отсылает к образности традиционного грузинского народного искусства. Пиросмани сочетает в своей композиции самые разные влияния на современный лад.
"Красавица из Орчаталы"
Масло на клеенке.
"Красавица из Ортачалы".
Масло на клеенке.
"Заяц в лапах орла".
Масло на картоне.
"Козел".
Масло на картоне.
"Праздник на реке Цхенискали".
Масло на клеенке.
"Грузинка с бубном".
1906 год. Масло на клеенке. Во времена Пиросмани Тбилиси называли Восточным Парижем. Здесь влияние Парижа и Мюнхна встретились с местной грузинской культурой и культурами азиатского региона, особенно Персии. Это изображении женщины с бубном является отражениепм этих обстоятельств. Истоки дайры (каркасный барабан) лежат в Месопотамии около 3000 года до н.э. В 18 веке она была неотъемлимой частью городской легкой музыки Тбилиси с персидским влиянием. Играемая преимущественно женщинами под аккомпанимент песен и танцев в исполнении солисток, она еще в начале 20 века считалась символом образцовой женственности: так писал писатель и журналист Лосеб Гришашвили в своей книге в 1927 году. Там говорилось, что каждой молодой грузинке рекомендуется играть на бубне.
"Три оленя у источника".
Масло на картоне.
"Праздник Святого Георгия в Болниси"
Масло на картоне. Эта пейзажная панорама напоминает театральную сцену. Пиросмани выстроил пространственное представление по сложной диагонали. В результате на склонах горо появляются многочисленные смещенные уровни, на которых хорошо видны разные сцены, и не каждая деталь нам понятна. И все же, становится ясно, что художник показывает картину мира, который нам открывается. Он предлагает пространство для множества различных действий отдельных лиц, которые объединяются только в более крупное целое. Повествовательные пейзажные картины, подобные этой, занимают центральное место в творчестве Пиросмани. Хотя художник еще ребенком покинул село Мирсаани и с тех пор жил в Тбилиси, вида города играют второстепенную роль.Его изображение общественной жизни всегда заложено в изображении целостной природы.
"Женщина с цветами и зонтиком".
Масло на клеенке.
"Барашек и пасхальный стол с летающими ангелами".
Масло на картоне. На сегодняшний день эта картина кажется почти сюрреалистической. Разные элементы собраны близко друг к другу, и объединены разными уровнями реальности. Судя по мотивам двух крестов, некоторые предметы можно считать символами христианской Пасхи: овца - как символ Агнца Божьего, ее белый мех - как символ чистоты и мира, а красный - как символ Иисуса, его смерти. Однако внешне это изображение животного, мирно пьющего перед празднично накрытым столом на поляне. Явно сверхъестественные головы крылатых ангелов своим простым стилем живописи тесно связаны с ветвями деревьев и птиц. В сочетании с желтыми цветами травы золотые птичьи крылья излучают особое, нереальное сияние. Одухотворенность в композиции Пиросмани заключена не только в символах, но и в изображении одушевленной природы.
"Банкет пяти принцев".
1906 год. Масло на клеенке. Эта картина - одна из немногих, датированных работ художника. Как и большинство изображаемых им торжеств, банкет происходит под открытым небом. Событиен показано крупным планом, и изолированно, оно выглядит праздничным, но не экстравагантным. Мужчины, все в одинаковой одежде, спокойно сидят за столом, не выражают никакой мимики и кажутся неподвижными. Только двое, по богам, подняли рога для питья. Стол Супра, традиционного грузинского застолья, выглядит скромно: избранные блюда расставлены аккуратно, как в натюрморте, а перед ними на полу лежит бурдюк. Ограничивая элементы повествования, эффект цвета и симметричной композиции может развиться еще сильнее. Эта форма изображения обнаруживает различные влияния, такие как изображения Тайной Вечери, а также сцены банкета из традиционных грузинских праздников.
"Кабан"
Масло на клеенке.
"Доктор на осле".
Масло на картоне. На картине изображен всадник среди бесплодного пейзажа. Его величественная одежда контрастирует с внешним видом скакуна, осла, которым он управляет без узды, используя простую ветку. Судя по названию, изображенный человек - врач. Возможно, он едет навестить кого-то больного, потому что он смотрит прямо перед собой и твердо смотрит на дорогу. Осел, в свою очередь, поворачивается к нам, его короткие ноги двигаются в умеренном темпе. Фон разделен на две большие области, небо и землю, без деталей ландшафта. Необычная сегодня, такая сцена была довольно распространена в сельской местности во времена Пиросмани. Однако мотив напоминает и известную христианскую тему в живописи: въезд Иисуса в Иерусалим. Поэтому вполне понятно, что русский художник Михаил Ле-Данту, увидев картину, воскликнул: "Это современный Джотто!"
"Косуля у ручья".
Масло на картоне. Эта картина висит в отдельном зале в паре с женским портретом и розой - сетильником в центре. Грузинский художник Андро Векуа, живущий в Берлине, выбрал ее и построил постановку, напоминающую часовню (от себя - обычный зал, только вместо крашенных стен - тканевая драпировка). Сочетание светильника - розы (на след. фотографии), созданного специально для этой комнаты, белой драпировки и женского портрета, создает неповторимую атфосферу. Это создает культовый облик, передающий духовность образов Пиросмани, часто скрытую от взгляда зрителей. Векуа написал в каталоге выставки: "Однако, "Косуля у ручья" показывает то, чего не следует видеть. Есть действие, и это действие совершенно особенное. Косуля не знает, что ее видят, потому что она пьет воду, когда рядом никого нет. Это действие придает работе уязвимость, которая открывает картину и дает зрителю больше места для сопереживания".
Тея Джорджадзе (1971 Тбилиси - н.вр. Берлин)
Тея Джорджадзе (1971 Тбилиси - н.вр. Берлин) "Лицо".
Масло и карандаш на холсте. Эта грузинская художница приняла активное участие в создании зала, посвященного биографии Пиросмани. (следующее фото).
"В лучах света" Андро Векуа (1977, Сухуми - н.вр. в Берлине)
2023 год. Инсталляция из алюминия, бронзы, эмали. 2023 год. Что с розами? По неподтвержденной информации, в 1905 году, Пиросмани из любви к Маргарите де Севр, французской актрисе и певице, продал все свое имущество, чтобы подарить ей, как гласит легенда, миллион алых роз. Именно, легенда, так как никакого имущества у Пиросмани не было.
"Актриса Маргарита".
Масло на клеенке. А вот портрет любимой женщины он, действительно, создал. В 1982 году Алла Пугачева исполнила песню "Миллион алых роз", повествующую о трагической любви Пиросмани к французской актрисе Маргарите де Севр. В интерпритации Пугачевой она стала одной из самых известных советских песен.
Во времена Пиросмани Тбилиси был одним из оживленнейших и прогрессивных культурных городов Европы. Художественная сцена там была в контакте с международным авангардом. Тбилиси был городом дадаизма, символизма, футуризма, новаторского театра, радикальной литературы и экспериментального кино. Здесь художники встречались в тавернах и кафе, чтобы создавать и прославлять новое искусство. В этой среде картины Пиросмани попали на благодатную почву. Их следует понимать как часть современности в Грузии, и их можно отнести к европейской современности.
Единственный известный портрет Пиросмани 1916 года, фотография сделана Эдуардом Кларом, и впервые опубликован в газете
Единственный известный портрет Пиросмани 1916 года, фотография сделана Эдуардом Кларом, и впервые опубликован в газете "Сахалхо Пурцели" - "Общественная газета". Имя художника может писаться по-разному в зависимости от контекста: помимо официального имени
Нико родился в 1862 году в Мирсаани, в селе в восточной части Грузии. 1861 - 1870 годы: экономические трудности вынудили семью переехать в Южную Грузию, где отец Пиросмани устроился батраком на винодельне дворянина Ахверди Калантарова. 1870 - 1889 гг.: в 1870 году Пиросмани потерял обоих родителей и старшего брата. Восьмилетний Нико остался с семьей Калантаров и переехал с ними в Тбилиси. Он научился читать по-грузински и по-русски, его водили на театральные представления. В 1888 году Пиросмани открыл в Тбилиси мастерскую по изготовлению вывесок для ресторанов. 1890-1894 гг.: в этот период он работал тормозником на Закавказской железной дороге. В 1894 году он открыл на окраине Тбилиси магазин по продаже молочных продуктов. В 1901 году молочный бизнес обанкротился и закрылся. Затем Пиросмани посвятил себя исключительно своему искусству. Будучи художником без постоянного места жительства, он начал украшать своими картинами таверны в обмен на комнату и еду, и с тех пор вел кочевой образ жизни. 1912 - 1913 гг.: молодые грузинские художники Илья и Кирилл Зданевич и Михаил Ле-Дантиу, приехавшие из Москвы, обнаружили в кабаках картины Пиросмани. Они стали восторженными поклонниками художника. 10.02.1913. в грузинской газете "Голос Закавказья" появилась статья Ильи Зданевича о Пиросмани. Его работы взяли на выставку в Москву.
Тбилиси, гостиница
Тбилиси, гостиница "Лондон" и "Гранд Отель", гора Давида и часовня в Александровском парке, Георгиевская и Армянская церкви, около 1900 года.
В 1914 году Илья Зданевич обвинил грузинских художников и критиков, которые продолжали игнорировать Пиросмани. Он начал компанию в Тбилиси по экспонированию и коллекционированию картин художника. К этой инициативе присоединилась группа молодых художников, включая Дмитрия Шеварднадще, основавшего в 1920 году Национальную галерею Грузии, и другие представители модернизма. Но выставка Пиросмани в Париже пришлось закрыть досрочно из-за начала ПМВ. В 1916 году, 5 мая, Илья Зданевич организовал однодневную выставку работ Пиросмани из собственной коллекции. 25 мая Пиросмани приглашен на заседание вновь созданного Общества грузинских художников (именно там сделана единственная фотография Пиросмани). В газете "Сачалч пурзели" опубликовали карикатуру, очерняющую Пиросмани, как необразованного человека. Он чувствовал себя настолько оскорбленным, что разорвал все связи с Обществом грузинских художников и переехал куда-то, не сообщив никому адреса. В 1917 году, после длительных поисков, его нашел художник Ладо Гудиашвили, который должен передать Пиросмани сумму денег от Общества. В 1918 году Пиросмани умер 5 мая, в полной нищете и его могила не сохранилась.
Иллюстрированное приложение к газете
Иллюстрированное приложение к газете "Сачалчо Пурзели" от 19.06.1916.
На карикатуре изображены Нико Пиросмани, и, вероятно, поэт Григол Робакидзе.
Тбилиси, дворец, собор Александра Невского и гостиница
Тбилиси, дворец, собор Александра Невского и гостиница "Ориент".
Около 1900 года. Национальный музей Грузии, фонд Дмитрия Ермакова.
Тбилиси, Мтацминда Пантеон.
Тбилиси, Мтацминда Пантеон.
Национальный музей Грузии, фонд Дмитрия Ермакова.
Тбилиси, Духан (трактир), около 1900 года.
Тбилиси, Духан (трактир), около 1900 года.
Национальный музей Грузии, фонд Дмитрия Ермакова. Ни в одном другом месте Грузии жизнь и искусство не соприкасались так тесно, как в "Духане", своего рода таверне. Духан был неотъемлимой частью повседневной жизни во времена Пиросмани. Это была сцена для музыки и пения, место для оживленных дискуссий. Там поэты представляли зрителям свои стихи, а художники обсуждали свои последние картины. Старые мифы и легенды были представлены и переосмыслены. Духан был учебным заведением без учителей и школой жизни. Это было место тоски и в то же время идеальный музей, полный жизни и искусства.
Тбилиси, Духан (трактир), около 1900 года.
Тбилиси, Духан (трактир), около 1900 года.
Грузинский национальный музей, фонд Дмитрия Ермакова. Пиросмани часто останавливался в Духане, который стал для него и домом и мастерской. Там он написал множество своих картин и вывесок таверн. Говорят, что гости и владельцы гостиницы высоко оценили творчество Пиросмани. В Духане молодые художники авангарда впервые увидели его искусство.
Тбилиси, церковь Святого Давида, институт здоровья, церковь Святой Нино, фуникулер. Около 1900 года.
Тбилиси, церковь Святого Давида, институт здоровья, церковь Святой Нино, фуникулер. Около 1900 года.
Национальный музей Грузии, фонд Дмитрия Ермакова. Нико Пиросмани не имел классического академического образования, его искусство создавалось вне галерей и музеев. В этом его можно сравнить с такими художниками, как Фрида Кало, Анри Руссо или Винсент Ван Гог. В последние годы грузинские искусствоведы, в частности, представили Пиросмани в новом свете. Собрали каталог к выставке.
Тбилиси, здание
Тбилиси, здание "Малого круга".
Грузинский национальный музей, фонд Дмитрия Ермакова. Откуда родом искусство Пиросмани? Откуда он черпал вдохновение? Благодаря недавним исследованиям выявился весь спектр его источников: от надгробий и фресок в церквях, до столового серебра, персидских миниатюр, открыток, фотографий, иллюстраций и рекламных материалов. В каталоге выставки историк искусства Ана Шаншиасвили говорит: "Глядя на его картины, можно увидеть различные традиции, уходящие корнями в грузинское наследие, и то, как Пиросмани удалось объединить их, не превратив это в простое копирование".
Тбилиси, алея в парке Муштаид.
Тбилиси, алея в парке Муштаид.
Грузинский национальный музей, фонд Дмитрия Ермакова. В 1921 году большевики вторглись в Грузию, что положило конец недолгой независимости, достигнутой только в 1918 году. При Иосифе Сталине, грузине, началось насильственное присоединение его родной страны к Советскому Союзу. За этим последовали печально известные сталинские чистки, в результате которых погибли миллионы людей, в том числе многие грузинские деятели искусства. В результате этого знания о грузинской современности были в значительной степени стерты. Лишь в последние 20 лет достижения грузинского авангарда снова были выявлены и понятны как часть европейской современности.
Тбилиси, Майдан. Продавец коров и лавочник. Около 1900 года.
Тбилиси, Майдан. Продавец коров и лавочник. Около 1900 года.
Грузинский национальный музей, фонд Дмитрия Ермакова. После ВМВ о Пиросмани тоже все больше забывали. В течении 60-х годов его творчество было вновь открыто. Возник своего рода "пиросманский академизм". Выставки Пиросмани проходили в республиках СССР и странах Восточного блока.
Тбилиси, паром через реку Кура от улицы Мухранской, около 1900 года.
Тбилиси, паром через реку Кура от улицы Мухранской, около 1900 года.
Национальный музей Грузии. Фонд Дмитрия Ермакова. Новое открытие Пиросмани в СССР произошло в рамках советской идеологии "национальной по форме, социалистической по содержанию". Искусство должно учитывать местные условия и традиции, но содержание должно быть социалистическим. Советской пропаганде удалось охарактеризовать искусство Пиросмани как специфически грузинское. Его выбрали в качестве прототипического грузина, в жизни которого преобладали вино, еда и чувственные удовольствия и который в то же время олицетворял "изначальный примитив". Эти идеи о Грузии и Пиросмани были результатом колониалистического мышления, которое находит отклик и сегодня.
Тбилиси, Сиони и собор Метехи, Авлабари и замок Метехи, около 1900 года.
Тбилиси, Сиони и собор Метехи, Авлабари и замок Метехи, около 1900 года.
Национальный музей Грузии, фонд Дмитрия Ермакова. Фотография - это искусство, которое изменило мир. Сегодня в этом зале - это открытки - фото и портретные фотографии примерно 1900 года. Они распространялись сотнями тысяч экземпляров, собирались и формировали новый взгляд на реальность.
Армянксий уличный продавец рыбы
Армянксий уличный продавец рыбы "Кинто", около 1900 года.
Национальный музей Грузии, фонд Дмитрия Ермакова. Некоторые образы Пиросмани можно проследить по фотографиям, например, "Рыбак в красной рубашке", две картины носильщиков, паром в Дидубе. В сравнении становится понятно, как Пиросмани свел предмет к главному, в то время как фотографии зачастую полны визуального "вторичного шума". Другие картины, такие как "Портрет Александра Гаранова", очень похожи на студийную фотографию с типичными для того времени постановками.
Фото с выставки
Фото с выставки "Нико Пиросманашвили" в Музее декоративных искусств Парижа. 1969 год.
Фотография Анри Картье-Брессона. На стене картина Пиросмани "Портрет Георгия Саакадзе". Многие из представленных здесь фотографий принадлежат грузинскому фотографу Дмитрию Ермакову (1846 - 1916 годы). Он вел фотобизнес в Тбилиси и много путешествовал по Персии. Он повсеместно документировал повседневную жизнь, образ жизни и обычаи населения. Его негативы сейчас храняться в Национальном музее Грузии.
Журнал
Журнал "Шестое чувство", 1990 год. серия фотографий Пиросмани японского модельера Рей Кавакубо для ее всемирно известного авангардного модного бренда "Ком дес гарсонс".
В 1960-х годах Пиросмани посмертно присвоили звание "Народный артист Грузии". В 1969 году в кинотеатрах вышел поэтический фильм "Пиросмани" грузинского режиссера Георгия Шенгелая. Пиросмани играл Автандил Вараси, который сам был известным шгузинским художником. Фильм вызвал новый интерес к Пиросмани в СССР.
Журнал
Журнал "Шестое чувство", 1990 год. серия фотографий Пиросмани японского модельера Рей Кавакубо для ее всемирно известного авангардного модного бренда "Ком дес гарсонс".
В 1995 году Пиросмани получил большую известность в Западной Европе. Швейцарский куратор Биче Куригер организовала выставку "Знаки и чудеса - Нико Пиросмани и современное искусство" в Кунстхаусе Цюриха.
Тбилиси, павильон в парке Муштаид  (
Тбилиси, павильон в парке Муштаид ("шведский стол"). Около 1900 года.
Национальный музей Грузии, фонд Дмитрия Ермакова. В 2018/19 годах работы Пиросмани демонстрировались в Альбертине в Вене и в Фонде Винсента Ван Гога в Арле.
Нико Пиросмани, издательство H2SO4, Тбилиси, 1923 год. Экслибрис Лосеба Гринашвили.
Нико Пиросмани, издательство H2SO4, Тбилиси, 1923 год. Экслибрис Лосеба Гринашвили.
Тбилиси, площадь Майдан и крепость Метехи, около 1900 года.
Тбилиси, площадь Майдан и крепость Метехи, около 1900 года.
Национальный музей Грузии. Фонд Дмитрия Ермакова.
Каталог произведений Нико Пиросмани, принадлежащих Илье Зданевичу, составленный его матерью, Валентиной Зданевич.
Каталог произведений Нико Пиросмани, принадлежащих Илье Зданевичу, составленный его матерью, Валентиной Зданевич.
Илья Зданевич, один из трех "открывателей" Пиросмани, фигура, которую могла создать только первая половина 20-го века: авангардист, автор, коллекционер, издатель, историк, типограф, дадаист, график, дизайнер, организатор и каталогизатор искусства в Грузии, России и Франции.
Илья Зданевич по прозвищу Иллиазд, в роли Победы кубизма на
Илья Зданевич по прозвищу Иллиазд, в роли Победы кубизма на "Бале Банале" 14 марта 1924 года.
Выросший в Тбилиси, Зданевич впервые познакомился с работами Пиросмани в 1912 году, вместе со своим братом Кириллом и русским художником Михаилом Ле-Дантиу. В 1913 году они представили 4 картины Пиросмани в Москве на важной выставке русского авангарда "Микс" ("Мишень"). Зданевич коллекционировал картины Пиросмани и владел более, чем 50 его произведениями. Пиросмани написал его портрет в 1913 году. В 1930 году Кирилл Зданевич был вынужден передать почти всю коллекцию государству. Сегодня она принадлежит Национальному музею Грузии.
"Портрет Ильи Зданевича", 1913 год. Масло на картоне. Частная коллекция.
В 1920 году Илья Зданевич переехал в Париж. Там он подружился с Пабло Пикассо, Френсисом Пикабиа и Максом Эрнстом, с Робером и Соней Делоне. В 1949 году Кирилл, проживающий в Тбилиси, был приговорен к 15 годам каторжных работ. Он был освобожден в 1957 году. Французскому поэту и коммунисту Луи Арагону ночью отдали картину "Арсенальный холм" при не совсем выясненных обстоятельствах. В 2015 году она была продана на аукционе "Кристи" за 1,5 миллиона долларов, Бидзине Иванишвили, миллиардеру и бывшему премьер - министру Грузии, который подарил ее Национальному музею Грузии.
Пабло Пикассо
Пабло Пикассо "Воображаемый портрет Нико Пиросманашвили", 1914 год. Офорт сухой иглой..
В 1969 году Илья Зданевич посетил первую крупную выставку работ Пиросмани за пределами Восточного блока в Музее Декоративных искусств в Лувре, в Париже. Многие из представленных там картин изначально принадлежали ему, но его имя не упоминалось. В 1972 году он опубликовал свою книгу "Пиросмани" тиражом 78 экземпляров. Каждое издание содержит оригинальную графику Пикассо (как на фото), которую он создал в честь Пиросмани для книги своего друга Ильи Зданевича.

Цикл материалов "Кантон Базель Штадт, Швейцария."

  1. Базель — город трёх государств, или — самый нетуристический город Швейцарии
  2. Замечательная парная выставка: Эль Греко — Пикассо. Вехи творчества и главные события
  3. Выставка Эль Греко — Пикассо. Параллель
  4. Водил меня Серега — Один час восторга с Ван Гогом
  5. Водил меня Серега... выставка Писсарро, часть 1
  6. Писсарро и другие импрессионисты. Часть 2
  7. Выставка скандального Бэнкси в тихом Базеле
  8. Выставка скандального Бэнкси в Базеле, в дополнение к фотоальбому. Видео самоуничтожения картины
  9. Диалог Родена и Арпа в Базеле после карантина
  10. Матисс, Дерен и их друзья. Залы 1-3.
  11. Матисс, Дерен и их друзья. Залы 4 - 6.
  12. Матисс, Дерен и их друзья. Залы 6-8. Путешествия и работы - пейзажи и портреты — из путешествий. Ранние работы — прорыв
  13. Миллион алых роз — знакомство с Пиросмани
  14. «Рожденные в Украине» — выставка в Базеле
  15. Фонтан — механическая фантазия
  16. Китайский танец в Швейцарии и в мире
  17. Цолли — зоопарк в Базеле, один из лучших в мире
  18. Ботанический сад не только для ботаников! Старейший в мире!

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому
[ 0,29293 ] / [ 75 ] / [ 0,22514 ]