Фотоальбом

Морис де Вламинк — бунтарь современности

3 20
iPhone 15 Pro Max
Запустить слайдшоу

В этот приезд в Берлин я, как всегда, не пропустила художественную выставку — Мориса де Вламинка в музее Барберрини в Потсдаме.

Коллекция Хассо Платтнера, состоящая из девяти картин Вламинка, является крупнейшим собранием его работ в Германии. Выставка и коллекция показывают Вламинка как художника, который продолжил импрессионизм в 20 веке с точки зрения живописи и мотивов, и обновил его яркими цветами.

Биография и главные вехи в творчестве Вламинка:

1876 год — 4 апреля, в Париже, родился Морис де Вламинк, в скромной семье. Его отец владел магазином музыкальных инструментов, а мать преподавала игру на фортепиано. Юность Вламинка отменчена тягой к музыке, он рано начал играть на скрипке и зарабатывал этим на жизнь. Примечательно, что на портрете Андре Дерена 1905 года Вламинк изображен не как художник, а как музыкант.

1879 год — Семья переехала в Весине, к западу от Парижа, где Вламинк провел большую часть своего детства и юности. В 1893 году семья поселилась в Шату, деревне нап берегу Сены, которая сейчас является пригородом Парижа, где позже Вламинк открыл свою первую студию. Он активно исследовал сельскую местность вокруг Шату, как увлеченный велосипедист.

1893 год — Вламинк, намереваясь продолжить карьеру музыканта и композитора, начал рисовать как хобби. Местный художник Жюль Робишон познакомил его с основами живописи. Вместе с художникоа Анри Ригалем Вламинк писал на пленэре вдоль долины Сены неподалеку от Шату. Во время поездок в Париж он познакомился с искусством импрессионистов.

1896 год — в начале сентября Вламинк женился на Сюзанне Берли, от которой у него ридились три дочери: Мадлен в 1896 году, Соланж в 1898 году и Иоланда в 1905 году. Молодой отец изначально поддерживал свою семью как скрипач, а также призовыми деньгами от велосипедных турниров.

1897 год — в августе Вламинк перенес тяжелый брюшной тиф, в результате чего его карьера велосипедиста досрочно завершилась. В сентябре он был призван на трехлетнюю военную службу. В офицерской библиотеке своего полка он столкнулся с коммунистическими и анархистскими идеями в трудах таких авторов как Карл Маркс и Элизе Реклю. В начале 20 века он опубликовал ряд статей в анархистских журналах, а затем описывал цель своей фовистской живописи в риторике, безошибочно продиктованной его политической близостью к анархизму. В интервью 1928 года он заявил: «С моими кобальтами и киноварью я хотел сжечь Школу Изящных Искусств и передать впечатления, не задумываясь о том, что было достигнуто в прошлом… жизнь и я или «Я и жизнь».

1900 год — во время двухнедельного отпуска на родине Вламинк познакомился с Андре Дереном, который станет одним из его самых близких друзей. Их обмен усиливает его желание продолжить карьеру художника. С декабря 1900 года по сентябрь 1901 года два художника делили студию в бывшем ресторане на Иль-де-Шату, острову на Сене. Железнодорожный мост рядом со зданием впоследствии станет одним из самых частых мотивов Вламинка (на выставке — четыре картины с этим мостом). Его впервые документированные картины — фигуральные изображения «На прилавке», и «Портрет отца Бужу» — созданы в 1900 году (обе присутствуют на этой выставке). В его последующем творчестве портреты будут играть лишь второстепенную роль по сравнению с пейзажной живописью и натюрмортом.

1901 год — Галерея Бернхайм показала первую ретроспективу Винсента Ван Гога в Париже. В прилагаемом каталоге были перечислены 71 произведение, включая самую известную картину «Звездная ночь». На выставке были представлены многочисленные крупные произведения из частных коллекций Франции, и она знаменовала канонизацию Ван Гога как одного из отцов — основателей современного искусства. Вламинк был глубоко тронут встречей, и второй раз он встретился с работами Ван Гога в 1905 году на Салоне Независимых. Влияние Ван Гога на творчество Вламинка особенно заметно в 1905 — 1907 годах, как в выборе цветов, так и в манере письма и сильно фактурных поверхностей. Многочисленные картины Вламинка явно отсылают к работам Ван Гога. На выставке в Бернхайме Вламинк познакомился с Анри Матиссом, который позже стал лидером фовистов.

1902 год — Вламинк и Дерен начали регулярную переписку, которая продлится до 1914 года.

1904 год — в конце лета Матисс провел несколько недель на Французской Ривьере, где свет вдохновил его на создание большой картины «Роскошь, спокойствие и сладострастие». Яркая цветная композиция отразила влияние пуантилизма Поля Синьяка, которое также проявилось в друих работах. В то время как Дерен и Матисс позже возвращаются на Ривьеру, что бы писать, изображение природы Вламинка сосредоточены на родной долине Сены.

1905 год — По предложению Матисса Вламинк представил 8 картин в Салоне Независимых в Париже, а осенью он участвовал в Осеннем Салоне, где были выставлены 5 его картин, вместе с молодыми фовистами. Журналистский отклик на выставку дал молодым художникам прорыв, и вскоре их работы стали регулярно выставляться вместе. Движение фовизма просуществовало несколько лет, но начало ослабевать с подъемом кубизма. В ноябре арт-диллер Амбруаз Воллар приобрел большую часть работ в мастерской Вламинка, и его финансовая поддержка позволила художнику с этого момента сосредоточиться на живописи.

1907 год — Салон Независимых представил ретроспективу Поля Сезанна, умершего годом ранее, — первую из многих выставок в Париже, которые вызовут настоящую «Сезанновскую лихорадку», — интерес Вламинка к пленэрному миру. Геометризация живописи Сезанна проявилась в начале натюрмортов Вламинка. Это привело к разрыву с яркими красками и яростной манерой письма фовизма.

1908/1909 годы — Жорж Брак и Пабло Пикассо пишут свои первые работы в стиле кубизма, для которого характерно дробление отдельных предметов на геометрически схематизированные плоскости. Многие работы Вламинка, созданные до 1914 года, предполагают интерес к кубизму, движению, от которого он позже решительно дистанцировался.

1910 год — Вламинк написал «Опиум» (представлена на выставке), свою единственную фигуральную работу в стиле кубизма.

1912 год — в Кёльне прошла Международная художественная выставка Специальной Лиги западногерманских любителей искусства и художников. Выставка внесла решающий вклад в канонизацию французского модернизма, отдавая почетное место Ван Гогу и Полю Сезанну. На выставке были представлены 6 работ Вламинка, работы бывших коллег — фовистов — Дерена и Матисса. Работы Вламинка также были показаны на Второй Авангардной выставке в Берлине.

1013 год — Вламинк подписал эксклюзивный двухлетний контракт с влиятельным арт-дилером Даниэлем-Генри Канвейлером. Он был представлен на выставке в НЙ, которая затем отправилась в Чикаго и Бостон, и оказала решающее влияние на восприятие американцами французского современного искусства. Затем работы Вламинка были представлены в Дюссельдорфе, в галерее, которая часто показывала художника вплоть до 1933 года. В 1929 году здесь прошла обширная ретроспективная выставка Вламинка.

1914 год — Вламинка призвали на военную службу, но его освободили от боевых действий на фронте, как отца трех дочерей. ПМВ принесла с собой поворот в живописи и отказ от парижского авангарда. Последующие работы Вламинка остаются нетронутые новациями модернизма, и напоминают вариацию постимпрессионизма. На многих поздних картинах изображены жуткие заснеженные пейзажи, или аграрные мотивы — отголосок импрессионизма. Что касается военных лет, то Вламинк позже писал: «Война преподала мне великий урок. Вся моя уверенность в цивилизации, науке, прогрессе, социализме, была разрушена. Я больше ни во что не верю. У меня есть только уверенность в себе».

1925 год -Вламинк переехал в деревню Ла Турильер неподалеку от Парижа. Он реконструировал свой новый дом и открыл в нем студию.

1929 год — В Дюссельдорфе прошла большая персональная выставка Вламинка. Он опубликовал собственную автобиографию.

1937 год — в ходе нацистской атаки на современное искусство, ряд работ Вламинка из немецких коллекций конфискованы как «дегенеративные».

1941 год — в оккупированном Париже Вламинк наладил контакты со скульптором Арно Брекером, которому покровительствовал Адольф Гитлер, и написал ряд статей, критикующих французский авангард, особенно Пикассо. Он участвовал в поездке в Германию, организованной министерством пропаганды и впоследствии подвергался резкой критике за это. После поездки Вламинк с энтузиазмом описывал культурную политику нацистов в «Паризер Цайтунг»: «На протяжении всего маршрута, во всех городах, музеях и выставках, а также во время наших посещений мастерских художников, я был впечатлен возрождением архитектуры, и скульптуры… Усилия современной немецкой живописи проявляются в возвращении к истокам германского вдохновения. После освобождения от плохо усваеваемых иностранных влияний немецкая живопись вновь обретает национальный путь, предлагающий ей большую свободу выражения». В 1944 году, после освобождения Франции, Вламинку запретили показывать свои работы в течении года из-за его политической позиции во время оккупации.

1947 год — галерея Бинг в Париже организовала двойную выставку фовистских картин Вламинка и Дерена.

1955 год — Работы Вламинка были показаны на Первой Международной Выставке после ВМВ. Выставка была посвящена искусству, которое во времена нацистов считалось «дегенеративным».

1958 год — Вламинк умер 11 октября в Ла Турильере.

Андре Дерен
Андре Дерен "Портрет Вламинка, играющего на скрипке", 1905 год. Музей Артизон, фонд Исибаши, Токио.
Барберини показывает первую за сто лет в Германии ретроспективную выставку Мориса Вламинка, французского художника, совершившего революцию в импрессионизме. Он был одним из самых важных художников классического модернизма. Морис де Вламинк считал себя аутсайдером и бунтовщиком в мире искусства. На Парижском Осеннем салоне 1905 года молодые художники предстали перед публикой с провокационными картинами. Критики сочли агрессивные краски навязыванием и оскорбили группу, назвав их фовистами - "дикарями". Наряду с Андре Дерено м, Анри Матиссом и Кнсом ван Донгеном, Морис де Вламинк был одним из новаторов, ставших известными как фовисты. В то же время, когда в Германии возник экспрессионизм, они полагались на силу цвета в ранее неизвестной степени.
"Деревня - Карьер-сюр-Сен", 1905 год. Холст, масло. Музей Фолькванг, Эссен.
Вламинк написал этот полузатемненный вид улицы в Шату, месте, которое уже пользовалось популярностью у импрессионистов. Хотя они писали картины на пленэре, эта работа, скорее всего, была создана в студии. Большой формат говорит сам за себя. Вламинк, перевозивший свои картины на велосипеде, обычно использовал холсты меньшего размера. Шаблоном послужила почтовая открытка.
"Девочка с куклой", 1902 год. Холст, масло. Музей Изящных Искусств, Шартр.
На своей первой выставке в Салоне Независимых в 1905 году Вламинк представил эту работу в необычайно узком портретном формате. Стиль подчеркнуто детски-наивный, девочка размещена ассиметрично справа, как будто она пряталась в углу. Ее серьезное лицо и жесткая поза куклы указывают на внутреннее сопротивление позированию.
"Портрет отца Бужю", 1900 год. Холст, масло. Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства, Центр индустриального творчества, Париж.
Одна из самых ранних работ Вламинка - портрет его меланхоличного вида соседа в Шату. Картина была для него настолько важна, что, быстро продав ее, он позже выкупил работу, и хранил до конца своей жизни. Земляные цвета напоминают реализм Гюстава Курбе.
"На прилавке", 1900 год. Холст, масло. Музей Кальве, Авиньон.
Подобно преувеличенной карикатуре, с пристальным взглядом и сигаретой в уголке рта, женщина полусвета провоцирует зрителя. Красные накрашенные губы и цветок на платье отражаются в бокале с вином, который стоит на видном месте, на переднем плане. На наклонной стойке он находится в пределах досягаемости.
"Сумерки", 1904/1905 год. Холст, масло. Тель-Авивский художественный музей.
Ярко-желтый цвет поля контрастирует с чернотой стволов деревьев и зеленью листьев. Их объемные формы моделируются в несколько слоев. Синева неба усиливает темноту переднего плана, как и лучи света на заднем плане. Часто пейзаж у Вламинка кажется таким, будто смотришь сквозь забор.
"Парк в Карьер-Сен-Дени", 1904 год. Холст, масло. Частная коллекция.
Мотив с клумбой и стволами деревьев, а также цвет напоминают внутренний двор больницы Арля, где лежал Ван Гог (1889 год). Работа Вламинка была создана в деревне на берегу Сены и изображает парк перед Ратушей. В 1904 году он все еще придерживался реалистического воспроизведения пейзажа. Вскоре он произвел фурор своим выразительным стилем.
"Буйство красок".
Уже самые ранние картины Вламинка, художники - самоучки, дают представление о дикости его фовистского периода. Он отказался от академического изучения искусства, работал музыкантом, и участвовал в велогонках. В 1900 году он познакомился с художником Андре Дереном, который был на несколько лет моложе его, и переехал к нему в студию в Шату, в пригороде Парижа. Год спустя Вламинк посетил первую крупную парижскую ретроспективу Винсента Ван Гога, чье экспрессивное творчество произвело революцию в его использовании цвета. В 1905 году Вламинк принял участие в Осеннем Салоне, представив пять картин. В этом же зале экспонировались работы Андре Дерена и Анри Матисса. Из-за своей яркости они получили название "фовизм", а художники стали называться фовисты (дикари). Салон стал прорывом для молодых художников, однако группа просуществовала всего несколько лет.
"Женщина в шляпе", 1905 год. Холст, масло. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
На Осеннем Салоне 1905 года Анри Матисс показал портрет своей жены Амели в шляпе, украшенной сложенными в картину цветами. Вламинк в том же году подхватил этот мотив. И на этой картине головной убор - лишь повод для свободного расположения красок. Нельзя сказать, сделана ли шляпа из цветов или перьев.
"Девушка из из кафе "Дохлая Крыса", 1905 год. Холст, масло.Частная коллекция, Париж.
Вламинк изображал проституток в парижском ночном клубе "Дохлая Крыса". До него Эдгар Дега и Анри де Тулуз-Лотрек изображали женщин из публичных домов. Тема давала художникам возможность позиционировать себя вне буржуазного общества. У Вламинка появилось новшество - яркие цвета, необычные для этой темы.
"Пригородный пейзаж", 1905 год. Холст, масло. Музей изящных искусств, Бостон.
В Буживале, месте неподалеку от Парижа, которое Клод Моне часто писал около 1870 года, Вламинка не интересовали идиллические виды Сены, как его предшественника. Динамичная композиция, с доминирующей диагональю улицы, радикальным колоритом и дикими мазками демонстрирует визуальный язык нового поколения.
"Холмы в Рюзле", 1906 год. Холст, масло. Центр Помпиду, Национальный музей Современного Искусства, Центр индустриального творчества, Париж.
Вид на холмы на горизонте ведет через холмистую местность. Между тропой, ведущей в глубину картины, и вершиной холма справа, раскинулось цветущее поле. Эта абстрактная цветовая поверхность выгибается в пространство картины и становится центральным мотивом, хотя невозможно сказать, что там растет и цветет.
"Подлесок", 1905 год. Холст, масло. Частная коллекция.
Вламинк создал лучи света, падающие сквозь деревья на лесную поляну, в стиле пуантилистской точечной живописи. Подлесок уже был важной темой для Ван Гога и Сезанна. Концентрируясь на игре света и цвета, они дистанцировались от традиционных обязанностей пейзажной живописи предоставлять информацию о топографии и местоположению.
"Красные деревья", 1906 год.
Холст, масло. Центр Помпиду,Национальный Музей современного Искусства, Центр индустриального творчества. Париж.
"Каштановая роща в Шату", 1905 год. Холст, масло. Музей современного Искусства, Труа.
На ковре из листьев на переднем плане Вламник изобразил две быстро нарисованные женские фигуры, характеризующиеся короткими красными мазками. Композиция определяется переплетением вертикальных стволов деревьев и горизонтальных полос, обозначающих опавшиее осенние листья, опушку леса и небо.
"Сельский завтрак", 1906 год. Холст, масло. Частная коллекция.
В отличии от импрессионистов, Вламинк почти не занимался досугом среднего класса. Здесь он охарактеризовал небольшое сельское общество с сатирическими чертами. Апатичные на вид фигуры, похожие на карикатуры, кажутся инородными телами. Яркие цвета и искаженная перспектива создают странный диссонанс.
"Дорога в поле", 1905 год. Холст, масло. Музей искусств Винтертур (Швейцария).
Высокая линия горизонта оставляет много места для переднего плана. Создавая пейзаж как мозаику из чистоцветных точек, Вламинк следует традициям пуантилистической живописи Жлржа Сёра и Поля Синьяка. Беспокойная структура, интенсивность цвета, и свобода в выборе красок, уже указывают на начало фовизма.
"Улица в Марли-ле-Руа", 1905/06 годы. Холст, масло. Центр Помпиду, Национальный Музей Современного искусства, Центр Индустриального Творчества, Париж.
Ствол дерева пересекает фасад углового дома. Надпись "Отель - ресторан" до сих порможно расшифровать. Терраса, накрытая тентом, окружена горшками с растениями. Как и в "Ночном кафе" Ван Гога (1988 год), основное внимание уделяется жизни на улице. Вламинк разрезает ее по диагонали и придает половине рисунка теплый песочный тон.
"Поле Рюэй", около 1906/07 года. Холст, масло. Коллекция Кармен Тиссен.
Сдержанной палитрой Вламинк описал весеннюю природу возле своего дома. Три молодых плодовых дерева с изящно изогнутыми стволами тянут свои ветви в полосу неба, оформленного в пастельных тонах, с акцентами серого и розового. Одинокий дом на заднем плане отмечает присутствие человека.
"Пруд близ Шавиля", 1905 год. Холст, масло. Фонд коллекции Тритона, Нидерланды.
Дикими мазками ярко-красного цвета Вламинк запечатлел осенние листья на закате на другом берегу пруда. Ветви отражаются на широкой поверхности воды, как белизна облаков. Вламинка больше интересовало это природное явление, чем пивные сады в известном туристическом месте к западу от Парижа.
"Ла Гренуйер", около 1905 года. Холст, масло. Бруклинский музей, Нью Йорк.
Популярный ресторан на Сене привлекал парижан, которые хотели в течении дня отдохнуть от городской суеты. В то время как Клод Моне и Пьер Огюст Ренуар писали там сцены общественных собраний у воды, на работе Вламинкаизображена одинокая безликая женщина, сидящая на темной улице.
Вламинк на фронте ПМВ в 1914 году.  Зал
Вламинк на фронте ПМВ в 1914 году. Зал "Натюрморт - эксперименты с цветом и формой".
В зимние месяцы, когда работать на открытом воздухе было трудно, Вламинк посвящал себя жанру натюрморта. В отличии от пейзажей, он писал не на пленэре, а в студии. Здесь художник эксперементировал с цветом, формой и композицией. Натюрморты Вламинка изначально прослеживали параллели с творчеством его наставника Анри Матисса, а позднее - с творчеством Поля Сезанна. Эти изменения начались зимой 1906/07 года, когда он отказался от ярких, кричащих цветов и попытался обратиться к плоской, геометрической живописи. Эти нововведения привели к отходу Вламинка от фовизма.
"Натюрморт с вазой, кувшином и вазой с фруктами", 1907 год. Холст, масло. Государственная галерея Штутгарта.
На первый взгляд, беспорядочно разбросанные предметы делают композицию изображения неуправляемой и дикой. Высококонтрастное сочетание охры и темно-синего цвета, а также импастообразный слой краски с черными вписанными контурами увеличивают яркость цветов, как и в наиболее интенсивной фовистской фазе Вламинка.
"Натюрморт", 1907 год. Холст, масло. Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства, Центр индустриального творчества. Париж.
Минимальная пространственная привязка и абстрактный размытый фон гарантирует, что край стола сливается со стеной, а ваза с фруктами и кувшин кажутся парящими в воздухе. Вламинк любил экспериментировать и постоянно искал новые способы изображения одних и тех же мотивов.
"Натюрморт", 1907 год. Холст, масло. Музей Орсе, Париж.
По сравнению с более ранними натюрмортами поражает иной подход к пространству. Вламинк создал свободное пространство со столом сперед и и рамкой для картины на заднем плане. Вместо дополнительных контрастов он выбрал натуралистические цвета. Работа, занявшая последнее место в каталоге - резонне его фовистского периода, завершила этот этап.
"Натюрморт с книгами и вазой с фруктами", 1906 год. Холст, масло. Частная коллекция.
Предметный репертуар натюрморта сокращается. В центре внимания живописные средства. Движущийся мазок кисти динамичизирует композицию. Сине-белая модель моделирует скульптурные складки драпированного одеяла. Со стопкой книг Вламинк, писавший статьи в анархистских газетах, говорит о том, что он считал самым важным источником пищи для человека.
"Стол (Натюрморт с миндалем)", 1906/07 год. Холст, масло. Частная коллекция.
Приглушенные сине-серые тона и геометрические элементы сигнализируют об изменении творчества Вламинка. Его новый визуальный язык выходит за рамки идеи цвета как преобладающего визуального средства. Переплетение линий и беспокойная растушевка поверхностей видимыми мазками создают ощущение ритма, динамизма и жизненной силы.
"Голубой натюрморт", около 1907 года. Холст, масло. Частная коллекция.
Когда-то работа принадлежала торговцу произведениями искусства Амбруазу Воллару, который купил большую часть инвентаря студии Вламинка в 1905 году и тем самым стабилизировал свое финансовое положение. Художник ограничился монохромной палитрой: апельсины и лимоны составляют единственный цветовой контраст доминирующему сине-белому цвету, моделируемому тонкими оттенками.
"Рельефы чистого цвета - экспрессионизм во Франции".
За очень короткое время Вламинк увеличил интенсивность своего цвета до "порыва чистых цветов", как он ретроспективно назвал свою фовистскую фазу 1905/06 годов. В своих выразительных изображениях природы он был озабочен эффектом ярких цветов, несмешанных цветов и поверхностей, перемещаемых пастозным нанесением краски. В поисках выразительности смысл мотива отошел на второй план в пользу взрывного цветового эффекта. Эта революционная картина возникла после первого скандала в Осеннем Салоне 1905 года. В 1905 году арт-дилер Амбруаз Воллар, сторонник Ван Гога, Сезанна и Пикассо, купил большую часть работ Вламинка. Это способствовало становлению фовизма как авангарда.
"Дома в Шату", 1905 год. Холст, масло. Чикагский институт Искусств.
Картина демонстрирует непосредственную близость к поздним работам Ван Гога. Однако если даже в самых выразительных своих пейзажах он гармонично выразил пульсацию природы, то живописи Вламинка свойственна анархическая дикость. Задняя часть домов, беспорядочные сады, и отельные люди тне образуют гармоничного целого.
"Буживаль", около 1905 года. Холст, масло. Даласский Художественный Музей.
Буживаль привлекал музыкантов, писателей и художников с конца 19 века. тТам писали Моне, Сислей и Моризо. Вламинк подошел к городку со стороны холмов Лувесьена. На горизонте появляется изгиб Сены. Вламинк усилил импрессионистский колорит и составил пейзаж из зон чистого света.
"Рыбак в Шату", 1906 год. Холст, масло. Частная коллекция.
Железнодорожный мост, Сена, рыболовы и ствол дерева, расположенные в картинном пространстве по диагонали, - среди повторяющихся мотивов Вламинка. Здесь они еще видны, но растворяются в цвете. Отражения на поверхности воды складывается как абстрактная мозаика. Провокационный цвет уже невозможно усилить.
"Вид на Буживаль", 1906 год. Холст, масло. Тель-Авивский художественный музей.
Вламинк показывает город художников Буживаль к западу от Парижа, в осенних красках. Преобладает желтый цвет листвы и красный цвет черепичных крыш. Кусты и деревья состоят и-з диких брызг цвета. Композиции придает структуру темно-синий цвет, которым Вламинк обрамил растительность и дома, а также обвел облака.
"Пшеничное поле", около 1906 года. Холст, масло. Художественный музей Милуоки.
В 1906 году на ретроспективе художника в Париже Вламинк увидел "Пшеничное поле с кипарисами" Ван Гога (1889 год). Под влиянием Ван Гога он создал свое "Поле", он писал облака и растительность тдинамичными параллельными мазками. Но Вламинка уже не интересовало изображение природы. Цвет обильно наносился на материал для создания рельефа.
"Голубой дом", 1906 год. Холст, масло. Институт искусств Миннеаполиса.
Виллу с синей крышей и ставнями пересекают пылающие красные стволы деревьев. Дамы, сидящие в саду в летней одежде, и больших шляпах, были популярным мотивом в стиле модерн. В фовистской интерпритации Вламинка этот мотив появляется только в цитатах. Сцены из среды высшего среднего класса необычны для Вламинка.
"Лесной пейзаж", 1906 год. Холст, масло. Частная коллекция.
Обкновенно одетые пешеходы останавливаются, потому что обнаружили что-то на лесной поляне. Вламник редко писал подобные сюжетные сцены. Пауза и буржуазный габитус контрастирует с буйством красок, земля усеяна красными точками, тотя красных лесных цветов нет.
"Буксир на Сене, Шату", 1906 год. Масло, холст. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
На другом берегу Вламинк показывает ресторан "Лефранк", где он был завсягдатаем. перед ним идут два буксира, их красно-бело-синяя окркаска подчеркивает цвета Франции. Тяжелые машины напоминают игрушечные кораблики. Правый буксир виден лишь частично, что показывает спонтанность сцены.
"В духе Сезанна. Фрагментация формы".
Парижский осенний салон 1907 года представил ретроспективу Поля Сезанна, умершего годом ранее. Как и у многих художников, это новое открытие также повлияло на Вламинка, и привело его к переориентации. Он отвернулся от ярких чистых цветов и выразительных приемов живописи и опробовал инструменты дизайна Сезанна: контуры, приглушенные цвета и геометрическую композицию. Кроме того, произведения Вламинка после 1910 года содержат и кубистические образные решения. Формальные отношения с Сезанном, а также с Пикассо и Браком, относятся к эксперементальному авангарду в Париже в начале 20 века.
"Пейзаж близ Мартига", 1913 год. Холст, масло. Тейт, Лондон.
В июле 1913 года Вламинк отправился в свое первое путешествие по югу Франции. В Мартиге, недалеко от мастерской Сезанна, он эксперементировал с землистой палитрой, перспективным взглядом в глубину и энергичными связками линий. Мотив горы напоминает и Сезанна, неоднократно рисовавшего неподалеку гору Сент-Виктур.
"Буксир", 1908-1910 гг. Холст, масло. Кунстхаале Гамбург.
Картина, написанная с того же места, что и вид на Сену примернго двумя годами ранее, демонстрирует новый визуальный язык Вламинка. Цвета более прохладные, и приглушенные, нанесение краски более сухое. Бувксир расположен по центру, и не отрезан. Дымоход и его отражение отмечают центральную ось картины.
"Сена в Шату". Около 1906/07 года. Масло, холст. Альбертина, коллекция Батлинера, Вена.
Вламинк экспериментировал с упрощением формы. Он построил композицию из узких, наложенных друг на друга поверхностей, напоминающих блоки, которые образуют берег. Ярко-красные крыши и зелень деревьев - отголоски фовизма, от которого Вламинк постепенно отказался.
"Сена возле Нантера", около 1906/07 года. Масло, холст. Музей Ван Гога, Амстердам.
Цветовые поля возникают из фрагментов кораблей, машин и зданий. Красный, синий и охра создают меланхолическое настроение. Глубокое синее небо тяжело давит на картину. Его затемняет пар из трубы. Буксир на противоположном берегу едва отрывается от причальной стенки, индустриальная сцена остается статичной.
"Мост". Дата неизвестна. Холст, масло. Коллекция Хассо Платтнера.
Мазки фовистской кисти Вламинка превратились в геометрические поверхности. Контуры моста и домов растворяются в отражении на поверхности воды. Приглушенные тона и переход от основных цветов к серому и охре свидетельствуют о приобщении к кубизму Пикассо, с которым Вламинк познакомился в 1906 году.
"Парусники", до 1918 года. Масло на холсте. Музей фон дер Хейдта, Вупперталь.
Несмотря на плохую погоду, парусник отправляется в путь. У одного из моряков одна нога все еще на причале. Картина излучает пустоту. Отказ от письма кистью создает меланхолическое спокойствие. Арки моста на заднем плане открывают вид насквозь. Прозрачное нанесение краски придает картине глубину.
"Натюрморт", 1910/11 год. Холст, масло. Частная коллекция.
Натюрмлрт - программный образ кубизма. Объекты состоят из геометрических фигур в разных ракурсах. Однако, в отличии от Пикассо, Вламинка интересовали отражения света на объектах. Они напоминают картины старых мастеров, а их реализм в авангардном контексте раздражает.
"Опиум", 1910 год. Холст, масло. Галерея Хью Лейн, Дублин.
Моделью единственной кубистической фигуры Вламинка, возможно, была японская нравюра на дереве. Распространенным мотивом была тема гейши с опиумной трубкой. Крупные зрачки указывают на то, что она не курила опиум, а предлагала его своим клиентам.
"Прачечная в снегу", 1913 год. Холст, масло. Частная коллекция.
Во время своего фовистского периода Вламинк писал зимние пейзажи - снежный пейзаж не давал ему стимула для его цветовых взрывов. В 1913 году он впервые взялся за мотив снежного пейзажа, над которым работали импрессионисты, чтобы передать их специфический свет. Однако для Вламинка небо остается облачным.
"Парусники в Шату", около 1908 года. Холст, масло. Коллекция Давида и Эзры Нахмад.
Знакомство Вламинка с Сезанном началось с пейзажа. В его пейзажах нашли свое отражение новые, проверенные формы и средства дизайна. Отражение моста и парусников делает водную поверхность необычайно гладкой. Художника интересовал эффект прозрачности и блеска, а не изображения природы.
"Лес", 1914 - 1918 годы. Холст, масло. Коллекция Хассо Платтнера.
Лесные тропинки с игрой света и тени были ранним мотивом импрессионистов. Они экспериментировали с пленэрной живописью в лесу Фонтенбло. Во Вламинке лес становится угрожающим фоном с проблеском света.
"Район Сен-Мишель, Буживаль", 1913 год. Холст, масло. Коллекция Хассо Платтера.
Через прием Сезанна Вламинк приблизился к языку кубизма. Каменные фасады домов в Буживале под Парижем блестят из пространства картины, как белые кубы. Искаженная перспектива восходящей улицы добавляет напряжения в пустынную сцену.
"Пейзаж с красными крышами", без даты. Холст, масло. Коллекция Хассо Платтнера.
Осенние листья контрастируют огненно-красным с сочной зеленью. Стволы деревьев изображены наложенными друг на друга черно - белыми мазками. Вламинк создает свет и тень с помощью линий. Он превращает импрессионизм в экспрессионизм.
"Деревенская улица", 1911 год. Холст, масло. Коллекция Хассо Платтнера.
Картина необычайно замкнута. Вид не переходит через холмы и Сену на открытый ландшафт, как это обычно бывает у Вламинка. Бурная атмосфера тяготит путь, идущий из глубины картины. Дома на обочине кажутся негостеприимными. К зрителю идет одинокая женщина.
"Берег реки 14 июля", около 1908/09 года. Холст, масло. Частная коллекция.
Глубокая точка зрения позволяет предположить, что Вламинк написал картину на лодке, как это уже делал Моне. На ней изображена набережная с флагами, рыночными прилавками, или с шатрами, как это можно увидеть в национальный день Франции. Несмотря на праздничность, художник отдал предпочтение приглушенным серо-голубым тонам и полупрозрачному нанесению краски.
Последний зал -
Последний зал - "Мрачные пейзажи. Отказ от современности".
После ПМВ Вламинк стал менее продуктивным. Он разработал своеобразный, выразительный стиль позднего импрессионизма. Частыми темами были снежные пейзажи, фермы и зерновые поля с мрачными небесами. Эти поздние мотивы - отголоски Клода Моне и других импрессионистов, наложивших угрожающее настроение. Хотя несколько его картин были конфискованы как дегенеративные в национал-социалистической Германии в 1937 году, а Вермахт оккупировал Францию в 1940 году, Вламинк неоднократно положительно отзывался о немецкой культурной политике и критиковал Пикассо и французский модернизм. Эта близость к нацистской идеологии была формой интеллектуального сотрудничества, но не нашла эстетического отражения в его произведениях.
"Стога сена", около 1945-1950 годов. Холст, масло. Фонд Вламинка.
Части стогов, находящиеся в тени, окрашены в черный цвет. Сильные контрасты придают картине нечто жесткое, напоминающее правдивость в Новой Объективности в Германии. Если художники - реалисты 19 века обращались к достоинству работы, то здесь фермер и его жена предстают как обычные фигуры.
"Урожай во время приближающейся грозы", 1950 год. Холст, масло. Фонд Вламинка.
В своих позднипх работах Вламинк также опирался на Ван Гога, который повлиял на его фовистскую фазу. Контраст синего и желтого, а также параллельные мазки кисти были характерными чертами стиля Ван Гога. В отличии от него, Вламинк писал снопы необычайно монументально по отношению к фермеру.
"Последние стога", 1952 год. Холст, масло. Музей Современного Искусства, Париж.
Название картины предполагает, что зерно, хранящееся на полях, позже свозится в амбары. Крестьянство было важной темой в национал - социалистическом искусстве. Но в отличии от нацистской эстетики, Вламинка не интересовала героизация сельскохозяйственных работ. Его сельские сцены выражают пессимистическое мировоззрение.
"Стога сена", 1950 год. Холст, масло. Музей Орсе, передсано на постоянную аренду Музею Изящных искусств в Шартре.
Около 1890 года Клод Моне посвятил серию неприметному мотиву стогов сена. Захват сиюиминутного был его вкладом в художественную современность. Вламинк переосмыслил этот мотив с 1930-х годов. Даже после ВМВ он игнорировал технический прогресс и современное общество.
"Огонь", 1945 год. Холст, масло. Музей Орсе, передано в постоянную аренду Музею Изящных искусств Шартра.
Четыре человека стоят перед черными фасадами горящих домов. Наступление союзников против немецких оккупантов в конце ВМВ было связано с серьезными разрушениями в деревне. Вламинк, вероятно, наблюдал эту сцену. В его творчестве необычна обработка текущих событий.
"Вид на Сен-Морис-ле-Шаранси в снегу", 1950 год. Холст, масло. Музей Орсе, в постоянной аренде Музея Изящных Искусств в Шартре.
Картина Вламинка с изображением улицы показывает его художественный отказ конкурировать с послевоенным модернизмом. Низкая точка зрения и ограничение оттенков серого создают ощущение того, что вы находитесь в уязвимости. Зимняя деревня кажется изолированной. Только телеграфный столб олицетворяет связь с внешним миром.
"Деревня в снегу", 1920 год. Холст, масло. Кунстхаале Маннхайм.
В 1919 году художник переехал в деревню Вальмондуа близ Овер-сюр-Уаз, где умер Ван Гог. Созданные здесь пейзажи и уличные сцены кажутся пустынными и неприступными. Они напоминают меланхоличные изображения Новой Объективности в Германии.
"Грозовой пейзаж", 1950 год. Холст, масло. Частная коллекция.
В 1955 году за три года до своей смерти, Вламинк был представлен как представитель фовизма на Первом Международном Обзоре Искусства 20-го века, после ВМВ. Его нынешняя живопись уже давно отошла от этого стиля. В этой картине он запечатлел эффект света и тени перед грозой - позднее отражение импрессионизма.
"Дома с соломенной крышей", 1933 год. Холст, масло. Центр Помпиду, Национальный Музей современного Искусства, Центр Индустриального Творчества. Париж.
На картине изображена маленькая улица деревушки Рюэй-ла-Гадельер, где художник жил с 1920-х годов. Он искал свои мотивы в традиционных сельских районах. Вламинк уехал туда после ПМВ, и не имел никакх контактов с новым авангардом во Франции, с сюрреализмом.
"Пейзаж", 1930 год. Холст, масло. Музей Современного Искусства, Париж.
Хлебное поле и грозовые тучи напоминают "Кукурузное поле с воронами" 1890 года, одну из последних работ Ван Гога. В случае Вламинка эффектен по своей выразительности мотив конца 19 века, вписанный в деревенскую идиллию. Этот поворот к фермерской жизни основан на критике современности.
  1. Берлинские дворики, еврейский квартал, искусство графити
  2. Берлин с воды — прогулка по Шпрее
  3. Истсайдская галерея и шедевр Калатравы
  4. Пешком по Берлину
  5. Просто прогулка по просто Берлину
  6. Еврейский, и не только, Берлин
  7. Бранденбург — болота балтийских славян, Высоцкий и удивительные истории
  8. Шпреевальд — самая обширная водная сеть Европы и Люббенау — город огурцов
  9. Курортный столичный Потсдам
  10. Немного музыкального Берлина, история трех музыкантов
  11. Гуляю по Берлину — на границе двух стран
  12. Выставка Франса Хальса
  13. Мемориал жертвам войны и насилия
  14. Ботанический сад Берлина.
  15. Кафедральный собор Берлина
  16. Поезд жизни, поезд смерти
  17. Берлинский парк животных
  18. Ванзее — окончательное решение еврейского вопроса
  19. Святая София, духовный и политический институт
  20. Музей Магии и магическое шоу
  21. Пергамон — панорама — пока музей на карантине
  22. Сан Суси — Прусский Версаль
  23. Прогулка в Новом Саду
  24. Исторический лев в Берлине — почти кино
  25. Если не сведут с ума римляне и греки. Финальная часть — эротика, римский быт. Часть 4.
  26. Парк и Дворец Глинике — один из многочисленных берлинских зеленых островков
  27. Римские захоронения нашей эры. Римский плагиат - копии греческих оригиналов. Часть 3
  28. Лучшее у этрусков, да и римское неплохо. Часть 2.
  29. Хотите поменяться? Например, Пауэрса на Абеля!
  30. Лучшее греческое вне Греции, да и римское неплохо. Часть 1
  31. Старая национальная галерея Берлина
  32. Импрессионисты в Старой Галерее Берлина
  33. Морис де Вламинк — бунтарь современности
  34. Выставка Поля Гогена в Старой Галерее
  35. Выставка «Мунк в Берлине» в Берлине
  36. Современное искусство в Берлине, часть 1.
  37. Фестиваль уличной еды в разгар «пандемии»
  38. Шоколадный рай!
  39. Шоппинг в Берлине
  40. Берлинская республика — ресторан со своей Конституцией
  41. Мир супов в Берлине
  42. Океанариум в азиатском ресторане
  43. Вы полицейский, спасатель или пожарный? Вам обед бесплатно!
  44. Японские бургеры
  45. Прекрасное место для еды и отдыха на окраине Берлина (любителям китайской кухни).
  46. Берлин - Бранденбург.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому
[ 0,33438 ] / [ 75 ] / [ 0,26270 ]