Фотоальбом

Выставка «Мунк в Берлине» в Берлине

24 41
iPhone 14 Pro
Запустить слайдшоу

Выставка Эдуарда Мунка (1863 — 1944) в Берлинской Галерее — в Музее Современного Искусства.

Его имя означает «специфическое нордическое мировоззрение, которое уже восстало в 1990-х годах». Мунк также считался пионером экспрессионизма. Его радикализм бросил вызов своему времени. Это особенно верно в отношении влияния на художественную жизнь Берлина 1900 года, на которую норвежский художник оказал огромное влияние. В период с 1892 по 1933 годы прошло около 60 выставок Мунка в Берлине, город стал для художника важнейшим в Европе.

Выставка представляет портреты, пейзажи, гравюры, фотографии Эдуарда Мунка и рассказывает о этапах его творчества. Замечательно, что большинство картин и гравюр — с пояснениями и с историями создания. Помимо работ Мунка выставлены еще несколько работ художников, которые творили в тоже самое время в Берлине, и общались с Мунком.

Фемистокл из Экенбрехера (1842, Афины - 1921, Гослар)
Фемистокл из Экенбрехера (1842, Афины - 1921, Гослар) "Августа Виктория в Нерей-фьорде", 1900 год. Холст, масло. Государственные замки. Сады и коллекции произведений искусства Мекленбург - Передняя Померания, Шверин.
В конце 19 века интерес ко всему нордическому охватил имперскую столицу Германии. Это увлечение послужило поводом пригласить неизвестного тогда Мунка на персональную выставку в Берлинском товариществе художников в 1892 году, где было представлено 55 работ. У публики случился шок! Произведения Мунка противоречили романтическому образу севера. От пейзажной скандинавской живописи исходило волшебство, особенно популярны были виды на фьорды. Даже император Вильгельм II бредил романьтчески-утопическим севером и каждый год отправлялся в "путешествие по Нордланду" на своей яхте.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Пейзаж фьорда". 1897 год. Масло на картоне. Берлинская галерея.
"С Эдвада Мунка начинается совершенно новое искусство: нордическое", - пишет писатель-экспрессионист Теодор Дойблер в журнале в 1919 году. В конце 1910-х годов в Берлине, естественно, считали Мунка одним из "наших собственных современных художников, которые, хотя и полны парижской культуры, уже оставили после себя импрессионизм". Вот почему Мунка так долго не понимали, Но Дойблер сказал: "Мунка довольно рано оценили в Берлине как выдающийся талант", намекая на романтический энтузиазм в показе северных земель эпохи Вильгельма.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Зимняя ночь", ок. 1900 года. Масло на холсте. Кунстхаус Цюрих.
Стилистические движения Натурализм и Импрессионизм доминировали в Берлине вплоть до 1900-х годов. Пейзажи Мунка, такие как "Зимняя ночь", были радикально новыми. Благодаря ярким цветам, контурам и выразительным мазкам, они не давали реалистичного изображения внешней реальности. Они были направлены на эмоциональное воздействие. Мунк отмечал о своем художественном развитии: "Я начинал как импрессионист, но в период бурных эмоциональных иэкзистенциальных потрясений богемного периода импрессионизм уже не давал мне достаточных возможностей для самовыражения. Мне пришлось искать выражение того, что тронуло меня внутри".
Вальтер Лейстиков
Вальтер Лейстиков "Вечер в Шлахтензее", 1895 год. Масло на холсте. Фонд Берлинского городского музея.
Вальтер Лейстиков был одним из самых востребованных художников Берлина примерно 1900 года. Будучи преданным сетевиком, он с самого начала взял на себя ведущую роль на авангардной сцене города. Среди прочего, он был одним из основателей Ассоциации XI, в 1892 году и Берлинского Сецессиона в 1898 году. Его атмосферные пейзажные картины, в частности, представляли новую, современную концепцию искусства в Берлине. Мунк дружил с Лейстиковым. Его интересовали эмоции, которые вызывает у него пейзаж. Доминирующим мотивом изображения являются срезанные стволы деревьев, ритмизирующие вид водной глади, и тема восходит к картине Мунка "Голос" 1893 года.
Аксель Галлен
Аксель Галлен "Белые розы", 1906 год. Масло на холсте. Частная коллекция - Северная Германия.
Эдвард Мунка выставлялся в 1895 году вместе с финским художником Акселем Галленом в галерее Уго Барроччио в Берлине. В то время, как работы Мунка подверглись резкой критике, картины Галлена получили большое признание. Финн тогда написал коллеге: "Мунк создает искусство не ради искусства, которое было бы для него игрой, а скорее ради ужасной боли, которая его терзает. Жаль, что он страдает манией величия, потому что он очень талантлив". Картина "Белые розы" показывает, что несколько лет спустя, Галлен также сосредоточился на эмоциональном переживании природы с уменьшенным формальным языком и яркими красками.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Звездная ночь", 1922-1924 годы. Масло на холсте. Мункмузей.
Ханс Херманн
Ханс Херманн "Цветущие деревья". 1894 год. Масло на холсте. Берлинская галерея.
Ханс Херманн представлял современную позицию своими свободными импрессионистическими пейзажами в Берлине начала 1890-х годов. С 1889 года он был членом Берлинского общества художников.Вместе с Людвигом фон Гофманом, Вальтером Лкйстиковым, Максом Либерманом и другими он основал Ассоциацию XI: ассоциацию берлинских художников, независимую от организованным государством выставочным бизнесом, и построив свою выставочную систему. Картина "Цветущие деревья" была на четвертой выставке Товарищества в 1895 году в залах берлинской галереи Эдуарда ШШульте и принесла группе первый крупный успех.
Адельстин Норманн
Адельстин Норманн "Летний вечер на Лофотенах", 1890 год. Масло на холсте. Государственные музеи Берлина.
Взгляды на фьорд, такие как у Фемистокла фон Экенбрехера и Адельстина Норманна, сформировали образ севера в Германии около 1900 года, и способствовали большой популярности Скандинавии. Особой популярностью пользовались пейзажи Норманна, норвежца, живущего в Берлине. Также император Вильгельм II был среди покупателей его картин. Картину "Летний вечер на Лофотенах" император приобрел после того, как она была выставлена в Берлине в 1891 году. Именно Норманн пригласил Мунка на персональную выставку от имени Берлинского общества художников. Незадолго до этого Норманн посетил обширную выставку молодого художника в Осло (тогда Христиании).
Людвиг фон Хофманн
Людвиг фон Хофманн "Розовое облако". 1903 год. Масло на холсте. Берлинская галерея.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Ренйнхардт Фриз", 1906-1907 годы. Холст, темпера. Государственные музеи Берлина, Национальная галерея.
Интерес Мунка к человеческой психике и сильным эмоциям казался в конце 19 века слишком тревожным, как и его схематичный, незаконченный стиль живописи. "Лучшее в Германии, вся творческая литература на рубеже веков попала под во лшебные чары севера", - вспоминал в 1925 году Штефан Цвейг. В Берлине Мунк тесно сотрудничал с театральным деятелем Максом Рейнхардтом, руководившим Немецким Театром. В 1906 году Рейнхардт основал Камершпиле, более уютный театр, рядом с основным. Новый театр открылся драмой Хенрика Ибсена "Призраки". Для оформления сцены Мунк разработал "эскизы атмосферы". Рейнхардт также поручил художнику украсить бальный зал на первом этаже. 9 из 12 картин сейчас принадлежат Берлинской Национальной Галерее. В Камершпиле картины были расположены в виде фриза высотой почти 5 метров. Для цикла Мунк частично прибегнул к мотивам, опробованным им в "Фризе жизни", в т.ч. в "Меланхолии". Фриз просуществовал недолго, его убрали в 1912 году, когда перестраивали Камершпиль. А после показа в 1914 году картины были проданы различным коллекционерам.
Слева:
Слева: "Лунный свет над морем". Справа: "Поцелуй на пляже".
Известные художники после первой выставки Мунка почуствовали себя спровоцированными, а более прогрессивные признали потенциал молодого норвежца.
Слева:
Слева: "Молодые женщины собирают фрукты". Справа: "Желание".
Во время выставки 1892 года в Берлине произошел скандал, который широко обсуждался в прессе. Международная карьера Мунка началась с "Дела Мунка" в Берлине.
Слева:
Слева: "Летняя ночь". Справа: "Две молодые женщины в красном и белом".
Искусство Мунка изменило представление о севере. Вместо идиллических пейзажей фьордов оно стало ассоциироваться с произведениями Мунка.
Слева:
Слева: "Цветок подсолнуха". Справа: "Деревья у моря - Меланхолия".
И до начала 1908 года Мунк подолгу жил в Берлине. Даже когда он поселился в Норвегии в 1909 году, и с тех пор мало путешествовал, он продолжал влиять на художественную берлинскую жизнь.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Автопортрет в широкополой шляпе". 1905-1906 годы. Масло на холсте. Мункмузей в Осло.
Портреты играют важную роль в творчестве Мунка и в становлении его творчества в Берлине. Хотя он был убежден, что писал психологически интересные портреты, о себе он говорил: "Я совершенно не портретист". Мунк видел свои сильные стороны в других областях, особенно в мотивах любви и смерти, или в эмоционально заряженных пейзажах.
Эдуард Мунк
Эдуард Мунк "Портрет Вальтера Ратенау", 1907 год. Масло на холсте. Фонд Берлинского городского музея.
Современники признавали эмоциональную составляющую работ Мунка, что одно невозможно без другого. Один из критиков писал: "Художник, который как Мунк, всеми фибрами укоренен в психологии, и который не может воспроизвести пейзаж иначе, как через изображение души. Чтобы сделать его таким, надо быть чутким портретистом". Одним из первых коллекционеров Мунка был берлинский предприниматель и политик Вальтер Ратенау, который в 1922 году был убит. К моменту, когда он заказал Мунку портрет, в коллекции Ратенау уже были две картины и несколько гравюр художника. Мунк изобразил своего покровителя уверенно и небрежно, с сигаретой в руке. Ратенау нашел портрет точным, но нелестным. Он заявил: "Отвратительный парень, не так ли?. Вот что вы получаете, когда позволяете великому художнику нарисовать вас: вы становитесь больше похожими на себя, чем вы есть".
Эдуард Мунк
Эдуард Мунк "Элизабет Фёрстер-Ницше", 1906 год. Масло на холсте. Мункмузей Осло.
Для характеристики людей художник опирался не столько на социальные характеристики, сколько на цветовые тона и пульсирующие цветовые пространства.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Станислав Пшибышевский", 1895 год. Масло и темпера на негрунтованном картоне. Мункмузей Осло.
В первые годы пребывания в Берлине, Мунк представлял представителей международной богемы, которые встречались в ресторане "Zum Schwarzen Piglet", в начале 1890-х годов. Среди них были польский писатель Станислав Пшибышевский, его будущая жена, норвежская поэтесса Дагни Юэль и шведский писатель Август Стриндберг. Любители берлинского искусства, такие как будущий министр иностранных дел Вальтер Ратенау, также заказывали портреты у Мунка.
Эдуард Мунк
Эдуард Мунк "Портрет Августа Стриндберга", 1892 год. Масло на холсте. Музей Модерна, Стокгольм.
Этот портрет - одна из первых картин Эдварда Мунка, созданных в 1892 году. Они встретились вскоре после прибытия Мунка в Берлин, и писатель Стридберг ввел живописца, который был моложе на 15 лет, в богемный круг, собиравшийся в "Черном поросенке". Стриндберг так назвал ресторан, в темноте он принял висевший над дверью бурдюк за поросенка. Портрет экспонировался на выставке, организованной самим Мунком 26 декабря 1892 года, на берлинской Фридрихштрассе, во дворце.
Эдуард Мунк
Эдуард Мунк "Дагни Юэль Пшибышевска", 1893 год. Масло на холсте. Мункмузей Осло.
Норвежская пианистка и поэтесса Дагни Юэль приехала в Берлин в начале 1893 года и была одним из близких доверенных лиц Эдварда Мунка. Живописец нашел в ней тип независимой, современной женщины, которую изобразил во многих своих работах. Юэль была центром международного богемного сообщества, собиравшегося в ресторане "Черный поросенок". Многие члены этого кружка мужского пола были покорены ею.
Эдуард Мунк
Эдуард Мунк "Автопортрет под женской маской", 1893 год. Темпера на необработанном дереве. Мункмузей Осло.
Мунк регулярно изображал самого себя, эта картина, вероятно, была создана в Берлине в 1893 году. Незадолго до этого, Мунк познакомился с символизмом во Франции, движением, изображавшим сны и психологичсекие переживания в загадочных образах. Под этим влиянием Мунк развил свой эмоциональный окрас и язык форм. Автопортрет он создал реалистично, а фон нарисован свободными мазками насыщенных цветов. Мунк соскреб краску со своего лица до деревянной панели под ним. Женская маска над головой художника придает портрету загадочную грань.
Эдуард Мунка
Эдуард Мунка "Альберт Коллманн и Стен Дрюсен", 1902 год. Масло на холсте. Музей Искусств Гамбурга.
Альберт Коллманн (слева) поддерживал Мунка в маркетинге его искусства с начала 20 века. Профессиональный бизнесмен налаживал важные контакты и искал заказчиков, помогал художнику небольшими суммами денег. Он активно стремился продать работы Мунка, особенно его гравюры. Коллманн участвовал в презентации амбициозной "Фризы жизни" Мунка на Берлинском сецессионе в 1902 году. Однако художник гневно отреагировал на предупреждение Коллманна пить меньше алкоголя. Отношения Коллманна со вторым изображенным человеком, Стеном Дрюсеном, неясны. Датский художник также был в Берлине в 1902 году и был знаком с Мунком.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Обнаженная с длинными рыжими волосами", 1902 год. Масло на холсте. Мункмузей Осло.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Яппе Нильсен", 1909 год. Масло на холсте. Мункмузей Осло.
Эдуард Мунк
Эдуард Мунк "Девушка с рыжими волосами и зелеными глазами", или "Грех". 1902 год. Цветная литография. Государственные музеи Берлина.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Женщина с эрдельтерьерами", 1935 - 1926 годы. Масло на холсте. Мункмузей Осло.
Эдуард Мунк
Эдуард Мунк "Два подростка", 1919 год. Масло на холсте. Мункмузей Осло.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Сидящая на диване модель", 1924 - 1926 годы. Масло на холсте. Мункмузей Осло.
В 1916 году Эдвард Мунк купил поместье Экели неподалеку от Осло. Там он жил уединенно, но интенсивно работал с некоторыми моделями из своего окружения. Он изобразил Бриджит Олсен (позже Престо), которую наиболее часто показывают, начиная с 1924 года. Олсен, которая хотела стать артисткой, зарабатывала на жизнь моделью, а позже рассказала о своих близких отношениях с Мунком. Но точно неясно, были ли они любовниками. Эта картина, как и два других поздних портрета, представленных здесь, были частью крупной ретроспективы Мунка в Берлинской Национальной Галерее в Кронпринценпале в 1927 году.
Первый зал -
Первый зал - "Триумф и трагедия". Эдвард Мунк (1863 Лотен - Норвегия - 1944 Осло). "Снежные лопаты" 1913 год.
Холст. Копия. Находилась до уничтожения в Национальной галереи Берлина. Эдуард Мунк вернулся в Норвегию в 1909 году. Он открыл новый диапазон мотивов: изображение трудящихся, в деревне и в городе. Художник подарил ныне уничтоженную картину "Снежную лопату" в 1927 году, после того, как режиссер Людвиг Юсти в течении многих лет тщетно пытался приобрести работу Мунка для Берлина. Ранее картина демонстрировалась на большой персональной выставке Мунка во дворце Кронпринца. После прихода к власти национал-социалистов картина некоторое время была частью презентации коллекции, прежде чем была конфискована во время компании "Дегенеративное искусство" в 1937 году. Первоначально Герман Геринг заявил, что картина принадлежит ему. В 1940 году она была возвращена Национальной Галерее и уничтожена во время ВМВ.
Эдуард Мунк
Эдуард Мунк "Чистильщики снега на стройке". 1931-1933 гг.
Масло на холсте. Музей Мунка, Осло. В 1927 году Берлинская Национальная Галерея в Кронпинценхале организовала крупнейшую на сегодняшний день ретроспективу Эдварда Мунка, насчитывающую 244 работы. При этом. это была самая обширная индивидуальная презентация, которая до сих пор была показана в современном отделе музея. Посетители хлынули в "Галерею Живых", расчищенную для Мунка. Рецензии прославили художника и сделали его частью истории немецкого искусства. Примерно через 35 лет после его скандальной выставке в Берлинской ассоциации художников важность норвежца для развития современного искусства является бесспорным.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Мужчина на капустном поле". 1943 год.
Масло на холсте. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Улица в Асгордстранде" 1901 год.
Масло на холсте. Базельский Художественный музей. Картина была выставлена на ретроспективе Мунка в Национальной галерее в 1927 году, представленная Куртом Глейзером, важным покровителем художника. В 1928 году Глейзер продал картину Музею Бадише Кунстхаале в Карлсруэ. Директор Кунстхаале Лилли Фишель была уволена после прихода к власти национал-социалистов в 1933 году, из-за ее происхождения. В том же году, под руководством нового, лояльного режиму директора, Ганса Адольфа Бюлера, прошла одна из первых выставок "Дегенеративного искусства", на которой был показан модернизм. Там же была представлена эта картина. Вскоре после этого Бюлер предложил картину на продажу Базельскому Художественному музею, который из-за финансовых трудностей, вначале продал ее частному коллекционеру. В Карлсруэ общественное возмущение по поводу продажи произведений современного искусства было настолько велико, что Бюлеру пришлось уйти со своего поста в 1934 году.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Лес". 1927 год.
Масло на холсте. Государственные музеи Берлина. Национальная галерея.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Эльза Глейзер" 1913 год.
Масло на холсте. Музей Мунка, Осло. В 1913 году Эльза и Курт Глейзер посетили Эдварда Мунка во время поездки в Норвегию. Берлинская пара владела важной коллекцией современного искусства, в том числе несколькими работами Мунка. По этому случаю портрет Эльзы Глейзер был создан в двух вариантах: для Глейзеров и для самого Мунка. Курт Глейзер был одним из основных покровителей Мунка. Будучи сотрудником отдела современной графики Купферской художественной галереи в Берлине, он купил многочисленные гравюры художника, а также публиковал статьи о Мунке. Эльза Глейзер умерла в 1932 году. После прихода к власти национал - социалистов, в 1933 году, Глейзер, будучи на тот момент директором Берлинской Художественной Библиотеки, из-за своего еврейского происхождения, был уволен и эмигрировал в Швейцарию, а оттуда в США.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Автопортрет после гриппа" 1919 год.
Масло на холсте. Музей Любека, Музей Бенхаус Дрегерхаус. В 1919 году Эдвард Мунк заболел испанкой. По оценкам, к 1920 году жертвами этой пандемии в Европе стали от 25 до 50 миллионов человек. Во время выздоровления Мунк написал несколько автопортретов, еще раз исследуя свои центральные темы болезни, жизни, и смерти. В 1937 году во время национал-социалистической акции "Дегенеративное искусство" в немецких музеях были конфискованы многочисленные произведения современного искусства, а также многие работы были конфискованы в коллекции Любека, в том числе "Автопортрет после гриппа", а также две другие картины и несколько гравюр художника. Музей протестовал против конфискации работ Мунка и указывал на их большое значение для Любека как "моста на скандинавский север". В 1939 году три картины были возвращены музею.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Катафалк. Потсдамская площадь". 1902 год. Офорт и сухая игла, гравюра на поверхности. Государственные музеи Берлина.
Мунк открыл для себя гравюру в Берлине в 1894 году. За очень короткое время художник освоил техники офорта и литографии. Ему помогли профессиональные полиграфические компании. Позже он также научился гравюре на дереве в Париже. Все гравюры выполнены в эксперементальной манере и с высочайшей виртуозностью.
Эдвард Мунк. Слева:
Эдвард Мунк. Слева: "Андреас Шварц", 1906 год, литография. Государственные музеи Берлина. Справа: "Гарри, Граф Кесслер Второй", литография, 1895 год. Государственные музеи Берлина.
В первые годы пребывания в Берлине Эдвард Мунк имел ограниченные финансовые возможности. Он начал заниматься гравюрой, отчасти потому, что надеялся, что работы на бумаге будут продаваться лучше, чем его картины. Но большого успеха поначалу не было. Однако отдельные берлинские энтузиасты искусства, такие как дипломат и писатель Гарри Граф Кесслер, поддерживали Мунка и в основном покупали графику. В своем дневнике 1895 года Кесслер описывает: "Мунк ... теперь живет в двух комнатах в отеле на Миттельштрассе, но, как он мне рассказал, все его вещи и картины конфискованы". Судья и специалист - график Густав Шифлер из Гамбурга, который был близким другом Мунка, так описал свое первое знакомство с листами Мунка в 1902 году: "Это самое сильное, я могу сказать, самое волнующее впечатление, которое я когда-либо получал от произведений современного художника".
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Генрих Ибсен в кафе Гранд-отеля", 1902 год. Литография. Госудапрственные музеи Берлина.
Скандинавские драматурги, такие как норвежец ГенрихИбсен, или швед Август Стриндберг, достигли берлинской публики благодаря частным постановкам их пьес в ассоциации "Свободная сцена". В общественных театрах это было зачастую невозможно: например, драма Ибсена "Призраки", вышедшая в 1881 году, подверглась цензуре в Скандинавии, Франции, Великобритании и Германии. Интерес Эдварда Мунка к психологии рано ассоциировался с современными социальными взглядами Ибсена. Впервые они встретились лично на выставке Мунка в Кристиании (ныне Осло) в 1895 году. Мунк много внимания уделял гравюре и находил заинтересованных покупателей, особенно в Берлине, до 1930-х годов.
Эдвард Мунк. Слева:
Эдвард Мунк. Слева: "Август Стридберг", 1896 год, литография. Государственные музеи Берлина. Справа: все тоже самое, годом раньше.
Историк искусства, писатель и коллекционер, Курт Глейзер, был одним из самых главных сторонников Мунка. С 1909 по 1924 годы он возглавлял современный отдел берлинской Купферштихкабинет, и начал собирать обширную коллекцию гравюр Мунка. Глейзер писал в 1922 году: "Все графические техники - не только гравюра на дереве - благодаря Мунку получают невообразимые ранее возможности выражения. Новое содержание создает новый сосуд".
Эдвард Мунк. Слева наверху:
Эдвард Мунк. Слева наверху: "На следующий день", 1894 году, гравюра сухой иглой. Сллева внизу: "Два человека (Одинокие)"ю Офорт сухой иглой, 1894 год. Справа: "Больной ребенок", 1894 год. Травление сухой иглой. Государственные музеи Берлина.
Офорт сухой иглой был частью графического портфолио писателя Юллуса Майера-Грефе, опубликованного в 1895 году с восемью офортами Эдварда Мунка. Мотив, который был провокационным в то время, был связан с молодой женщиной, после вечеринки. Мунк написал картину "Спящая в опьянении" в 1894 году. В 1895 году он выставил ее в галерее Уго Барроччио в Берлине под названием "Утреннее настроение".. Хотя портфолио с офортами было создано на высоком уровне, было продано всего несколько экземпляров.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Больной ребенок", 1989 год. Цветная литография. Государственные музеи Берлина. Медный гравировальный кабинет.
Когда Эдварду Мунку было почти 14 лет, его сестра Софи умерла от туберкулеза в 15 лет. Несколькими годами ранее его мать Лаура умерла от болезни легких. Эти трагические потери травмировали Мунка. Вначале он особенно уделял внимание смерти своей сестры в своей картине. Начиная ч 1894 года, мотив умирающей девочки был одним из превых, которые Мунк создал в гравюре. Он экспериментировал с цветами и различными участками изображения. Эта литография полностью концентрируется на падающем свете и на голове ребенка, покоящейся на подушке под светильником.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Страх", гравюра на дереве, 1898 год. Государственные музеи Берлина.
В 1896-97 годах Мунк впервые работал в Париже в технике гравюры на дереве. Как и в своих офортах и литографиях, он изначально выбирал мотивы, уже развитые им в живописи. Эта гравюра на дереве является частью группы выразительных изображений страха в творчестве Мунка. Сюда же относится "Крик", который художник несколько раз воплощал в картинах и гравюрах. С этим ключевым образом 20 века по содержанию и замыслу тесно связан "Страх". Чувство страха и угрозы - одна из центральных тем Мунка. Художник понимал эти эмоции как фундаментальные, формирующие человеческие переживания.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Мадонна (Любящая женщина)". 1895-1902 годы. Цветная литография и цветная гравюра на дереве.. Государственные музеи Берлина, медный гравюрный кабинет.
Одно из самых известных имиджевых произведений Мунка и ключевая работа в его "Фризе Жизни". Его основные мотивы он также реализовал в принтах. Существуют несколько живописных и графических версий "Мадонны". Обнаженная женщина выглядит самоуверенной и полностью сосредоточенной на себе. Ореол и волнистые линии на заднем плане вместе с названием "Мадонна" придают композиции христианский характер. В некоторых литографиях Мунк подчеркивает сексуальную интерпритацию: на рамке, включенной в рисунок, можно увидеть сперматозоидные формы и эмбрион.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Поцелуй", 1902 год. Цветная гравюра на дереве. Мункмузей Осло.
"Именно Мунк был первым, кто попытался изобразить тончайшие психические процессы", -писал в 1894 году его близкий друг, польский писатель Станислав Пшибышевский, когда-то изучавший медицину. Образ Мунка как чуткого гения, раскрывающего в своем искусстве внутренние миры и истины, восходит к нему и берлинскому кружку "Черного поросенка".
Эдуард Мунк
Эдуард Мунк "Вампир", 1902 год. Цветная литография. Мункмузей Осло.
Сосредоточение Мунка на человеческой психике происходит на фоне новаторских психологических исследований его времени, особенно бессознательного, проведенных, в частности, Вильгельмом Вундтом и Зигмундом Фрейдом. По мнению Мунка, психика таит в себе неиспользованный потенциал, который необходимо исследовать художественно: "Человечество, вы велики, потому что несете в себе мир".
Эдуард Мунк. Слева наверху:
Эдуард Мунк. Слева наверху: "Ревность". 1896 год. Литография. Слева внизу: "Вечер. Меланхолия. (На пляже)". 1896 год. Гравюра на дереве. Справа: "Смерть в палате больного", литография, 1896 год. Государственные музеи Берлина.
Эдуард Мунк.
Эдуард Мунк. "Анна и Вальтер Лейстиковы", литография, 1902 год. Мункмузей Осло.
Художник Вальтер Лейстиков был одним из друзей Мунка в Берлине. Он поддержал норвежца, который был на два года старше его , по случаю скандальной выставки в Берлинском обществе художников в 1892 году. Тогда Лейстиков опубликовал ироничную статью, которую озаглавил "Дело Мунка". Лейстиков написал об искусстве: "То видно, что переживаешь, то, что чувствуешь!". Десять лет спустя Мунк изобразил друга вместе с женой Анной, приехавшими из Дании. На заднем плане, схематично, их дочь.
Эдуард Мунк
Эдуард Мунк "Катафалк на Потсдамерплатц", 1902 год. Масло на холсте. Мункмузей Осло.
Эдвард Мунк опередил свое время. Его интересовала психология, элементарные чувства, в которых он видел то, что объединяет людей. Его уменьшенные, красочные картины любви, страха, смерти, были встречены непониманием и сопротивлением. В Берлине Мунк начал эксперементировать и представил свои картины серией. Он хотел показать, как связаны между собой темы, и надеялся, что они объяснят друг друга.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Группа деревьев на пляже" 1904год. Масло на холсте. Мункмузей Осло.
Мунк с самого начала дистанцировался от традиционных формул и содержания образа и потребовал: "Должны быть живые люди, которые дышат и чувствуют, страдают и любят".
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Девушка поливает цветы" 1904 год. Масло на холсте Мункмузей Осло.
В 1893 году Мунк впервые сгруппировал шесть работ для самостоятельно организованной выставки в Берлине как этюд к серии "Любовь". На другой выставке в галерее Уго Барроччио в Берлине в 1895 году последовательность изображений уже значительно увеличилась.
Эдвард Мунк.
Эдвард Мунк. "Молодежь на пляже". 1904 год. Масло на холсте. Мункмузей Осло.
Мунк снова расширил эту идею в 1902 году, на ежегодной выставке Берлинского сецессиона. С 22 работами он показал свою самую обширную презентацию на сегодняшний день, включив теперь еще и тему смерти. Но амбициозный проект Мунка не принес того прорыва, на который он надеялся. "Фриз жизни", как позже назвал художник свой проект, сьал его главной работой, которую он постоянно собирал заново.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Лето в парке" 1904 год. Масло на холсте. Мункмузей Осло.
В 1904 году Эдвард Мунк создал для офтальмолога, коллекционера Макса Линде так называемый "Линде-фриз". Десять картин, которые Мунк написал в Берлине, предназначались для украшения детской комнаты на вилле Линде в Любеке. Линде картины понравились, но Мунка нашел их слишком тяжелыми для маленькой комнаты, но "полными сияния и света". Линде в конечном итоге отверг фриз, он и его жена посчитали, что некоторые мотивы, в т.ч. изображение целующихся пар, не подходят их сыновьям. Затем Мунк выставил серию изображений в Берлине в 1905 году в мастерской художника Леонарда Больдта.
Эдуард Мунк.
Эдуард Мунк. "Танец на пляже". 1904 год. Мункмузей Осло.
Картина представляет собой один из нескольких вариантов мотива "Танец жизни", который Мунк впервые разработал между 1899 и 1900 годами. Будучи ключевым изображением "Фриза жизни", он также является частью украшений фриза, который Мунк выполнил для Любекского коллекционера Макса Линде и созданного для берлинского театра Макса Рейнхардта. Картина прослеживает развитие любовных отношений. Цвета одежды трех женских фигур имеют символический характер. Сам Мунк писал: "Я танцевал со своей первой любовью; это было воспоминание о ней. На сцену выходит улыбающаяся златовласая женщина и хочет сорвать цветок любви... С другой стороны она одета в черное и смотрит с грустью на танцующую пару". Эта картина - одна из нескольких с таким сюжетом.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Поцелуй", 1897 год. Масло и темпера на холсте. Мункмузей Осло.
После трагического расставания с Туллой Ларсен, Мунк погрузился в алкогольные излишества. Берлин с его богемной элитой, предлагал множество питейных мест. В результате художник все более страдал от перепадов настроения, галлюцинаций и паранойи. В октябре 1908 года он упал в Копенгагене, перебрав виски. И отправился в частную клинику на лечение, которое прошло вполне успешно.Он написал: "Да, для меня все кончено. Боль и радость смешали время алкоголя - чудо. Тот мир для меня теперь закрыт".
Эдвард Мунк.
Эдвард Мунк. "Красное и белое", 1899 - 1900 годы. Масло на холсте. Мункмузей Осло.
Эту работу Мунк выставил в Берлинском Сецессионе в 1902 году. Изображая жизненные картины, он рассказывал о зародышах любви, о смерти любви, о страхе перед жизнью и смертью. Картина намекает на разные этапы жизни двумя контрастирующими фигурами женщин. В то время, как фигура в белом платье, по-видимому, все еще отварачивается, ничего не говоря, и смотрит на море, темный лес позади, женщина в красном создает сцену, загадочная, особенная.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Глаза в глаза", 1899 - 1900 годы, масло на холсте. Мункмузей Осло.
В 1902 году Берлинский Сецессион пригласил Мунка для ежегодной выставки. №Выставил столь поношенный цикл картин о любви и смерти", - с гордостью сообщил другу художник. Мунк отобрал для этой цели 22 картины, в том числе - "Глаза в глаза". Газета "Берлинрер Тагеблатт" объявила презентацию кульминацией выставки: зал скульптур будет украшен фризом норвежца, который около 10 лет назад вызвал бурю эмоций своими экспериментами в живописи и заявлением о вступлении в Берлинскую Ассоциацию Художников. Фриз - изображение человеческих страстей и жизненных ценностей, связанных идеями и цветовыми аккордами.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Вампир", 1916 - 1918 годы. Масло на холсте. Мункмузей Осло.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Два человека (Одинокие)". Масло на холсте, 1935 год Мункмузей Осло.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Посещение туберкулезного санатория", 1902-1903 годы. Казеин на холсте. Мункмузей.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Смерть и весна", 1893 год. Масло на холсте. Мункмузей Осло.
Эта картина была представлена в Берлине в 1893 году. Тема смерти занимала художника с самого начала его занятия живописью. Еще до того, как он расширил свой "Фриз жизни", включив эту тему на Берлинском Сецессионе в 1902 году, он включил в свои выставки картины умирающих или мертвых. Возможно, Мунк здесь имел дело с трагической смертью своей покойной матери Лауры, которая умерла от туберкулеза, когда ему было пять лет. В своих более поздних картинах "Ребенок и смерть" 1899 года художник еще раз вернулся к композиции лежащих мертвых на заднем плане. Однако в более поздних версиях основное внимание уделяется ужасу ребенка.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Женщина", 1925 год. Масло на холсте. Мункмузей Осло.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Меланхолия (Вечер)". 1891 год. Масло на холсте. Мункмузей Осло.
Эту версию "Меланхолии" художник представил на выставке "Скандал" в Товариществе берлинских художников в 1892 году. В истории "Фриза жизни" этот мотив обращается к ревности и одиночеству, которые следуют за счастливыми моментами любовных отношений. С самого начала он был неотъемлимой частью вариантов фриза. Также "№Линде фриз" и "Райнхардт фриз", которые показаны выше. Поразительно то, что Муек лишь набросал на холсте композицию этого раннего варианта цветными карандашами и графитом, и лишь несколько частей маслом, и картины вызвали такое возмущение в Берлине.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Ревность", 1907 год. Масло на холсте. Мункмузей.
1.
1. "Автопортрет в мастерской на Лютцовштрассе", 1902 год. Берлин. 2. "Автопортрет на чемоданев своей мастерской Лютцовштрассе", Берлин, 1902 год. 3. "Автопортрет на чемодане в мастерской Лютцовштрассе", 1902 год, Берлин. ;. "Вальтер Лейстиков в своей маст
В первые годы своего пребывания в Берлине Мунк жил в довольно скромных условиях, часто менял гостиницы, гостевые дома и квартиры. Вернувшись в конце 1901 года на Шпрею, художник снял себе студию на Лютцовштрассе, 82. С этим местом он уже был знаком черезсвоего друга Вальтера Лейстикова, который сам работал там несколько лет назад. В своем новом помещении Мунк фотографировал не только моделей и посетителей, но и самого себя. На атмосферно насыщенных фотографиях, видны и многочисленные картины, над которыми в то время работал художник. В конце 19 века любительская фотография пережила бурный рост. Простые в использовании коробчатые камеры завоевали рынок. Эдвард Мунк также приобрел в Берлине в 1902 году самую популярную модель того времени: Кодак Буллс Ай N 2. Камера оказалась легкой, удобной и простой в использовании.
1. Автопортрет с моделью на пляже. Варнемюнде,  1907 год. 2.
1. Автопортрет с моделью на пляже. Варнемюнде, 1907 год. 2. "Автопортрет в обнаженном виде", Варнемюнде, 1907 год. 3. "Эдвард Мунк перед надгробиями", Берлин, 1902 год. 4. "Альберт Коллманн перед надгробиями", Берлин, 1902 год. 5. "Выставка Мунка в Поле
Немецкая торговля произведениями искусства имела решающее значение для международной карьеры Эдварда Мунка. В частности, важной выставочно-торговой площадкой для Мунка стал берлинский художественный салон Пауля Кассирера, на Викториаштрассе, в районе Тиргартен. Кассирер, отстаивавший модернизм, организовал 10 презентационных работ Мунка в Берлине, с 1903 по 1921 годы, включая несколько персональных выставок. Арт-дилер также был управляющим директором Берлинского Сецессиона. В 1907 году Мунк задокументировал обширную презентацию своих работ в Кассирере, в том чмсле портрет Элизабет Фёрстер Ницше, который показан выше. Отпечатки выполнены без увеличения прямо с негатива в формате 9 на 9 см. Было возможно делать от 6 до 12 экспозиций на целлулоидной пленке. Можно было отнести пленки в магазины Кодак или отпечатать фото самостоятельно. Мунк использовал эту камеру до 1910 года, и только позже он купил в Норвегии новую, и с 1926 года продолжил свою фотографическую деятельность. Многие фотографии ранних лет сделаны в Берлине. На большинстве кадров показано ближайшее окружение Мунка. Он снимал себя, свою студию, друзей и знакомых и докуаментировал свои выставки. В отличии от многих других художников того времени, которые также фотографировали, Мунк почти не использовал эту технологию для подготовки своих работ. Однако в его фотографическом фонде исключительно большое количество автопортретов.
Краткая биография художника:
Краткая биография художника:
1863 - родиося в Лётене, Норвегия. 1881 - после прекращения учебы в области архитектуры, Мунк поступил в Королевскую школу рисования в Осло. 1889 - первая персональная выставка в Осло. До 1892 года несколько раз ездил во Францию, в т.ч. Париж. 1892 - выставка в Берлинском союзе художников закрывается досрочно и вызывает скандал. Мунк переехал в Берлин, где жил в основном до 1895 года, где часто выставлялся и заводил контакты. 1894-1895 - в Берлине мунк освоил техники офорта и литографии. 1896 - переехал в Париж, где тщетно пытался закрепиться до 1897 года. 1898 - с этого года он мечется между Норвегией, Францией, Италией и Германией. 1901 - возвращение в Берлин, где Мунк снял студию. 1902 - принял участие в 5-й Берлинской выставке Сецессион, где показал версию своего более позднего "Фриза жизни". 1904 - стал членом Берлинского Сецессиона. 1906 - работал над декорациями к пьесам Генриха Ибсена для Камершпиле Немецкого театра. Для Зала Приемов он изобразил то, что позже назвали "Фриз Райнхардта". 1907 - последнее длительное пребывание в Берлине до зимы 1908 года. Усилились проблемы с алкоголем. Нервный срыв в Копенгагене, реабилитация. 1909 - художник навсегда переезжает в Норвегию, но продолжет присутствовать на художественной сцене Берлина. 1916 - покупка поместья Экели, неподалеку от Осло, где он и прожил до самой смерти.Даже во время ПМВ он поддерживал контакты с Германией. 1923 - стал членом Прусской академии художеств в Берлине. 1927 - большая ретроспектива в Берлинской Национальной Галерее с 244 работами. Одновременно выставлено 150 гравюр. 1937 - во времена нацизма 83 произведения Мунка были конфискованы из государственных коллекций в ходе компании "Дегенеративное искусство". 1940 - оккупация Норвегии немецкими войсками во время ВМВ. Мунк завещал свое имение Осло, сейчас в нем музей Мунка. 1944 - 23 января художник скончался в своем имении.
Студия Мунка в Берлине.
Студия Мунка в Берлине.
Художник часто менял свое скромное жилье в отелях и гостевых домах Берлина. Гарри Граф Кесслер описывает посещение в 1895 году Мунка: "Мунк живет ... на четырех лестничных пролетах в студенческой квартире. Он освободил гостиную и использует ее как студию. Бледный зимний свет падает через два незанавешенных окна на большие красочные незавершенные картины, стоящие, прислонившись к стенам, а горькая смесь паров скипидара и сигарет поднимается дымом к носу". Вскоре Мунк переехал в отель. Ему пришлось покинуть квартиру из-за "некоторых мелких животных". Когда Мунк в 1901 году приехал в Берлин на более длительный срок, он снял более комфортабельную квартиру, "Идеальную студию с гадом для освещения и приготовления пищи", - восторгался художник.
Эдвард Мунк времен Скандала в Берлине 1892 года.
Эдвард Мунк времен Скандала в Берлине 1892 года.
Та выставка на Шпрее закончилась очень быстро, после скандала она закрылась, вскоре после открытия. Но, уже тогда, "продвинутые" современники, вроде его соотечественника Кристиана Крога считали его великим новатором современной норвежской живописи. Тот период охватывает три этапа: за немцами - "коричневыми", изображавшими природу и сельские мотивы, в приглушенном стиле дюссельдорфской школы живописи, последовали "голубые" пленэристы. У Крога с Мунком появился третий этап, и аудитория начинает быстро расти.
Мастерская в Берлине.
Мастерская в Берлине.
Даже при жизни художника уже не было сомнений: Эдвард Мунк становится "Мунком" в Берлине. По случаю большой ретроспективы 1927 года в Национальной галерее Берлина, в газетной статье говорилось: "Все художники клянутся Парижем, и, возможно, они правы. Но им необходимо сфотографировать Берлин, - это необходимо их искусству, чтобы процветать... Мунк учился в Париже, но "родился" в Берлине!". Сам Мунк поначалу относился к Берлину неоднозначно. Он рано осознал возможности, которые открывала ему развивающаяся арт-сцена Берлина. В письме домой он писал: "Однако у меня такое чувство, что скоро мне надоест Берлин - тогда я либо перееду в Париж, либо домой, в Норвегию - Берлин никогда не будет городом искусства, или, по крайней мере, не в долгосрочной перспективе".
Эвард Мунк, Берлин, около 1905 года.
Эвард Мунк, Берлин, около 1905 года.
Афиша выставки "Эдвард Мунк и Аксель Галлен". Галерея Уго.
"Опьянение". "Автопортрет с бутылкой вина", 1906 год.
"Однажды, - толькочто был основан "Пятачок" - там появился молодой норвежец, в светлой пелерине, цилиндре на голове, и с мечтательными глазами на усталом, угрюмом, но энергичном лице. Это был Мунк", - сообщает современник. Представители богемы, в т.ч. многие скандинавы, встречались в берлинском винном баре "Zum Schwarzen Piglet".Свободные от буржуазных ограничений люди пили, философствовали, спорили и танцевали ночи напролет. Эдвард Мунк, употреблявший большое количество алкоголя, также ценил опьянение как стимулятор своего творчества. На протяжении многих лет друзья с беспокойством реагировали на его поведение: "Просто хватит пить, черт возьми! Берлин - опасное место, а все ваши уважаемые соотечественники - более или менее любители влажности", - напутствовал художника в 1906 году коллекционер Макс Линде.
"Возбуждение".
Берлин, 1906 год.
"Крик" в живописи и в графике.
В 1893 году художник впервые выставил ранюю версию в Берлине. Под названием "Отчаяние" он представил картину в залаах коммерческого здания на Унтер--ден-Линден. "Если господин Мунк хотел пренебречь публикой, то ему это удалось", - написал критик.
"Крик" в живописной версии является иконой модернизма и редко сдается в аренду для выставок.
Мунк пишет: "Я шел по улице с двумя друзьями. Солнце зашло. Небо стало кроваво-красным, и я почуствовал легкую меланхолию...Кровь и огонь висели над иссиня-черным фьордом и городом. Мои друзья ушли, а я остался, дрожа. И я почуствовал великий, бесконечный крик, эхом разносящийся по природе".
Муза, подруга, жена друга.
Муза, подруга, жена друга.
"Стройная, с формами Мадонны Треченто, с улыбкой, сводившей с ума мужчин", - так искусствовед Юлиус Майер-Грефе описывает пианистку и писательницу Дагни Юэль (1867 - 1901). На фото - с мужем, Станиславом Пшибышевским, другом Мунка. "Она была очень нежной королевой, полной приподнятого настроения, дерзкой развязности и мальчишеского достоинства, оставшегося невредимым даже среди хаотического безумия". Для многих мужчин из круга "Черный поросенок" эта норвежская женщина стала проекционным экраном для эротических и женоненавистнических фантазий, начиная с 1893 года. Эдвард Мунк писал о ней: "Ее невероятная красота, возбуждающая натура и ум - и такая по-норвежски женственная и личная...! экзотически аристократичная - все это не давало сплетникам покоя в их темных углах", - пишет он. Что касается его личной жизни: в 1898 году он встретился в Осло с Матильдой Ларсен. Они влюбились, и обручились, но позже расстались и вновь сблизились, и, наконец, в 1902 году окончательно расстались. Отношения закончились достаточно трагически: художнику выстрелили в средний палец. Точные обстоятельства происшествия до сих пор неясны. Эмоциональные взлеты и падения, проведенные вместе, на многие годы предоставили Мунку материал для его основных тем любви и смерти. В черновике письма к своей возлюбленной от 1899 года, которое она, вероятно, не получила, он просит: "... и не упрекайте меня, просто пожалейте меня. Я, который не может и не хочет прожить жизнь, я, о котором я просто сижу в окне со своей мучительной тоской, красочная, странная, ужасная жизнь вокруг меня".
  1. Берлинские дворики, еврейский квартал, искусство графити
  2. Берлин с воды — прогулка по Шпрее
  3. Истсайдская галерея и шедевр Калатравы
  4. Пешком по Берлину
  5. Просто прогулка по просто Берлину
  6. Еврейский, и не только, Берлин
  7. Бранденбург — болота балтийских славян, Высоцкий и удивительные истории
  8. Шпреевальд — самая обширная водная сеть Европы и Люббенау — город огурцов
  9. Курортный столичный Потсдам
  10. Немного музыкального Берлина, история трех музыкантов
  11. Гуляю по Берлину — на границе двух стран
  12. Выставка Франса Хальса
  13. Мемориал жертвам войны и насилия
  14. Ботанический сад Берлина.
  15. Кафедральный собор Берлина
  16. Поезд жизни, поезд смерти
  17. Берлинский парк животных
  18. Ванзее — окончательное решение еврейского вопроса
  19. Святая София, духовный и политический институт
  20. Музей Магии и магическое шоу
  21. Пергамон — панорама — пока музей на карантине
  22. Сан Суси — Прусский Версаль
  23. Прогулка в Новом Саду
  24. Исторический лев в Берлине — почти кино
  25. Если не сведут с ума римляне и греки. Финальная часть — эротика, римский быт. Часть 4.
  26. Парк и Дворец Глинике — один из многочисленных берлинских зеленых островков
  27. Римские захоронения нашей эры. Римский плагиат - копии греческих оригиналов. Часть 3
  28. Лучшее у этрусков, да и римское неплохо. Часть 2.
  29. Хотите поменяться? Например, Пауэрса на Абеля!
  30. Лучшее греческое вне Греции, да и римское неплохо. Часть 1
  31. Старая национальная галерея Берлина
  32. Импрессионисты в Старой Галерее Берлина
  33. Выставка Поля Гогена в Старой Галерее
  34. Выставка «Мунк в Берлине» в Берлине
  35. Современное искусство в Берлине, часть 1.
  36. Фестиваль уличной еды в разгар «пандемии»
  37. Шоппинг в Берлине
  38. Берлинская республика — ресторан со своей Конституцией
  39. Мир супов в Берлине
  40. Океанариум в азиатском ресторане
  41. Прекрасное место для еды и отдыха на окраине Берлина (любителям китайской кухни).
  42. Вы полицейский, спасатель или пожарный? Вам обед бесплатно!

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому
[ 0,22227 ] / [ 77 ] / [ 0,16049 ]