Фотоальбом

Выставка Франса Хальса

12 34
iPhone 15 Pro Max
Запустить слайдшоу

В Берлинской Галерее проходила великолепная выставка Франса Хальса. Респект кураторам- были не просто собраны лучшие работы художника, они были прекрасно скомпонованы, чудесно оформлены залы и сделаны прекрасные пояснения к каждой картине!

Наряду с Рембрандтом и Вермеером, Франс Хальс является одним из самых выдающихся голландских художников 17 века. Его считают одним из самых важных портретисов в истории европейского искусства.

Будучи одним из самых новаторских портретистов 17 века, Франс Хальс неоднократно нарушал портретные традиции того времени. Он придавал сюжетам исключительную естественность и доступность, выбирал необычные позы или изображал людей, которые как кормилица Катарины Хофт, не входили в социальную элиту.

На основе своих жанровых картин Хальс разработал беспрецедентно свободную манеру письма, сделавшую его самым современным художником своего времени: он постепенно применял ее к своим картинам как свою визитную карточку.

Хальс придумал множество новых мотивов как в портретной, так и в жанровой живописи. Границы обоих жанров нередко размывались в его произведениях. Своими жанровыми фигурами он помогал неизвестным людям в обществе добиться видимости. Модели — простые люди, актеры, проститутки, собственные дети. Герои Франса Халсаполны жизненной энергии и радости жизни.

В своих портретах Хальс отрывается от традиционных поз и изобретает новые, реалистичные мотивы поз и жестов. Он мастерски улавливает мимолетный момент движения или выражения лица. Важным элементом здесь является улыбка, которую демонстрируют многие изображенные люди.

Помимо портретов, Хальс пишет многочисленные жанровые картины и этюды персонажей в узких рамках. Изображенные зачастую простые люди, бедняки и социальные аутсайдеры, которым нет места в портретной живописи того времени. Обычно они выглядят как поясные фигуры или поясные портреты, и поэтому приобретают почти портретное качество. Но Хальс здесь гораздо свободнее, чем в своих заказных портретах, и уже с самого начала использует несравненно свободную манеру письма. Его жанровые персонажи также часто демонстрируют поведение, идущее вразрез с нормами времени: например, открытый смех или пьянство. При этом он ссылается на глупость и порок.

Хальс писал работы для независимого арт-рынка. Они были очень популярны и их можно было приобрести по относительно низким ценам. Это виртуозные произведения, демонстрирующие художественное мастерство Хальса. Однако он почти никогда не изображает религиозные сюжеты, исключение составляет лишь серия изображений евангелистов.

Франс Хальс руководил большой мастерской, где писал сам, его младший брат Дирк, и обучал студентов. Это предлагало ему большой источник дохода. Кроме того, с ним работали помощники и подмастерья. В современном документе он называет эту колоритную группу «своим народом».Число учеников и сотрудников неизвестно. Однако, учитывая его 50-летний опыт работы художником, оно, вероятно, было очень большим.

Хальс явно призывал своих учеников идти своим путем и развивать свою изобретательность и стиль. Практически во всех случаях творчество бывших коллег Хальса существенно отличается от творчества их учителя, как стилистически, так и тематически. Джудит Лейтер — исключение. Ее картины очень похожи на картины Хальса.

И, в финале, показано, как Франс Хальс стал предвестником модернизма. Его работы никогда не были забыты, но их долгое время считали второстепенными. Его техника спонтанной живописи, которой сегодня так восхищаются, воспринималась как небрежная и неприемлимая. Лишь в 19 веке Хальс был заново открыт как одинр из величайших голландских художников 17 века, благодаря публикациям искусствоведа Теофиля Торе-Бюргера.

В то же время работы Хальса стали источником вдохновения для реалистов и импрессионистов, таких как Макс Либерман, Вильгельм Лейбль и Ловис Коринт. Они с энтузиазмом относились к правдивым работам голландца и свободным, похожим на эскизы его картинам, которые они использовали в своих произведениях. Эта новая оценка проявилась не в последнюю очередь в росте цен на произведения Хальса, так что на рынок стали поступать подделки егшо произведений.

«Франс Хальс превосходит почти всех своей необыкновенной манерой живописи, которая является его собственной, потому что в его живописи есть такая сила и жизнь, что он словно бросает вызов самой природе своей кистью, о чем свидетельствуют все его портреты…, которые написаны таким образом, что они дышат и живут!» Теодор Шревелинс, 1648 год.

«Так и хочется сказать, что Франс Хальс рисует так, как фехтует, и обращается с кистью, как с рапирой». Теофиль Торе-Бюргер, 1860 год.

158284 — Франс Хальс родился в Антверпене, в семье Франшуа Франса Хальса и Андиентье ван Гертенрейк.

1585/86 — после испанской оккупации Антверпена родители Хальса эмигрировали со своими детьми в Харлем, Голландия.

1603 — Франс Хальс работает с художником из Харлема Карелом ван Мандером, занимается преподаванием.

1610 — Хальс становится членом гильдии художников Харлема и утверждает себя как независимый мастер.

1610 — свадьба Франса Хальса и Аннеке Харменсдр. Из троих детей пары только один достигнет совершеннолетия.

1612 — 1624 — Хальс является членом Стрелковой Гильдии Святого Георгия в Харлеме.

1615 — умерла первая жена Хальса.

1616 — поездка в Антверпен на несколько месяцев.

1616 — 1624 — Хальс — ассоциированный член Ассоциации риторов «Виноградные усики».

1617 — Вторая женитьба Хальса, на Лисбет Рейнлерсдр. Из 11 детей пары 8 достигнут совершеннолетия.

1644 — Хальс на год становится главой Гильдии Святого Луки.

1655 — Франс Хальс становится членом голландской реформаторской общины в Харлеме.

1662 — 1666 — Хальс получает финансовую поддержку от города Харлема, чтобы прокормить себя.

1666 — 1 сентября Франс Хальс похоронен в церкви Святого Бавона в Харлеме.

Кружева с воротничков на картинах Хальса.
Кружева с воротничков на картинах Хальса.
Первый и второй залы называются "Мастер мимолетного мгновения". Клиенты Хальса, в основном, принадлежали к политической и экономической элите Харлема. Помимо групповых портретов большого формата, он создал бесчисленное множество индивидуальных портретов богатого среднего класса. Он также специализировался на жанровых картинах, в которых показаны фигуры из повседневной жизни в натуральную величину и их изображение чрезвычайно индивидуально.
Франс Халс (1582/84 - 1666 гг.)
Франс Халс (1582/84 - 1666 гг.) "Портрет супружеской пары, вероятно, Исаака Абрахамса Массы и Беатрикс ван дер Лаен", около 1622 года. Рейксмузеум, Амстердам.
Этой ранней работой Халс уже нарушил строгие правила голландской портретной живописи: редко когда нарисованная супружеская пара выглядела так непринужденно друг с другом. Мужчина небрежно прислонился к дереву, а его жена уверенно демонстрирует помолвочное и обручальное кольца. Гарлемский купец Исаак Абрахам Масса был хорошо знаком с Халсом и возможно, именно это способствовало необычно нетрадиционной постановке.
Смеющийся мальчик
Смеющийся мальчик". Около 1625 года. Маурицхейс, Гаага.
Франс Халс - изобретатель "трони" счастливых детей. "Трони" - "голова" или "лицо". Эти картины представляют собой не портреты конкретных людей, а головы персонажей, относящиеся к категории жанровой и исторической живописи. Таким образом, у Халса была возможность экспериментировать, учитывая пожелания своих клиентов. Вероятно, его собственные дети также служили моделями для таких работ.
"Веселый пьяница". Около 1628 года. Рейксмузей Амстердама.
Веселый пьяница поднимает бокал с вином, как будто он сидит напротив зрителя. Его одежда идентифицирует его как офицера, или члена стрелковой гильдии. Но, это, вероятно, не портрет, а жанровый персонаж. Рот открыт в улыбке, а схематичная, свободная манера письма не соответствует условностям портретной живописи того времени, когда картина была создана.
"Молодая женщина" - "Богемьянка" Около 1630 года. Музей Лувра, Отдел живописи, Париж.
Озорная улыбающаяся женщина с пышным декольте, возможно, была создана по образцу харлемской проститутки. Об этом говорят индивидуальные черты ее лица. В своих жанровых картинах Франс Хальс неоднократно изображал социальных аутсайдеров, выходцев из харлемских низов. Новым является портретный характер картины и отсутствие атрибутов, имеющих нравоучительный смысл.
"Смеющийся мальчик с бокалом вина" "Смеющийся мальчик с флейтой", около 1627 года. Государственные замки, сады и коллекции произведений искусства Мекленбург-Передней Померании, Шверин.
Круглые картины двух мальчиков, стоящих лицом друг к другу, являются ярким примером свободной живописной манеры Хальса, его "грубой манеры". Он создает фигуры широкими мазками, которые нанесены рядом, но не связаны. Лишь в глазах зрителя они сливаются в единое целое. Эта манера письма кажется нам сегодня чрезвычайно современной, поскольку она создает впечатление непосредственности: Хальс уловил в картине мимолетное движение.
"Портрет Питера Вердонка" (?), около 1627 года. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург. Дар Джона Мубрея из Намуна, 1916 год.
Портрет представляет собой смесь жанровой живописи и портрета, и, скорее всего, изображает Питера Вердонка из Харлема. В 1623 году он был предупрежден за словесные нападки под угрозой тюренмного заключения. Челюсть в его руке относится к оружию библейского героя Самсона. Это символизирует способность натурщика причинить вред своим противникам силой своих слов.
"Портрет Катарины Хофт с кормилицей" 1619\20 г. Картинная галерея Государственного музея Берлина.
Хальс показывает маленького ребенка из богатой семьи и его кормилицу, и их тесную связь. Изображение слуг как равных противоречит портретным традициям того времени. Катарина родом из уважаемой амстердамской семьи. Она роскошно одета, а кормилица в простом черном платье. Хальсу удается найти баланс между приличествующей постановочностью и яркой индивидуальностью.
"Портрет Иоганна Акрония", около 1627 года. Картинная галерея Государственных Музеев Берлина.
Иоганнес Акрониус приехал в Харлем в качестве кальвинистского проповедника. Он известен своим красноречием и печально известен своим религиозным рвением. Хальс показывает его как ученого богослова, отрывающего взгляд от чтения. Эта поза, как и рука на раме, создает впечатление непосредственности и доступности. Изображение послужило масштабным шаблоном для широко распространенной портретной гравюры.
"Мужской портрет", 1627 год. Картинная галерея Государственных музеев Берлина.
Неизвестный мужчина кажется настоящим и живым. Он смотрит прямо на зрителя, и вытягивает левую руку за овальную рамку картинного пространства. Этот прием усиливает впечатление непосредственности и сиюминутности, которыми знамениты портреты Хальса и сегодня. В основном он писал картины небольшого формата по дереву. Этот портрет - одна из трех сохранившихся работ на меди.
"Мужской портрет" 1625 год. Картинная галерея Государственных музеев Берлина.
Богатый господин в поясной фигуре принадлежит к группе портретов малого формата Хальса. В нее вошли около 40 работ. Поза натурщика выражает уверенность в себе и гордость. Одежда у него модная и дорогая: к черному камзолу он носит рюшу из тончайшего льна, украшенную фламандским коклюшным кружевом. Черная накидка через левое плечо украшена замысловатыми цветочными узорами.
"Портрет ИсаакаАбрахамса Массы", 1622 год. Коллекция Девоншира, Чатсуорт.
Необычная поза натурщика со скрещенными на груди руками, объясняется оригинальным фоном картины, который похже был закрашен. Там можно было увидеть олицетворение смерти и зависти. Поза Исаака Массы, вероятно, призвана выразить неповиновение и неприятие. Зерновой торговец и дипломат реагирует на завистливых конкурентов. Масса был постоянным клиентом Хальса. Примерно тем же временем датируется брачный портрет его и его жены.
Карел ван Мандер (Меулебеке 1548 - Амстердам 1606 гг.),
Карел ван Мандер (Меулебеке 1548 - Амстердам 1606 гг.), "Мужской портрет". 1592 год.Венский музей Истории Искусств, картинная калерея.
Карел ван Мандер - единственный известный учитель Франса Хальса. Особую известность он получил благодаря биографиям голландских художников 15-16 веков, опубликованным в 1604 году. Сохранился только один портрет его руки: этот венский портрет. В отличии от Хальса, ван мандер использует плавный стиль рисования, благодаря которому объект кажется статичным и далеким. Здесь нет ничего, что указывало бы на живую сиюминутность портретов Хальса.
"Портрет мужчины с черепом", около 1612 года. Фонд Генри Барбера, Институт Изящных Искусств Барбера Бирмингемского Университета.
"Неизвестная пара в три четверти" - одна из самых ранних работ Хальса.. Господин, одетый в старомодную одежду, держит в левой руке череп как символ быстротечности. Подобные аллегорические дополнения Хальс уже не использовал в более поздних портретах. По позе и сдержанному выражению мужской портрет напоминает картину своего учителя Карела ван Мандера.
"Портрет стоящей женщины", около 1612 года. Коллекция Девоншира, Чатсуорт.
Возраст неизвестной дамы, указан слева от ее герба - 32 года. В знак своего достатка она носит золотое ожерелье с гранатом, с сосудом для благовоний. Серьезная на вид женщина производит такое впечатление, как и ее 60-летний муж. Тем не менее, ее портрет кажется более современным и живым, чем портрет ее мужа, благодаря более свободной манере письма Хальса.
"Портрет Питера Корнелиуса ван дер Мерша", 1616 год. Художественный музей Карнеги, Питтсбург, приобретенный на пожертвования госпожи А.М. Скайфа.
Портрет этого красноречивого оратора весьма нагляден: он протягивает зрителю селедку, отсылая к голландскому выражению "Дать кому-то копченую селедку", что означает "Высмеять". Этот жест подчеркивается надписью: "Кто хочет". Впечателние непосредственности усиливается схематичной манерой письма.
"Путешественник", около 1650 года. Музей Франса Хальса, Харлем. Дар от фонда коллекций Хайнца Кукея, Берлин.
Технологические исследования показали, что этот портрет создан алла прима, т.е. непосредственно и без подмалевка, за один раз. Уменьшенная подготовка панели и отсутствие лака также говорят о быстром процессе изготовления. Не исключено, что изображенный здесь человек, путешествовал, о чем говорит серый плащ, который в то время был частью обычной дорожной одежды.
"Регенты дома престарелых", около 1660 года. Музей Франса Хальса, Харлем.
С 1609 года дом престарелых в Харлеме предлагал места для 60 пожилых мужчин. За ежедневную организацию отвечал "Отец" дома (один справа на заднем плане), и "Мать" дома, в состав совета входили представители харлемской элиты. Они используют Регентскую комнату как комнату для собраний, для которой и предназначен этот групповой портрет. Эта, возможно, последняя работа примерно 80-летнего художника, выполненная крайне схематичными, грубыми мазками.
"Портрет Таймана Оосдорпа", 1656 год. Картинная галерея Государственных Музеев Берлина.
На момент создания этого портрета Тайману оосдорпу было 43 года. Он занимал различные важные должности в Харлеме, и был вдовцом с 1654 года. Хальс сводит портрет к минимуму, а также возвращает грубый стиль живописи, типичный для его поздних работ. Белый воротничое, лицо, и особенно глаза натурщика выделяются на темном фоне.
"Портрет мужчины в шляпе с полями", около 1660 года. Картинная галерея "Старые мастера", Кассель, Гессен.
Хальс мастерски изображает расслабленную позу мужчины, сидящего боком на стуле, подперев руку. Художник изображает модель - мужчину в этой позе не менее девяти раз. Она передает непосредственность и беспечность. В этой поздней работе мотив получает дальнейшее динамическое усиление, благодаря прямому и настороженному взгляду незнакомца и большой, наклоненной вперед гибкой шляпе.
Портрет Тилемана Рустермана
Портрет Тилемана Рустермана", 1634 год. Художественный музей Кливленда, фонд Леонарда Ханны Младшего.
Торговец тканями из Харлема и амстердамец, который был на 14 лет младше Хальса, был женат уже три года, когда Хальс изобразил эту пару в 1634 году. Отдельные портреты умело соединены между собой, образуя брачный портрет, тень мужчины продолжается в изображении его жены, а диагональ соединяет его левую руку с ее лицом. Мастерски переданы материальность и черные тона одежды Рустермана. (портрет жены на следующем фото, к сожалению, не получилось снять вместе. Но они и находятся в разных коллекциях).
"Портрет Катарины Бругман", 1634 год. Частная коллекция.
В портрете Катарины Бругман поражает множество нюансов красного цвета. Они возвращают взгляд к мужскому аналогу и придают изображению Катарины живость и глубину резкости. Согласно надписи, амстердамке было 22 года, когда Хальс изобразил ее вместе с мужем, Тилеманом Рустерманом. Фамильный герьб вверху слева был добавлен их потомками только около 1740 года.
"Портрет Яспера Шаде", около 1645 года. Национальная галерея, Прага.
Утрехтскому патрицию Ясперу Шаде было всего 22 года, когда был создан этот портрет. Он один из немногих клиентов Хальса, которые родом не из Харлема или Амстердама. Эскизная работа создает впечатление крайне самоуверенного холостяка, предпочитающего эксклюзивную одежду. Хальс создает шедевр по меткой характеристике и спонтанному исполнению.
Корнелиус Джонсон ван Сеулен (1593 - 1661 гг.),
Корнелиус Джонсон ван Сеулен (1593 - 1661 гг.), "Портрет Яспера Шаде". 1654 год. Рейксмузеум Твенте, Энсхеде.
На портрете изображен Яспер Шаде через пять лет после свадьбы с Корнелией Стрик ван Линшотен. По сравнению с портретом холостяка, который создал Хальс девятью годами ранее, одежда здесь более сдержанная, Шаде все еще кажется самоуверенным, но портрету не хватает выразительности и динамичной живости старой работы. По сравнению с техникой свободной живописи Хальса, стиль здесь гораздо мягче.
"Портрет женщины", около 1632-35 года. Картинная галерея Государственных музеев Берлина.
Портрет похож на гораздо более поздний портрет Марии ван Стрейп работы Йоханнеса вер Шпронка. Оба изображения представляют собой замужнюю женщину из высшего социального класса. Они выровнены по левому краю и обращены к зрителю. Особенно заметны различия в технике живописи: тонко дифференцированная и четкая манера живописи контрастирует с закрытой техникой Хальса.
Иоганнес Корнелиус Верспронк (1600 - 1662 гг.),
Иоганнес Корнелиус Верспронк (1600 - 1662 гг.), "Портрет Марии ван Стрейп", 1652 год. Рейксмузей Амстердам, приобретено при поддержке фонда Кляйндерта, фонда Стортенбекера, банка Лотеридж и самого музея.
На портрете изображена 25-летняя Мария ван Стрейп, происходящая из уважаемой семьи, занимающейся текстильным производством и торговлей. В этой картине изюминка - тонко дифференцированный стиль живописи. Портретист из Харлема берет мотив руки у Хальса, лежащей на спинке кресла, и таким образом достигает неформальной постановки. Однако по сравнению с картиной Хальса, поворот тела Марии более сдержанный.
"Портрет члена семьи Койманов", 1645 год. Национальная галерея искусств, Вашингтон. Коллекция Эндрю Меллона.
Молодой человек в изящной французской одежде. Однако со времени портрета Кавалера, 1624 года, мода изменилась: в 1630-х годах на смену рюшевому воротнику пришел плоский воротник. Это позволило молодым людям, следящим за модой, отращивать волосы, что привело к ожесточенным спорам. Портретный стильт Хальса также эволюционировал: здесь он находит свой, очень свободный стиль живописи.
"Мужской портрет, возможно, Николауса Питерса Дуйста ван Вурхаута. Около 1637 года. Метрополитен - музей, НЙ. Коллекция Жюля Баша.
Портрет принадлежит к группе холостяцких портретов. Изображенный человек, вероятно, является владельцем харлемской пивоварни. Пивоваренная промышленность пользовалась большим престижем в 17 веке и часто была связана с политическим влиянием. Самоуверенная поза модели, заполняющая картину, если смотреть немного снизу, выражает высокое социальное положение натурщика.
"Смеющийся кавалер", 1624 год. Коллекция Уоллеса, Лондон.
"Смеющийся кавалер" считается одним из главных произведений Хальса. Судя по надписи, неизвестному на момент создания картины было 26 лет. он излучает уверенность в себе и радость жизни. Одежда и поза говорят о том, что он холостяк. Он одет по последней французской моде. Как признак высокомерия, непостоянства и тщеславия, это не подходит женатым мужчинам.
Иоганнес Корнелиус Верспронк (1600 - 1662 гг.),
Иоганнес Корнелиус Верспронк (1600 - 1662 гг.), "Портрет молодого человека", 1634 год. Частная коллекция.
С середины 1630-х годовИоганнес Верспронк, наряду с Франсом Хальсом, был самым известным портретистом Харлема. Его портреты существенно отличаются от работ Хальса, но в них обнаруживаются и заимствования с композиционной точки зрения. Этот портрет выполнен гораздо тоньше, чем портреты Хальса. Однако поза с согнутой рукой и легким вращением - заимствована из его работ.
"Мужской портрет", 1635 год. Рейксмузей, Амстердам.
Этот портрет по позе похож на портрет Питера ван ден Броке. Напротив, здесь показана спинка стула. Незнакомец кладет на него руку, погрузившись в свои мысли. Эта поза стала визитной карточкой Хальса. Необычно для его живописной манеры 1630-х годов то, что схематичное, грубое исполнение используется и в лице.
Портрет Питера ван ден Броке
Портрет Питера ван ден Броке", 1633 год. Английское наследие, Кенвуд, Лондон, завещание Айви.
Изображенный человек с приятной улыбкой - адмирал флота Голландской Ост-Индской компании, который зарабатывал деньги, среди прочего, на работорговле и торговле слоновой костью. Его расслабленная, но уверенная в себе поза кажется нетрадиционной. Он получил золотую цепь за 17 лет службы в армии, и здесь он в ней.
Третий зал выставки виден из второго через огромный проем - окно.
Третий зал выставки виден из второго через огромный проем - окно.
При жизни Франса Хальса большая часть населения Харлема имела фламандское происхождение. Основной причиной этого являлась оккупация Антверпена в 1585 году испанцами - католиками, которая заставила многие семьи протестантов, в том числе семью Хальсов, бежать в более толерантную республику Соединенные Нидерланды. С иммигрантами из Фландрии в Харлеме утвердились традиции фламандского искусства, такие как сотрудничество независимых художников.Франс Хальс также участвовал в нескольких общественных проектах. Он вставляет фигуру продавца фруктов в рыночную сцену специалиста по натюрмортам и поручает художнику - пейзажисту создать фоновые изображения не некоторые его портреты. Однако в некоторых случаях заказы начинались Хальсом, но затем завершались или дополнялись другим художником. В данном случае причиной вмешательства нескольких рук мог стать разлад с клиентами.
Картина завершена Питером Кодде (1599 - 1678 гг.)
Картина завершена Питером Кодде (1599 - 1678 гг.) "Гильдия стрелков одиннадцатого округа Амстердама под командованием капитана Рейнье Ризля, известного как "Скудная компания". 1633 - 1637 годы. Рейксмузеум, Амстердам. Взята во временное пользование городо
В 17 веке голландские города охраняли группы добровольной милиции - гражданской гвардии. Их офицеры увековечены в крупноформатных произведениях местными художниками. В 1633 году Амстердамская Стрелковая Гильдия поручила Франсу Хальсу написать групповой портрет. Однако по ходу проекта возникли разногласия, и амстердамский художник Питер Кодде наконец завершил работу в 1637 году.
Питер де Молейн (1595 - 1661 гг.),
Питер де Молейн (1595 - 1661 гг.), "Горный пейзаж с двумя всадниками". Около 1660 года. Медный гравировальный кабинет, Государственные Музеи Берлина.
Сосны и маленькие фигурки мелом на этом рисунке очень напоминают вид леса на портрете Исаака Массы работы Хальса (следующая фотография). Питер де Молейн был независимым мастером с 1616 года и уважаемым специалистом по ландшафту в Харлеме. Он также хорошо знал Исаака Массу, который мог быть посредником в сотрудничестве между ним и Хальсом.
Возможно участие Питера де Молейна.
Возможно участие Питера де Молейна. "Портрет Исаака Абрахамса Массы", 1626 год. Художественная галерея Онтарио, Торонто, по завещанию Фрэнка Вуда, 1955 год.
В своем третьем портрете харлемского торговца зерном Исаака Абрахамса Массы, Хальс представляет мотив руки, перекинутой через спинку стула. С приоткрытым ртом Масса поворачивается влево, как-будто хочет с кем-то поговорить. Вид на лес на заднем плане намекает на его торговую деятельность в России. Пейзаж был написан другим художником, вероятно, Питером де Молейном.
Следующий зал называется
Следующий зал называется "На задворках общества". "Игрок в Роммель-пот", около 1620 года. Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт.
В этой ранней работе Хальс опробовал основные элементы своей жанровой живописи: бурное счастье, дети, музыка. В центре мужчина играет в так называемый Банк Роммеля. Этот народный инструмент в то время был особенно популярен среди детей. На картине группа дерзких и веселых детей дает игроку монетки. Вероятно, этим человеком является Бунтье, психически больной игрок, известный в Харлеме.
"Мальчик - рыбак в пейзаже", около 1638 года. Королевский музей изящных искусств Антверпена - Фламандское сообщество.
Хальс неоднократно изображал детей рыбаков на основе натуральных моделей в виде полуфигур на фоне грубого ландшафта дюн. Каждый день дети и женщины перевозили выловленную в Зандворте рыбу в корзинах с побережья на Большой Рынок в Харлеме. Длина маршрута составляла почти 10 км. Свободная и схематичная манера письма Хальса делает мальчика - рыбака живым и беззаботным.
"Игрок на лютне", около 1623 года. Музей Лувра, Отдел Живописи, Париж.
"Лютнист" - одна из первых полуфигурных жанровых картин Хальса. Мужчина, заразительно смеясь, выглядит чрезвычайно доступным. Однако этол не узнаваемая личность, а скорее изображение музыканта в ярком шутовском костюме. Его камзол, из плиссированной ткани с ярко-красными полосками и огромными помпонами напоминает фигуру Пекелхаринга. (на следующей картине)
"Пекелхаринг", около 1625 года. Лейпцигский музей изящных искусств.
Пекелхаринг был популярным комедийным персонажем народного театра 17 века: его пристрастие к соленой рыбе вызывало у него неутолимую жажду, из-за чего он употреблял большое количество алкоголя. Хальс, вероятно, действительно использовал здесь актера в качестве модели. У него темный актерский макияж. В то время подобные "чернолицые" не были редкостью: глупого дурака в расистской манере воплощала такая раскрашенная фигура.
"Поющие мальчики", около 1626 года. Гессен-Кассельское наследие, Галерея живописи старых мастеров, Кассель.
За повседневной сценой двух поющих мальчиков скрывается аллегорическое изображение музыки или чувства слуха. Два мальчика, сочиняющие музыку вместе, олицетворяют гармонию. Картина, возможно, изначально была частью серии изображений пяти чувств: слуха, обоняния, вкуса, зрения и ощущений. С 16 века все геройские серии изображений использовались преимущественно в гравюре.
"Мальчик с флейтой", около 1627 года. Картинная галерея Государственных Музеев Берлина.
Хальс показывает поющего мальчика, глубоко погруженного в собственную музыку. Узкая часть изображения приближает его к зрителю. Хальс запечатлел живое счастье модели быстрыми и смелыми мазками. Поднятая левая рука с ладонью наружу, кажется захваченной в середине движения. Этот жест часто появляется в голландской живописи с фигурами, поющими или играющими музыку.
"Молодой человек с черепом", около 1627 года. Национальная галерея, Лондон.
Сопоставление молодости и черепа было популярным мотивом при жизни Хальса, для визуализации мимолетности.Свою юность Хальс поэтапно разыгрывает театрально: держит череп в левой руке, а правой делает говорящий жест. Долгое время его считали изображением шекспировского Гамлета. Однако достоверных свидетельсв об исполнении этого произведения в северных Нидерландах в 1620-х годах нет.
"Евангелист Лука", около 1625 года. Одесский музей Западного и Восточного искусства.
Лука и Матфей изначально принадлежали к группе из четырех евангелистов. Это единственные сохранившиеся картины Хальса на религиозную тему. В 1771 году они попали в Петербург в собрание Екатерины Великой, и в 1812 году были переданы Новороссии. Однако знание их атрибуции было утеряно. Лишь в 1959 году изображения Луки и Матфея снова можно было идентифицировать как работы Франса Хальса.
"Евангелист Матфей", около 1625 года. Одесский музей Западного и Восточного искусства.
Евангелисты, изображенные в виде поясных фигур, очень похожи на жанровые картины Хальса середины 1620-х годов. Лица выразительные и живые.Однако атрибуты этих двух распознаются только со второго взгляда: бык Святого Луки сливается с фоном, а ангел святого Матфея напоминает обычного маленького ребенка. На его крылья есть только маленький намек.
Зал Малле Баббе - Безумная Барбара.
Зал Малле Баббе - Безумная Барбара.
Особой чертой в творчестве Франса Хальса по мотиву и технике живописи является картина "Безумная Барбара", в качестве модели Хальс использовал историческую личность: Барбару Клаас из Харлема, заключенныую в тюрьму в 1646 году, за безнравственное поведение. Изображение движется между натуралистическим портретом и идеальной жанровой картиной. Хальс инсценирует фигуру Барбары как будто запечатленную на снимке. Ее безудержный смех реалистичен и правдоподобен. Ни одна другая картина Хальса не написана в такой свободной иэтюдной манере. Мотив Малле Баббе был широко распространен уже в 17 веке. В 1869 году работа была выставлена на Международной Художественной выставке в Мюнхене, и встречена другими художниками с большим энтузиазмом. Гюстав Курбе сделал копию на месте.
"Малле Баббе", около 1640-46 года. Картинная галерея Государственных Музеев Берлина.
Вероятно, самая известная картина Франса Хальса, изображает умственно отсталую, сумасшедшую женщину. Это Барбара Клаас, которую в 1646 году привезли в работный дом в Харлеме за аморальное поведение. Хальс изображает у нее маниакальную улыбку. Сова на ее плече символизирует безумие и пьянство. Изображение такого социального изгоя в натуральную величину уникально для живописи 17 века.
Гюстав Курбе (Орнан 1819 - Ла-Тур де Пельц 1877 гг.),
Гюстав Курбе (Орнан 1819 - Ла-Тур де Пельц 1877 гг.), "Малле Баббе", копия по Хальсу, 1869 год. Гамбургская художественная галерея.
Основоположник реализма Гюстав Курбе был большим поклонником Франса Хальса. Когда Малле Баббе был показан на Первой Международной Художественной Выставке в Мюнхене, в 1869 году, у него появилась возможность сделать копию. Он точно воспроизвел композицию и цветовое решение, немного увеличив формат. Однако монограмма художника работы Хальса и датировка являются дополнением Курбе.
Хан ван Меегерен (1889 - 1947 гг.).
Хан ван Меегерен (1889 - 1947 гг.). "Малле Баббе", около 1932-39 года. Рейксмузеум Амстердам.
Хан ван Меегерен - известный фальсификатор произведений искусства 1930-х и 1940-х годов, известный своим подражанием работам Вермеера. Среди работ, найденных в его студии в Ницце в 1939 году, есть "Малле Баббе", в стиле Франса Хальса. Для картины фальсификатор использовал только пигменты, которые по современным данным, использовали художники 17 века. Картина представлена здесь в найденном, весьма фрагментарном состоянии. (она не висит, а лежит под стеклом).
1.
1. "Малле Баббе", около 1640-46 года. Метрополитен музей. 2. Луи Бернхард Коклер (1740 - 1817 гг.) "Малле Баббе", 1760-1817 годд, точно не известно. Медный гравировальный кабинет, Государственные музеи Берлина.
Когда в 1871 году Метрополитен музей приобрел его Малле Баббе, берлинская работа уже была известна. ОГднако с конца 19 века атрибуция нью-йоркской версии оспаривалась: первоначально она считалась оригиналом мастера, затем как студийная работа, как работа современного преемника, как копия, и, наконец, даже как подделка. Последние исследования подтверждают, что работа пришла из мастерской Хальса. 2. Насколько известным и распространенным был мотив Малле Баббе в период раннего Нового Времени, показывает, среди прочего, печатная копия нью-йоркской версии 18 века. Когда позже эта гравюра была напечатана, Коклер даже добавил надпись: "Здесь имеется в виду женщина, изображенная как Барбара ван Харлем". Коклер также добавил старую поговорку, характеризующую ее как глупую женщину.
Ян Стен (1626 - 1679 гг.).
Ян Стен (1626 - 1679 гг.). "Как поют старые, так свистит молодежь". Около 1665-70 года. Картинная галерея Государственных Музеев Берлина.
Художник - жанрист Ян Стен уже в 17 веке прославился своими юмористическими произведениями. В этой иллюстрации к известной в то время пословице он протиивопоставляет воспитанную группу с матерью и детьми дикой суете веселой вечеринки на заднем плане. Две картины Хальса, висящие на стене, посвящены распространенным порокам: Малле Баббе в роли курильщицы слева и Пекельхаринг в роли пьющего справа.
Последний зал: помимо мастера (его работы на темной стене),  ученики и помощники Франса Хальса.
Последний зал: помимо мастера (его работы на темной стене), ученики и помощники Франса Хальса. "Портрет Яна Минсе Моленаера" (?). Около 1632 - 36 года. Картинная галерея Государственных Музеев Берлина.
Франс Хальс изобразил нескольких своих бывших учеников и сотрудников. Как показали новейшие исследования, берлинский портрет джентельмена, скорее всего, изображает ученика Хальса Яна Минсе Моленаера. Действительно, в описи поместья Моленаера и его жены Джудит Лейстер, которая также работала в мастерской Хальса, имеются портреты пары, выполненные рукой самого Мастера.
Жан Минсе Моленар (около 1610 - 1668 гг.).
Жан Минсе Моленар (около 1610 - 1668 гг.). "Странствующие торговцы на ярмарке", около 1640-45 года. Картинная галерея Государственных музеев Берлина.
Весьма вероятно, что Моленаер завершил часть своего обучения у Франса Хальса. Здесь он, вероятно, встретил Джудит Лейстер, на которой женился в 1636 году. В 1637 году пара переехала в Амстердам. Там на ярмарке создается эта работа. Моленар специализируется на деревенских и крестьянских сценах. Здесь группа жителей деревни собралась и читает вслух новости.
"Портрет Адриана ван Остаде", около 1646-48 годов. Национальная галерея искусств, Вашингтон. Коллекция Эндрю Меллона.
Ван Остаде был учеником Хальса в 1620-х годах. С 1632 года он добился больших успехов как живописец мелкофигурных крестьянских сцен и пейзажей. Он занимал несколько руководящих должностей в Харлемской гильдии Святого Луки, ассоциации местных художников, похожей на гильдию. Портрет, возможно, был создан по случаю избрания Ван Остаде главой гильдии Святого Луки.
Адриан ван Остаде (Харлем 1610 - 1685 гг.)
Адриан ван Остаде (Харлем 1610 - 1685 гг.) "Деревенский праздник с танцующей фермерской парой", 1660-70 год. Картинная Галерея Государственных музеев Берлина, в постоянном пользовании из Фонда коллекции Хайнца кукея, Берлин.
Работы Дирка Хальса, младшего брата Франса, также повлияли на фермерские сцены с маленькими фигурками Ван Остаде. Но Ван Остаде, как и его учитель Франс Хальс, следил за обычными людьми, аутсайдерами общества. В таких работах, как эта фермерская картина, он полностью посвящает себя удовольствию мелочей, радости деревенского веселья и семейного единения.
Питер Кодде (Амстердам 1599 - 1678 гг.),
Питер Кодде (Амстердам 1599 - 1678 гг.), "Портрет мужчины с часами". Около 1635 года. Картинная галерея Государственных Музеев Берлина. Принадлежит Ассоциации Музеев Кайзера Фридриха, Берлин.
Неизвестный мужчина держит в руке карманные часы, вещь, которую в то время могли себе позволить только очень богатые люди. Портрет долгое время считался произведением Франса Хальса. Однако ему не достает свободного живописного исполнения и динамичности образа. Сегодня эту работу приписывают Питеру Кодде. Он возглавил компанию, основанную Хальсом и принявшую на вооружение его стиль.
Питер Герриц ван Рестратен (1630 - 1700 гг.)
Питер Герриц ван Рестратен (1630 - 1700 гг.) "Натюрморт с китайскими чашками чая". 1670-80 годы. Картинная галерея, Государственные музеи Берлина. Собственность Музея Кайзера Фридриха, Берлин.
Ван Рестратен - один из самых известных учеников Франса Хальса. В 1654 году он женился на второй старшей дочери своего учителя Адриантье Франсдре. Он поехал с ней в Лондон в 1663 году. Его натюрморты характеризуются тонким чувством иллюзионистского изображения материала. Здесь часто демонстрируют роскошные и экзотические предметы, например, китайские фарфоровые пиаля и чашки.
Филипс Вауверман (1619 - 1668 гг.)
Филипс Вауверман (1619 - 1668 гг.) "Начало охоты", 1667-68 годы. Картинная галерея Государственных Музеев Берлина.
Многофигурные, искусно выполненные изображения Филипса Ваувермана не отражают годы его учебы у Хальса. Автор специализировался на живописи лошадей и пейзажей и создал около 120 сцен охоты, включая эту позднюю работу. Своими небольшими по формату живыми описаниями с яркими красками, он добился при жизни большой известности.
"Портрет Винсента Лаурена ван дер Винне", 1652 год. Художественная галерея Онтарио, Торонто. По завещанию Фрэнка Вуда, 1955 год.
Хальс создал несколько портретов знакомых ему художников, в том числе и этот портрет Винсента ван дер Винне. Сын фризского ткача льна и харлемской меннонитки прошел обучение в мастерской Хальса в 18 лет. Здесь мастер показал своего бывшего ученика в расслабленной позе и с застенчивым видом, незадолго до того, как он отправился в трехлетний Грандтур по Германии, Швейцарии и Франции в 1652 году.
Леендерт ван дер Куген (1632 - 1681 гг.)
Леендерт ван дер Куген (1632 - 1681 гг.) "Винсент Лауренс ван дер Винне", около 1660 года. Медный гравировальный кабинет, Государственные музеи Берлина.
На портрете, нарисованном черным мелом, Ван дер Винне изображен через несколько лет после его возвращения из Гранд тура, в расцвете лет. В это время он строил карьеру поэта и художника. Между 1661 и 1666 годами он занимал различные должности в правлении Харлемской гильдии Святого Луки. По свидетельствам очевидцев, он также писал портреты в стиле своего учителя Хальса. Однако сегодня ни одного не обнаружено.
Винсент Лауренс ван дер Винне (1629 - 1702 гг.)
Винсент Лауренс ван дер Винне (1629 - 1702 гг.) "Тщеславие". Около 1660 года. Музей Франса Хальса, Харлем.
Пейзажи и натюрморты сегодня доминируют в известном творчестве Ван дер Винна. Они демонстрируют большое внимание к деталям. В этой работе он представляет множество различных инструментов, книг и мотивов быстротечности в более точной живописной манере. Художник вписывает себя в картину посредством подписи на листе бумаги в правой части стола и мотива портретного рисунка.
Адриан Брауэр (1605 - 1638 гг.)
Адриан Брауэр (1605 - 1638 гг.) "Операция на спине", около 1636 года. Музей Штеделя, Франкфурт на Майне.
Адриан Брауэр - один из самых выдающихся голландских художников - жанристов 17 века. Между 1626 и 1631 годами он жил в Харлеме и, скорее всего, работал в мастерской Хальса. Об этом говорит его схематичная манера письма, сдержанная цветовая гамма и выразительность фигур. Эта поздняя работа показывает склонность Брауэра к редукции. Драма почти полностью основана на мимике трех главных героев.
Дирк Хальс (1591 - 1656 гг.)
Дирк Хальс (1591 - 1656 гг.) "Счастливая компания", около 1620 года. Музей Штеделя, Франкфурт на Майне.
Дирк Хальс сначала работал в мастерской своего брата, а затем стал независимым мастером в 1627 году. Он специализировался на изображениях счастливых и веселых групп лучшего общества. Как и здесь, он часто показывает их на фоне барочных садов, приправленных рискованными и пикантными юмористическими деталями. Женщина справа на картине держит в руке перевернутый стакан, намекая на потенцию человека, сидящего рядом с ней.
Джудит Лейстер (1609 - 1660 гг.)
Джудит Лейстер (1609 - 1660 гг.) "Профиль мальчика", около 1630 года. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Половая принадлежность ребенка долгое время оставалась загадкой. Однако короткие волосы и прядь, свисающая слева, так называемый локон любви, указывает на мальчика. Свободно написанный профиль головы напоминает детские головы Хальса. Лейстер, вероятно, переняла этот тип изображения. Она, безусловно, использует свой талант, чтобы зарекомендовать себя как художницу на арт-рынке.
Джудит Лейстер (1609 - 1660 гг.)
Джудит Лейстер (1609 - 1660 гг.) "Веселый гуляка", около 1629 года. Картинная галерея Государственный музеев Берлина.
Когда картина была приобретена в 1874 году, считалось, что это работа Хальса, и лишь в конце 19 века Джудит Лейстер была признана самостоятельной художницей. Лейстер была единственной из многочисленных учеников Хальса, точно следовавшая за ним не только стилистически, но и тематически. Она также была первой женщиной, принятой в качестве независимого художника в мастерской гильдии Святого Луки.
Джудит Лейстер (1609 - 1660 гг.)
Джудит Лейстер (1609 - 1660 гг.) "Серенада", 1629 год. Рейксмузеум, Амстердам. Приобретено при поддержке Ассоциации Рембрандта.
Многие картины Джудит Лейстер по мотивам очень похожи на работы Франса Хальса. В "Серенаде" представлены образы таких музыкантов, как "Лютнист" Хальса. Это одна из самых ранних подписанных работ художницы. Их отличительной чертой является подпись со звездой, которая отсылает к фамилии Лейстер - Путеводная Звезда.
Вильгельм Лейбль. (Кёльн 1844 - Вюрцбург 1900 гг.),
Вильгельм Лейбль. (Кёльн 1844 - Вюрцбург 1900 гг.), "Мальчик с шейным платком", около 1869 года. Германский Национальный Музей, Нюрнберг.
Работа представляет собой одну из так называемых шейных картин Лейбля. Они относятся к голландской живописи 17 века и пользовались большой популярностью при жизни мастера. Эту картину художник создал во время нескольких месяцев визита к Гюстау Курбе в Париж. Там он также изучил недавно приобретенную Лувром "Молодую женщину" - "Богемьянку".
Вильгельм Лейбл (Кёльн 1844 - Вюрцбург 1900 гг.),
Вильгельм Лейбл (Кёльн 1844 - Вюрцбург 1900 гг.), "Портрет Максимилиана, барона фон Перфаля", 1876 год. Коллекция Баварской Государственной живописи, Мюнхен - Новая Пинакотека.
На портрете изображен давний друг и покровитель художника в возрасте 63 лет. Земляные цвета, а также поза натурщика и запоминающееся выражение лица, свидетельствуют об интенсивном взаимодействии Лейбля с Хальсом. Например, есть большая близость к портрету Маритжи Кластр Вогт, созданному Хальсом. С картинами Хальса Лейбль познакомился на Первой Международной Выставке в Мюнхене в 1869 году.
Фотография портрета Маритжи Кластр Вогт Франса Хальса.
Фотография портрета Маритжи Кластр Вогт Франса Хальса.
К предыдущей работе.
Ловис Коринт (1858 - 1925 гг.)
Ловис Коринт (1858 - 1925 гг.) "Портрет мужчины в мягкой шляпе с полями". Копия по Франсу Хальсу. 1907 год. Новая галерея, Кассель, Гессен. Оригинал выше, 20-я по счету фоторгафия.
В 1907 году Коринт скопировал знаменитый портрет Хальса во время пребывания в Касселе, где он учился у голландский мастеров. Здесь он попытался своими средствами воссоздать картину Хальса. Его копия темнее и показывает меньшую пространственную глубину, чем оригинал. Подпись "Ловис Коринт/1907/Франц Хальс" вверху справа подчеркивает родство с оригиналом.
Макс Либерман (Берлин 1847 - 1935 гг.)
Макс Либерман (Берлин 1847 - 1935 гг.) "Портрет Доктора Джейкоба Сакса", 1878 год.Частная коллекция.
Макс Либерманн - один из первых немецких импрессионистов, вдохновившийся голландскими мастерами 17 века. Портрет доктора - один из самых ранних его работ, с мотивами, заимствованными у Хальса. Мощная, свободная манера письма, перенесенная в картину спинка стула, с расслабленной на ней рукой и прямой взгляд натурщика лишь с намеком на улыбку, который можно найти и на портрете мужчины в мягкой шляпе с полями. (предыдущий и 20-й)
Людвиг Эйбль (1842 - 1918 гг.)
Людвиг Эйбль (1842 - 1918 гг.) "Портретный этюд старухи", около 1875 года. Национальная галерея, Государственные музеи Берлина.
Эта работа вдохновлена произведениями Франса Хальса "Малле Баббе".Эйбль, вероятно, изучал эту знаменитую картину в Берлинской Галерее, где она была открыта для публики с 1874 года. Близость к Хальсу видна в грубом стиле живописи.
Ловис Коринт (1858 - 1925 гг.)
Ловис Коринт (1858 - 1925 гг.) "Женщина в розовой шляпе". 1912 год. Национальная галерея, Государственные музеи Берлина.
На портрете изображена жена Коринта Шарлотта Беренд-Коринт, после посещения парада цветов в Италии. Живость, неформальность и чувственная, кокетливая харизма героини напоминает модели Франса Хальса, Такая как его "Молодая женщина" из Лувра (фото 5). Хотя живопись Хальса и отличается по колориту от яркой цветовой палитры Коринта, впечатление движения и свободное живописное исполнение говорят сами за себя.
Неизвестный фальсификатор.
Неизвестный фальсификатор. "Смеющийся кавалер", около 1923 года. Оригинал - фото 4.
Эта копия Хальса никогда раньше не выставлялась. В 1923 году это вызвало скандал: после того, как известный ценитель искусства Хофстенде де Гроот подтвердил подлинность работы, она была продана за 50 тысяч гульденов. Но возникли сомнения. В последующем процессе впервые вызвали химиков, для оценки картины. И она оказалась современной подделкой.
  1. Берлинские дворики, еврейский квартал, искусство графити
  2. Берлин с воды — прогулка по Шпрее
  3. Истсайдская галерея и шедевр Калатравы
  4. Пешком по Берлину
  5. Просто прогулка по просто Берлину
  6. Еврейский, и не только, Берлин
  7. Бранденбург — болота балтийских славян, Высоцкий и удивительные истории
  8. Курортный столичный Потсдам
  9. Выставка Франса Хальса
  10. Мемориал жертвам войны и насилия
  11. Ботанический сад Берлина.
  12. Кафедральный собор Берлина
  13. Поезд жизни, поезд смерти
  14. Берлинский парк животных
  15. Ванзее — окончательное решение еврейского вопроса
  16. Святая София, духовный и политический институт
  17. Музей Магии и магическое шоу
  18. Пергамон — панорама — пока музей на карантине
  19. Сан Суси — Прусский Версаль
  20. Прогулка в Новом Саду
  21. Исторический лев в Берлине — почти кино
  22. Если не сведут с ума римляне и греки. Финальная часть — эротика, римский быт. Часть 4.
  23. Парк и Дворец Глинике — один из многочисленных берлинских зеленых островков
  24. Римские захоронения нашей эры. Римский плагиат - копии греческих оригиналов. Часть 3
  25. Лучшее у этрусков, да и римское неплохо. Часть 2.
  26. Хотите поменяться? Например, Пауэрса на Абеля!
  27. Лучшее греческое вне Греции, да и римское неплохо. Часть 1
  28. Старая национальная галерея Берлина
  29. Импрессионисты в Старой Галерее Берлина
  30. Выставка Поля Гогена в Старой Галерее
  31. Выставка «Мунк в Берлине» в Берлине
  32. Фестиваль уличной еды в разгар «пандемии»
  33. Шоппинг в Берлине
  34. Берлинская республика — ресторан со своей Конституцией
  35. Мир супов в Берлине
  36. Океанариум в азиатском ресторане
  37. Прекрасное место для еды и отдыха на окраине Берлина (любителям китайской кухни).

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому
[ 0,22123 ] / [ 75 ] / [ 0,15642 ]