Фотоальбом

Выставка Поля Гогена в Старой Галерее

Выставка Поля Гогена происходила в Старой Национальной Галерее Берлина. Не могу сказать, что я осталась в восторге от выставки. Нет, к Гогену нет претензий, претензии к организаторам. Во-первых, маловато, как мне показалось. Но это пол беды. Бликовало все: картины, керамика, книги. Я уже не говорю про фото, даже смотреть было сложно, что-то совсем беда с освещением — точнее, с затемнением. Но, что было, то было.

Гоген прибыл на Таити всего через несколько дней после смерти последнего короля островного королевства Помаре Пятого. Вскоре он понял, что его мечты о Южных морях и тропической студии «вдали от западной цивилизации» не согласуются с колониальной реальностью островной жизни: разочарованный, он понял, что сможет найти художественный и духовный рай, только если изобретет его сам.

Вооружившись официальным поручением министра образования и изящных искусств Франции Леона Буржуа изобразить местную культуру острова, он прибыл в колониальную столицу Таити Папеэте 9 июня 1891 года. Соглашение обеспечило ему оплату путевых расходов за 69-дневный переход. Это, наряду с регулярными морскими путями, установленными между Францией и ее колонией Таити, позволило Гогену осуществить свои планы путешествий. Вскоре после прибытия он написал письмо своей жене Метте, жалуясь на последствия колониализма на острове — как «протестантское лицемерие» и христианские миссионеры украли у острова всю «поэзию».

С тех пор Гоген культивировал в своих произведениях фантазию о потерянном рае. Эта «тоска по оригиналу» кажется парадоксальной или своего рода империалистической ностальгией, потому что, будучи французом во французской колонии, он был частью той самой системы европейской эксплуатации, которая разрушила то, что он искал.

Он прожил на Таити 8 лет, создав за это время множество работ. Помимо известных картин, выставка представляет работы из керамики, его статьи и книги, о которых мало известно широкой общественности, его путевой дневник, в значительной мере выдуманный. Самомифологизация Гогена в этих произведениях становится очевидной. Он выдавал себя за коренного островитянина, живущего в гармонии с культурой и народом Таити, хотя на самом деле он был совсем другим. Гоген принадлежал к небольшой группе иммигрантов, состоящей из моряков, торговцев, фермеров, фотографов и художников. Таким образом, Гоген не входил ни в местную таитянскую общину, ни в колониальную элиту. Художник занял достойное место среди примерно 40 членов французской колониальной администрации на Таити, которые не проявляли особого интереса к местным европейцам ранга ниже их. Представляется противоречивым, что Гоген занимал позицию привилегированного европейца и в то же время играл роль мятежника, сопротивлявшегося французскому колониальному господству. Однако подобная амбивалентность не была необычной для художника, о чем, в частности, свидетельствуют его произведения. С одной стороны, он открыто говорил о своих молодых любовницах, которые помогали ему по дому, с другой стороны, как художник, он также публично защищал «право полинезийских женщин зарабатывать самостоятельно себе на жизнь и плевать в лицо тем, кто их угнетал».

"Апатарао" - "Таитянский пейзаж", 1891 - 1895 гг.
Масло на холсте. Новая глипотека, Копенгаген. Гоген часто давал своим произведениям, созданным в Полинезии, таитянские названия, которые писал прямо на полотне. Они часто отсылают к таитянской мифологии и религии, которые малоизвестны в Европе и окружают произведения таинственной двусмысленностью. Вопреки его утверждению о том, что таитянский язык выучить легко, названия его картин часто содержат грамматические и орфографические ошибки. Гоген плохо владел языком, несмотря на 8 лет, которые в общей сложности он провел на острове. Его работа Апатарао является наглядным примером этого, так как этот регион Таити правильно пишется Апаатарао. Точно так же Гоген назвал одну из своих картин Faiara, предположительно, означая fa,aara, что на таитянском языке означает "Пробуждение". С одной стороны, эти ошибки раскрывают представление Гогена как туземца, с другой стороны, сегодня возникает вопрос, почему многие западные музеи редко занимались вопросом таитянских названий или полностью заменяя названия Гогена.
"Парау Апи" - "Что нового?", 1892 год.
Масло на холсте. Государственное Художественное собрание Дрездена - Альбертинум - Галерея "Новые мастера".
"Таитянские женщины", 1891 год.
Масло на холсте. Музей Д,Орсе, Париж. Подарено графиней Витали в память о ее брате, виконте Ги де Шоле, 1923 год.
"Ареареа но варуа шно" - "Удовольствие злого духа". 1894 год.
Масло на холсте. Новая глиптотека Карлберг, Копенгаген.
"Файара" - "Пробуждение", 1898 год.
Масло на холсте. Новая глиптотека Карлсберг, Копенгаген.
"Таитянские рыбачки", 1891 год.
Масло на холсте. Государственные музеи Берлина, Национальная галерея. Ссуда от Художественного фонда Эмста фон Сименса.
"Прибрежный пейзаж на Мартинике", 1887 год.
Масло на холсте. Новая глиптотека Карлсберг, Копенгаген.
"Вахине но те Тиаре" - "Женщина с цветком", 1891 год.
Масло на холсте. Новая глиптотека Карлсберг, Копенгаген.
"Парусник в лунном свете", 1878 год.
Масло на холсте. Новая глиптотека Карлсберг, Копенгаген. Еще до отъезда на Таити, Гоген постоянно искал в мире художественное и духовное вдохновение. Неудивительно, что Гоген, проведший ранние детские годы в Перу, бороздивший моря мира в качестве моряка и повидавший Индию и Северный Полярный круг, неоднократно отворачивался от Франции. В 1887 году он отправился в Панаму, а затем на карибский остров Мартиника со своим другом, художником Шарлем Лавалем. Он писал своей жене Метте: "Я даже не могу описать свой энтузиазм по поводу жизни во французских колониях". Его бегство от мира по следам якобы "оригинала" в искусстве шло рука об руку с самоизображением антибуржуазного и дикого художника. В своих произведениях Гоген дистанцировался от своего привилегированного положения колониста, создав легенду о себе, как об интегрированном островитянине, выступающем против колониального правления. В мифе о нецивилизованном диком творце он очень тесно связал свое искусство с мечтой всей жизни о земном рае, что и привело Гогена к его последней тщетной попытке бежать от "западной цивилизации" на маркизский остров Хива-Оа, где он и умер в 1903 году. Творчество Гогена доказывает, что он получал художественные стимулы отовсюду - его само-стилизация как дикого художника, однако, сегодня, разоблачена на фоне постколониальных дебатов.
"Натюрморт с цветами и кошками", 1899 год.
Масло на холсте. Новая глиптотека Карлсберг, Копенгаген.
"Таитянский пейзаж с четырьмя фигурами". 1892 год.
Масло на холсте. Новая глиптотека Карлсберг, Копенгаген.
"Папе Мо" - "Таинственная вода", 1894 год.
Крашенный дуб, роспись. Новая глиптотпека Карлсберг, Копенгаген. Гоген неоднократно создавал мотив девушки, утоляющей жажду у скрытого в лесу источника. Кроме рельефа были созданы роспись и гравюры. Этот мотив также можно найти в Ноа Ноа, его полуавтобиографическом журнале о путешествиях по Таити: "После того, как девушка напилась, она взяла воду и обеими руками пустила ее себе между грудей. Потом - хотя я не издал ни малейшего шума - как робкая антилопа, инстинктивно почувствовавшая опасность, она опустила голову и обшарила чащу, где я стоял неподвижно. Мой взгляд не встретился с ней. Но едва она меня заметила, как закричала: "Тахэ!" (сердито) - пошел ко дну. Я бросился к реке: никого, ничего, только огромный угорь, извивающийся среди мелких камушков на дне". Однако не только магические элементы текста раскрывают Гогена как проницательного создателя мифов, мотив пьющей женщитны взят непосредственно с фотографии Шпица. Однако лежащий в основе образ таит в себе противоречие между якобы оригиналом и западным влиянием. Доколониальное традиционное одеяние, белая лава-лава, встречается с металлической трубкой, из которой льется родник, - деталь, от которой Гоген отказался в пользу райской идиллии.
"Лежащая женщина с веером", 1887 - 1891 годы.
Крашенный дуб, роспись. Новая глиптотека Карлсберг, Копенгаген.
"Ева со змеей и другими животными", 1887 - 1891 годы.
Окрашенный дуб, роспись. Новая глиптотека Карлсберг, Копенгаген.
"Женщина с манго", 1887 - 1891 годы.
Окрашенный дуб, роспись. Новая глиптотека Карлсберг, Копенгаген.
"Этюд голов явайской танцовщицы в полный рост", июль 1890 год.
Карандаш, бумага. Музей Виллумсена, Фредерикссунд.
"Неф Неф Фенуа" - "Земля наслаждений", 1893-1895 годы.
Цветная ксилография на японской бумаге.
"Тэ По" - "Великая ночь", 1893-1894 годы.
Гравюра на дереве. Государственные музеи Берлина, Купферзихкабинет.
"Ева" 1894-1895 годы.
Цветная гравюра на дереве и азиатской бумаге. Государственные музеи Берлина, Купфельзихкабинет.
"Похищение Европы", 1894-1895 годы.
Гравюра на дереве. Государственные музеи Берлина, Купфельзихкабинет.
"Маруру" - "День Благодарения", 1893 - 1894 годы.
Цветная нравбра на дереве на азиатской бумане. Государственные музеи Берлина, Купферзихкабинет.
"Те Атуа" - "Боги", 1893-1895 годы.
Гравюра на дереве. Государственные музеи Берлина, Купферзихкабинет.
"Ле Сурир", полная коллекция факсимиле.
Частная коллекция. В последние годы жизни на Таити, Гоген начал заниматься журналистикой. В этом его, возможно, вдохновил отец, Пьетро Гийом Кловис Гоген, который издавал либеральную ежедневную газету "Ле Натиональ".
Части сатирической газеты
Части сатирической газеты "Le Sourse" - "Улыбка", издаваемой Гогеном.
Между 1899 и 1900 годами Гоген опубликовал 9 номеров собственной газеты "Улыбка". Сатирическая газета, направленная на осуждение колониальной администрации на Таити, и, в частности, губернатора Гюстава Галле, Гоген написал и оформил все содержание, все статьи, анекдоты, рецензии и карикатуры. Он часто использовал псевдонимы, такие как Паретения Таитиан - Девственница. Его критическое отношение к колониальной элите заставило его взять на себя роль политического диссидента, что в ретроспективе вряд ли могло примирить его с привилегиями и правами, поскольку белый колонист и француз на Таити имел все, что стало парадоксом.
"Ноа Ноа" - "Вояж на Таити". Факсимильное издание рукописи.
Государственные музеи Берлина, художественная библиотека.
"Ноа Ноа" - "Аромат".
Государственные Музеи Берлина, Библиотека Старой Национальной Галереи. Осенью 1893 года, с помощью своего друга Шарля Мориса, Гоген нам=писал свой весьма вымышленный автобиографический рассказ о путешествиях "Ноа Ноа" - "Аромат", который основан на его опыте на Таити, а также содержит анекдотические описания создания его произведений.
Каталог выставки Галереи Дюран-Рюэль, Париж, 1893 год, с участием Гогена.
Каталог выставки Галереи Дюран-Рюэль, Париж, 1893 год, с участием Гогена.
Новая глиптотека Карлсберг, Копенгаген. В 1882 году основатель пивоварни Карлсберг и глиптотеки в Копенгагене Карл Якобсен выбрал своим товарным знаком свастику, древний индийский символ солнца. Он также использовался в музейной библиотеке до Второй Мировой Войны и нацистской оккупации Дании. Поль Дюран - Рюэль был влиятельным парижским арт-дилером. Он организовывал выставки - продажи, особенно импрессионистам, в которых участвовали и работы Гогена. Когда Гоген вернулся во Францию с Таити в 1893 году, ему была предоставлена возможность снова выставиться в знаменитой галерее.
"Древний культ махори".
Государственные музеи Берлина, Библиотека Старой Национальной Галереи. Чтение книги Жана-Антуана Меренхаута 1837 года "Путешествие по Большому океану" о таитянских сагах, побудило Гогена создать иллюстрированные заметки, которые он резюмировал между 1892 и 1893 годами под названием "Древний культ махори". Уже в этой книге, с ее многочисленными изображениями таитянского мира Богов, он сочетал образные рисунки и иллюстрации почти наравне с текстом, как он вскоре развил их в своем наиболее важном сочинении "Ноа Ноа".
Факсимильное издание неопубликованного оригинала Гогена, Лейпциг, Курт Вольф, 1919 год.
Факсимильное издание неопубликованного оригинала Гогена, Лейпциг, Курт Вольф, 1919 год.
Государственные музеи Берлина, Художественная Библиотека. Последняя остановка в путешествии Гогена - Хива-Оа, где он жил с 1901 года до своей смерти в 1903 году. Несмотря на свой скромный, но регулярный доход от путешествия от парижского галериста Воллара, он постоянно нуждался в деньгах. Его состояние требовало лекарств и госпитализаций, которые он едва мог себе позволить. Поэтому он решил перебраться с Таити на Маркизские острова, снова мечтая о более оригинальной жизни. Именно здесь возник его легендарный "Дом наслаждений", в котором были собраны эротические фотографии обнаженных женщин маори. Кроме того, он так же активно писал и резюмировал тексты для газеты. Гоген вступил в конфликт с администрацией Колора на Маркизских островах. Он не только сам не платил никаких налогов, но и призывал островитян "внутри последовать его примеру и отказаться от прозелитизма". В результате перед смертью по результатам суда он был приговорен к 3 месяцам тюремного заключения и крупному штрафу.
Факсимильное издание Гогена 1920 года, Курт Вольф, Мюнхен.
Факсимильное издание Гогена 1920 года, Курт Вольф, Мюнхен.
Государственные музеи Берлина, Библиотека Национальной Галереи.
Факсимильная книга 18 века, принадлежащая Гогену.
Факсимильная книга 18 века, принадлежащая Гогену.
Письма Поля Гогена Дж. Виллумсену, 1890 год.
Письма Поля Гогена Дж. Виллумсену, 1890 год.
Тушь на бумаге. Музей Виллумсена, Фредерикссунд.
"Таитянин", 1895 год.
Бронза. Музей Орсе. Гоген создал эту бронзовую маскув 1895 году, назвав ее "Таитянин" или "Голова дикаря", или "Маска дикаря". Иногда, в контексте его мифа о художнике - самописце, работа даже понималась в переносном смысле как символический автопортрет Гогена. Он часто называл себя и таитян "дикими" - словом, которое в 19 веке часто использовалось, неся несколько иной сегодняшнему смысл. Но, сегодня термин является уничижительным и отражает стереотипный образ, связанный с выработанными европейцами колониальными представлениями о культурах, к которым они не принадлежали или которые почти не знали. И последнее, но не менее важное: Гоген также использовал миф о диком художнике для продвижения своего искусства, о чем он писал в письме своему арт-дилеру Амбруазу Воллару: "А маска, голова дикаря, из замечательной бронзы, совсем не дорогая. Я уверен, что Вы могли бы легко найти тридцать коллекционеров, которые заплатили бы 100 франков за штук - это было бы 3000 франков или 2000 франков после всех расходов".
1.
1. "Кувшин с бретонской девушкой и овцой", 1886-1887 годы. 2. "Ваза с танцующей женщиной". 3. "Двойной сосуд с бретонской девушкой, овцами и гусями", 1886-1887 годы.
1. Неглазурованная глиняная посуда. 2. Частично глазурованный фаянс. 3. Керамика неглазурованная. После своих путешествий в Панаму и Мартинику Гоген обратил свое внимание на художественную керамику между 1886 и 1888 годами. Вдохновленный встречей с керамистом Эрнестом Шапле, и очарованный грубой матовой фактурой глиняного тела, которую он также предпочитал на неподготовленных поверхностях своих полотен, он создал многочисленные сосуды. Новая глиптотека Карлсберг. Копенгаген.
1.
1. "Кувшин с изображением сидящей пастушки, гуся и ягненка". 2. "Ваза с тремя чашами в форме тыквы, одна из которых украшена бретонским мальчиком".
1. Глазурованный керамогранит. 2. Одна из ваз украшена золотой глазурью. Новая глиптотека Карлсберг, Копенгаген. Говоря о формальном языке своей керамики, Гоген часто вдохновлялся перуанскими вазами, например, теми, что были сделаны его матерью, и его опекуном, бизнесменом и коллекционером произведений искусства Гюставом Арозой. Пришли ли его мотивы из Бретани или Мартиники, вдохновлялся ли он старшими художниками, такими, как Эжен Делакруа или Поль Сезанн, керамика Гогена всегда воплощает преображенный образ, который он создавал с детства, в бывшей испанской колонии Перу.
"Женщина с платком с Мартиники", 1887 - 1888 годы.
Фаянс неглазурованный. Новая глиптотека Карлсберг, Копенгаген.
"Ваза в форме женщины с поясом змеи", 1887-1888 годы. 2. "Ваза с мотивами Сезанна", 1886-1887 годы. 3. "Флакон с двумя полумасками", 1887-1888 годы. 4. "Кувшин с изображением алжирского всадника по Делакруа", 1886-1887 годы.
1. Частичная глазурь, позолота. 2. Фаянс неглазурованный, позолота. 3. Глазурованная керамика, с участками, обведенными золотом. 4. Частично глазурованный фаянс, позолота. Новая глиптотека Карлсберг, Копенгаген.
Конголезские мастера.
Конголезские мастера. "Женская статуэтка Баконго Акимбо", 1889 год.
Раскрашенное дерево, латунь, стекло. Частная коллекция. Гоген купил эту деревянную статуэтку на Всемирной Выставке в Париже в 1889 году. Раскрашенное шейное кольцо показывает статус знати. Серьги и стеклянные глаза добавил к статуэтке сам Гоген, он же раскрасил ее.
"Корзина фруктов", украшение перил. 1880 год.
Дерево, роспись. Новая глиптотека Карлсберг, Копенгаген.
Гоген прожил на Таити десятилетие, с двухгодичным перерывом жизни в Париже. Во время жизни в Южной части Тихого океана, Гоген писал картины, создавал керамику, писал сатирические книги, письма, рукописи, статьи и отчасти вымышленный путевой дневник.
Гогену была присуще практика присвоения, он находил старые предметы, расписывал их или добавлял элементы и ставил свою подпись.
Колониальные фотографии Чарльза Жоржа Шпица.
Колониальные фотографии Чарльза Жоржа Шпица.
Они привлекли огромное внимание на Всемирной Выставке в париже в 1889 году. Фотографии располагались в колониальном павильоне, посвященном Таити, где, помимо типичных инструментов, одежды и сельскохозяйственных продуктов, также была представлена обширная презентация колониальных фотографий. Уроженец Франции Шпиц выбрал для выставки не только бытовые, но и эротические фотографии таитянских девушек, поразившие воображение западных зрителей.
Чарльз Жорж Шпиц
Чарльз Жорж Шпиц "Вид с Таити", 1880 год.
Фотография Исследовательского Института Гетти, Лос-Анджелес.
Чарльз Жорж Шпиц
Чарльз Жорж Шпиц "Воспоминания о Таити", 1887 год.
Фотография библиотеки Митчела Нового Южного Уэльса.
Чарльз Жорж Шпиц
Чарльз Жорж Шпиц "Сцена рыбалки возле Афаахити", 1870 год.
Научно-исследовательский Институт Гетти, Лос-Анджелес.
Чарльз Жорж Шпиц
Чарльз Жорж Шпиц "Вид на Таити", 1870 год.
Фотография из Исследовательского Института Гетти, Лос-Анджелес.
Центральноафриканский павильон Всемирной Выставки 1889 года.
Центральноафриканский павильон Всемирной Выставки 1889 года.
Фотография из коллекции Грамсторфа. Отдел коллекций изображений, Национальная галерея Художественной библиотеки, Вашингтон.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании Туров на Travelata.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому
[ 0,17827 ] / [ 72 ] / [ 0,14037 ]