"Естественная история. Лошадь".
"Самое благородное завоевание, которое когда-либо совершал человек, - это завоевание этого гордого и пылкого животного, которое разделяеьт с ним усталость войны и боевую славу; такая же бесстрашная, как и ее хозяин, лошадь видит опасность и противостоит ей, она откликается на звук оружия, любит его, и одушествляется тем же пылом; она тоже делится своими удовольствиями, на охоте, на турнирах, на скачках она блестит, она сверкает; но послушная и столь же отважная, она не дает увлечь себя огню, сдерживает свои движения, не только сгибается под рукой того, кто ею управляет, но, кажется, совещается со своими желаниями и всегда повинуюяь ощущениям, которые она получает от него, она спешит, умеряет или останавливается и действует только для его удовлетворения; это существо,которое отказывается от своего существования, чтобы существовать только по воле другого, которое даже предвосхищяает ее, которое быстротой и точностью своих движений выражает и выполняет ее, которое чувствует столько же, пусть ему бросают вызов и возвращается лишь тогда, когда желает тот, кто отдается без остатка, ни от чего не отказывается, работет изо всех сил, идет на многое и даже умирает, чтобы лучше повиноваться. Вот лошадь, чьи таланты развиты, чьи природные качества усовершенствованы искусством, которую с самого раннего возраста дрессировали и учили". Лошадь неисчерапема - "этот мир, который нужно изучать", как утверждал художник Эжен Фромантен в 19 веке. Лошадь является квинтэссенцией благородства. От старых времен и до наших дней она является важным средством выражения отличия: ее простое присутствие обозначает ранг, определяет социальную иерархию и консолидирует власть. Политическое животное, лошадь усиливает великолепие суверенного величия и, вызывая в памяти святых и прославленных рыцарей, способствует прославлению кавалера и его последующему возвышению до статуса легендарного героя.
В Версале периодически проходят временные выставки. Во время одного из моих приездов проходила выставка, посвященная лошадям. Она открывается показом любимых лошадей различных европейских принцев, суверенов и императоров, которые увлекались лошадьми. Животные изображены поодиночке и на монументальных на картинах, таких, как лошади Карла XI Шведского, увековеченные Давидом Клёкером фон Эренстралем, одним из отцов — основателей шведской живописи — в натурализованной форме, отлитые с натуры или на маленьких портретах, таких как портреты арабских скакунов королевы Виктории. Эти портреты показывают с удивительным эффектом присутствия, насколько принцы были привязаны к своим спутникам — лошадям, и как сильно они восхищались и гордились своими конюшнями с великолепными скакунами.
«Самое благородное завоевание человечества — это завоевание этого гордого и резвого животного, которое разделяет с ним тяготы войны и славу победы; которое также разделяет удовольствие охоты, турнира и скачек, на которых оно сияет». Памятные вступительные строки великого произведения Бюффона прославляют тесную и длительную связь между лошадью и человечеством. На протяжении веков, через различные цивилизации, но также и в своем воображении, лошадь всегда оставалась зеркалом своего времени.
Благодаря этому таинственному союзу силы и покорности, храбрости и страха, сопротивления и скорости, элегантным пропорциям и аллюрам, ее особой душе и странному восприятию человеческих эмоций, ее исключительной полезности во всех отношениях, лошадь заняла привилегированное место сразу после человека в иерархии существ. Она является двойником человека, рядом с ним, когда он завоевывает мир.
Эта экспозиция сосредоточена на новых темах, основанных на ранее неизданных исследованиях, и исследует предмет в различных его аспектах: политическом, художественном, дипломатическом, научном, зрелищном, реальном и воображаемом. Выставка стремится показать исключительное богатство конной культуры в Европе с XVI по XX век, начиная с Ренессанса, когда роль лошади и её использование в общественной и военной жизни претерпели значительные изменения, и заканчивая накануне Первой мировой войны, которая символизировала завершение эпохи конной цивилизации и перевела лошадей в сферу развлечений.