Сверху слева: Джузеппе Пассери "Три архангела - Михаил, Гавриил и Рафаил" . 2. Сверху справа: Жозеф-Мари Вен "Спящий отшельник". 3. В центре: Грегорио Гугьельми "Аллегория восшествия на престол Папы Климента Тринадцатого". Внизу слева: Этьен Парросель "Яв
1. (Рим, 1654 - Рим, 1714). Масло на холсте, 1701 год. Подготовительный набросок алтаря римской церкви Санта-Катеринат в Маньянаполи. Париж, частная коллекция.
2. (Монпелье, 1716 - Париж, 1809). Масло на бумаге и картоне, 1750 год. Эскиз к картине в Лувре. Париж, частная коллекция.
3. (Рим, 1714 - Санкт-Петербург, 1773). Масло на холсте. Рим, коллекция Фабрицио Лемме.
4. (Авиньон, 1696 - Рим, 1775). Масло на бумаге, картоне, 1744 год. Рим, коллекция Лемме.
5. (Каподистрия, 1656 - Рим, 1746). Масло на холсте, 1699 год. Римская Национальная галерея Сан-Лука.
Именно "непохожесть" Рима иногда смущает рациональный ум путешественника, прибывающего с севера, и, в частности, из Франции.
Вторая часть залов Наполеонаи искусство Рима 18 века.
Рим — город контрастов (это не из кино, с заменой стамбула, это из музея!). В 18 веке Рим был, после Неаполя, самым густонаселенным городом Италии: ведуте (ведута — жанр живописи и графики 18 века. Картина, гравюра или рисунок с изображением городского пейзажа и памятников архитектуры) Джованни Паоло Панини ярко свидетельствует о римском населении, которое толпилось на улицах и площадях столицы. Однако проницательный взгляд французского президента де Бросса, мудрого наблюдателя Рима 1739–1740 годов, также заметил, что город приютил в себе обширные, почти безлюдные анклавы, занятые парками, садами, окультуренными огородами; просторами, усеянными руинами и оживляемые только стадами коз и овец, мирно пасшихся там. Художники — пейзажисты 18 века, большинство из которых были иностранцами, подхватили эту особенность Рима в своих картинах и акварелях, взятых с натуры, изображающих зеленый город, сохранивший в век метрополий размеренный ритм прошлого.
Другой просвещенный свидетель рима 18 века, Монтескье, присутствовавший в Папском городе в 1729 году отмечает, со своей стороны, жизненность обменов, которые тогла объединили богатых иностранных коллекционеров и художников и агентов, работавших над тем, чтобы обеспечить их престижными драгоценными воспоминаниями о городе.
«Новый Рим продает Старый Рим по частям» — остро замечает Монтескье. Однако в то же время античные музеи в Риме переживали исключительное время: по воле пап 18 века Капитолийский и Ватиканский музеи обогатили и передислоцировали свои коллекции, открыв их для творцов и ученых. Куратор кабинета медалей Короны Франции Жан-Жак Бартелеми приветствовал «людей статуй», которые приветствовали посетителей в залах Капитолия, и определил новый музей как великую книгу для антикваров.
Несоответствие Рима иногда смущает рациоанльный ум путешественника, прибывающего с севера, и, в частности, из Франции: президент де Бросс особенно сожалел о том, что «на знаменитой площади дель Пополо при въезде в город все или дворцы, или хижины. На самом деле в Риме резиденции вельмож соседствуют с домами простых людей, а аристократия соседствует с низшими классами, подобно кишащей вселенной духовенства. Неожиданная война между ними на каждом углу улицы и придает очарование городу.»
Все, представленное на выставке, расчлененное для наглядности на разные разделы, вполне могло бы составить римское дворцовое убранство, с его разнообразием и утонченностью, способное само по себе воплотить образ многовековой и сложной части наследия города, во всей его «великой красоте».
Эти два зала последние, в одном из них жуткое освещение, удавалось сфотографировать только сбоку, во втором — немного лучше.